XIII. Логическое упражнение.

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Класс Дата проведения ________

Урок 9.

Тема: Гласные и согласные звуки. Закрепление. (с. 16, 17). Вн. чтение. Русские народные песенки

Цели:

  • закреплять умения определять и правильно произносить гласные и согласные звуки, выделять их из слов;
  • развивать речь детей, внимание, память;
  • воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие.

Оборудование:учебное пособие, предметные картинки овощей и фруктов, схемы предложений, звуковые схемы, книга для вн. чтения «Книжный сад 1».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Игра «Назови одним словом».

Клубника, земляника, черника, клюква — (ягоды).

Яблоко, алыча, лимон, апельсин — (фрукты).

Лук, чеснок, фасоль, свекла — (овощи).

IV. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.

Слова-отгадки проговариваются по слогам:

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко.)

На кусточке, на припеке,

Сидит парень краснощекий. (Помидор.)

Продолговатый, зеленый,

Вкусный свежий.

Вкусный и соленый. (Огурец.)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

Нарядили дочку

В тридцать три платочка.

Вышла в поле дочка

Толстая, как бочка.

Скачет серый зайка:

— Мне платочек дай-ка!

Убежал зайчишка —

Осталась кочерыжка. (Капуста.)

Физкультминутка “Ладачки, ладки»

V. Развитие речи. Составление рассказа по картинке (с. 16).

VI. Придумывание предложения к схеме

Какая крупная вы­росла морковь! и др.

VII. Рассказывание учителем «смешинки».

— Доктор, это правда, что, если я буду есть много моркови, у меня улучшится зрение?

— Правда. Разве ты когда-нибудь видел зайца в очках?

VIII. Игра «Обозначь первый звук».

Произношу сло­ва, выделяя голосом первый звук (улитка, стрекоза, шмель, аист, глухарь, крот, удав, слон, ослик, ирис, крыжовник, ар­буз), ученики сигналят соответствующей фишкой и говорят хором: «Гласный звук» или «Согласный звук». Дети «чита­ют» слова (ведут пальчиком по схеме): огурец, клубника, груша, укроп, смородина. При повторном хоровом «чтении» выделяют голосом первый звук, характеризуют его: в слове огурец первый звук [а], он гласный, на схеме обозначен крас­ной фишкой. И т. д.

IX. Чтение рассказа Э. Шима «Кто как одет?».

Дни стали ненастные, по ночам холодно.

И на колхозном огороде начали овощи убирать, чтоб не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом — лук в бумажных рубашках. Потом — бобы в шерстяных чулочках.

Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и петрушку.

Одна капуста осталась. Ее немного позже убирают.

Я не знал — почему, а потом вдруг догадался.

У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится.

X. Дидактическая игра «Уборка урожая» (с. 17).

Предлагаю в большую корзину собрать овощи, в меньшую — фрукты.

После того как ученики проведут обратным концом ручки соответствующие линии («уберут урожай»), они догружают корзины. Овощи «берут» с грядки — наклоняются, фрукты «рвут» с веток — тянутся вверх. Каждый фрукт и овощ при этом может быть кратко описан (сочное румяное яблоко, душистая груша, большой полосатый арбуз, фиолето­вый баклажан, золотистый лук и т. д.).

XI. Подбор слов к схеме,данной внизу (помидор, кабачок, огурец).

XII. Упражнение на внимание.

Что растет на нашей грядке?

Огурцы, горошек сладкий.

Помидоры и укроп

Для приправы и для проб.

Есть редиска и салат —

Наша грядка просто клад...

Если слушал ты внимательно.

Запомнил обязательно.

Отвечай-ка по порядку:

Что растет на нашей грядке?

В. Коркин

XIII. Логическое упражнение.

- Какой из трех овощей — чеснок, томат, огурец — имеет еще одно название? (Томат — помидор.)

Рассмотриваем разные значения слов лук, салат, петрушка.

Лук овощ. (Загадка: сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, т слезы проливает.)

Лук стрелковое оружие. (Стрельба из лука — олимпийский вид спорта.)

Салат травянистое огородное растение салатового цвета; его лис­тья едят сырыми. (Загадка: это что за беспорядки — кружева растут на грядке?)

Салат холодное блюдо из разных овощей, иногда с добавлением яиц, рыбы, мяса. («Сельдь под шубой» и др.)

Петрушка — растение, корень и листья которого употребляются как приправа к еде.

Петрушка озорная старинная кукла в колпаке с бубенцами (см. «Букварь», с. 112).

XIV. Обобщение.

- Чему учи­лись на уроке? (Составляли рассказ, отгадывали загадки, «со­бирали» овощи и фрукты, познакомились с интересными сло­вами, научились различать гласные и согласные звуки.)

XV. Внеклассное чтение. Знакомство с русскими народными песенками (чтение учителем)- с.30, «Книжный сад 1»

XVI. Рефлексия.

Наши рекомендации