XIII. Логическое упражнение.
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 9.
Тема: Гласные и согласные звуки. Закрепление. (с. 16, 17). Вн. чтение. Русские народные песенки
Цели:
- закреплять умения определять и правильно произносить гласные и согласные звуки, выделять их из слов;
- развивать речь детей, внимание, память;
- воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие.
Оборудование:учебное пособие, предметные картинки овощей и фруктов, схемы предложений, звуковые схемы, книга для вн. чтения «Книжный сад 1».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
III. Игра «Назови одним словом».
Клубника, земляника, черника, клюква — (ягоды).
Яблоко, алыча, лимон, апельсин — (фрукты).
Лук, чеснок, фасоль, свекла — (овощи).
IV. Отгадывание загадок об овощах и фруктах.
Слова-отгадки проговариваются по слогам:
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко.)
На кусточке, на припеке,
Сидит парень краснощекий. (Помидор.)
Продолговатый, зеленый,
Вкусный свежий.
Вкусный и соленый. (Огурец.)
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)
Нарядили дочку
В тридцать три платочка.
Вышла в поле дочка
Толстая, как бочка.
Скачет серый зайка:
— Мне платочек дай-ка!
Убежал зайчишка —
Осталась кочерыжка. (Капуста.)
Физкультминутка “Ладачки, ладки»
V. Развитие речи. Составление рассказа по картинке (с. 16).
VI. Придумывание предложения к схеме
Какая крупная выросла морковь! и др.
VII. Рассказывание учителем «смешинки».
— Доктор, это правда, что, если я буду есть много моркови, у меня улучшится зрение?
— Правда. Разве ты когда-нибудь видел зайца в очках?
VIII. Игра «Обозначь первый звук».
Произношу слова, выделяя голосом первый звук (улитка, стрекоза, шмель, аист, глухарь, крот, удав, слон, ослик, ирис, крыжовник, арбуз), ученики сигналят соответствующей фишкой и говорят хором: «Гласный звук» или «Согласный звук». Дети «читают» слова (ведут пальчиком по схеме): огурец, клубника, груша, укроп, смородина. При повторном хоровом «чтении» выделяют голосом первый звук, характеризуют его: в слове огурец первый звук [а], он гласный, на схеме обозначен красной фишкой. И т. д.
IX. Чтение рассказа Э. Шима «Кто как одет?».
Дни стали ненастные, по ночам холодно.
И на колхозном огороде начали овощи убирать, чтоб не померзли. Сначала убрали огурцы-голыши. Потом — лук в бумажных рубашках. Потом — бобы в шерстяных чулочках.
Убрали репу, брюкву, редьку, морковку, свеклу, горох и петрушку.
Одна капуста осталась. Ее немного позже убирают.
Я не знал — почему, а потом вдруг догадался.
У нее, у капусты, семьдесят семь одежек, она холода не боится.
X. Дидактическая игра «Уборка урожая» (с. 17).
Предлагаю в большую корзину собрать овощи, в меньшую — фрукты.
После того как ученики проведут обратным концом ручки соответствующие линии («уберут урожай»), они догружают корзины. Овощи «берут» с грядки — наклоняются, фрукты «рвут» с веток — тянутся вверх. Каждый фрукт и овощ при этом может быть кратко описан (сочное румяное яблоко, душистая груша, большой полосатый арбуз, фиолетовый баклажан, золотистый лук и т. д.).
XI. Подбор слов к схеме,данной внизу (помидор, кабачок, огурец).
XII. Упражнение на внимание.
Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат —
Наша грядка просто клад...
Если слушал ты внимательно.
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку:
Что растет на нашей грядке?
В. Коркин
XIII. Логическое упражнение.
- Какой из трех овощей — чеснок, томат, огурец — имеет еще одно название? (Томат — помидор.)
Рассмотриваем разные значения слов лук, салат, петрушка.
Лук — овощ. (Загадка: сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, т слезы проливает.)
Лук — стрелковое оружие. (Стрельба из лука — олимпийский вид спорта.)
Салат — травянистое огородное растение салатового цвета; его листья едят сырыми. (Загадка: это что за беспорядки — кружева растут на грядке?)
Салат — холодное блюдо из разных овощей, иногда с добавлением яиц, рыбы, мяса. («Сельдь под шубой» и др.)
Петрушка — растение, корень и листья которого употребляются как приправа к еде.
Петрушка — озорная старинная кукла в колпаке с бубенцами (см. «Букварь», с. 112).
XIV. Обобщение.
- Чему учились на уроке? (Составляли рассказ, отгадывали загадки, «собирали» овощи и фрукты, познакомились с интересными словами, научились различать гласные и согласные звуки.)
XV. Внеклассное чтение. Знакомство с русскими народными песенками (чтение учителем)- с.30, «Книжный сад 1»
XVI. Рефлексия.