Логическое

4) историческое.

5) специально-юридическое. Профессиональное толкование (компетентное) толкование – это неофициальное толкование исходит от лиц, обладающими юридическими знаниями (юрисконсульты, адвокаты).

Доктринальное (научное) толкование – это разъяснение правовых норм, осуществляемое юридической наукой, т.е. научными учреждениями, учёными.

  1. Понятие правонарушений и их виды. +

Правонарушение – это противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющего вред другим лицам, государству, обществу в целом и влекущее за собой юридическую ответственность.

Элементы (состав) правонарушений – это достаточная совокупность субъективных и объективных признаков противоправного деяния как правонарушения. Это:

1) объект правонарушения – вид общественных отношений, регулируемых правом.

2) объективная сторона – противоправность, вред, причинная связь между противоправным деянием и причинным вредом.

3) субъективная сторона – вина, мотив и цель.

Классификация правонарушений: в зависимости от характера правонарушений и мер ответственности за них правонарушения подразделяются на:

1) преступления – это совершённое виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным кодексом. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступления подразделяются на:

1.1. преступления, не представляющие большой общественной опасности – это умышленные преступления и преступления, совершённые по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 2 лет или иное более мягкое наказание.

1.2. менее тяжкие преступления – это умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 6 лет, а также по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 2 лет.

1.3. тяжкие преступления – это умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше 12 лет.

1.4. особо тяжкие преступления – это умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 12 лет, пожизненного заключения или смертной казни.

2) проступки – непреступные правонарушения, которые принято классифицировать применительно к отраслям права и видам взысканий, которые за них применяются (административные, гражданские, трудовые, процессуальные международные правонарушения).

2.1. административные правонарушения – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которое законодателем предусмотрена административная ответственность.

2.2. гражданские правонарушения (в гражданском праве) – это деяния, связанные с неисполнением условий договора, и правонарушения внедоговорные.

2.3. трудовое правонарушение – это виновное противоправное деяние субъекта трудового права, выражающееся в нарушении трудовых обязанностей.

2.4. процессуальные правонарушения – это деяния, связанные с нарушениями процедурой рассмотрения споров.

2.5. международные правонарушения – это деяние субъекта международного права (государства, международной организации и др.), противоречащее принципам и нормам международного права и причиняющее ущерб другим субъектам международного сообщества.

  1. Формирование правового государства в Республике Беларусь. +

Важнейшим принципом формирования правового государства Конституция Республики Беларусь рассматривает разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Нередко под таким разделением понимают полное равенство и независимость ветвей власти. Однако суть разделения властей заключается в чётком разграничении их функций, прав и обязанностей, ответственности. Такое разграничение не только не исключает взаимодействие ветвей власти, но и обеспечивает их уравновешенность в осуществлении государственных функций, взаимное воздействие в решении сложных политических проблем.

Классификация и назначение ветвей власти.

1) законодательная власть – это высший представительный орган государства (парламент), избираемый всем населением страны. Парламент решает важнейшие вопросы внутренней и внешней политики, принимает законы, избирает, по общему правилу, высших должностных лиц государства и т.д.

2) исполнительная власть – призвана реализовывать законы и другие решения парламента и осуществлять руководство текущей жизни общества и государства. Она разделяется на центральную и местную. В центре функции исполнительной власти выполняет правительство. На местах исполнительную власть осуществляют местные органы власти, подконтрольные вышестоящим органам и населению административно-территориальных единиц. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет министров – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом.

3) судебная власть – это гарант соблюдения прав и свобод граждан.

Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь является Президент Республики Беларусь. Он олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Беларусь на международной арене. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Беларусь.

Представительным органом в Республике Беларусь является парламент – это Национальное собрание. Срок его полномочий 4 года. Парламент состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Палата представителей рассматривает проекты законов, назначает выборы Президента. Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, даёт согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, проведению республиканских референдумов и т.д.

Конституция Республики Беларусь (Основной Закон) в определённой мере закрепил основы судебно-правовой реформы: отделение судебной власти от законодательной; осуществление судебной власти только судом; закрепление презумпции невиновности и т.д. Однако система органов юстиции, сформированная в основном в условиях тоталитарного режима, не в состоянии выполнять функции, присущие юстиции в правовом государстве, т.к. органы юстиции всё ещё восприимчивы к диктату преобладающей политической силы не могут гарантировать беспристрастности рассмотрения тех или иных правовых вопросов.

Становление гражданского общества во многом есть результат государственной деятельности. Основу гражданского общества составляют различные формы собственности: государственная и частная. Частная собственность возникает только в результате масштабной приватизации, которая вызывает трансформацию государственной власти, т.к. приватизация отторгает государственную власть от распоряжения всей собственностью страны.

  1. Учение о правовом государстве в политико-правовой мысли. +

Теория о правовом государстве зародилась в Древней Греции. Именно античные мыслители – Аристотель, Сократ, Демокрит, Платон определили важнейший принцип правового государства – принцип господства закона над всеми. Государственная власть, признающая право и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью.

Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правовой государственности значительный вклад внесли такие мыслители, как Руссо, Локк, Монтескье, Дидро и др.

Французский философ Жан Жак Руссо в трактате «Принципы политического права» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство и гражданин строят свои отношения на основании неписанного договора: государство обязуется обеспечить гражданину свободу и уважение его личности, а гражданин обязуется уважать и защищать государство. Отсюда был сформулирован второй принцип правового государства – свобода личности, уважение государством человеческого достоинства.

В то же время (18 век) был сформулирован ещё один принцип правового государства – теория разделения властей. Основоположниками этого принципа стали Монтескье, Локк.

Значительный вклад в философское обоснование теории правового государства внесли мыслители нового времени – Ясперс и Кант. Они рассматривали государство как объединение множества людей, подчинённых правовым законам. Так появился ещё один принцип концепции правового государства: источником политической власти в правовом государстве является народ; без реальной демократии не может быть правового государства.

Идея о справедливом государстве и праве занимали значительное место в трудах известных белорусских гуманистов Ф.Скорины, М.Литвина, С.Будного и др.

  1. Законность, правопорядок и общественный порядок. +

Законность – это точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение и использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

Предпосылкой правопорядка является законность.

Правопорядок – это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни, основанное на праве и законности. Правопорядок может рассматриваться и как цель регулирования общественных отношений, и как итог, т.е. реально достигнутая правовая урегулированность общественных отношений.

Особенности правопорядка:

1) он запланирован в нормах права, прежде всего конституционных;

2) возникает в результате реализации норм права;

3) гарантируется, обеспечивается и охраняется государством.

Правопорядок – это часть общественного порядка.

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которое достигается не только с помощью норм права и их реализации (законности), но и других социальных регуляторов (норм, морали, религии, корпоративных норм и т.д.). В отличие от правопорядка общественный порядок обеспечивается средствами общественного воздействия.

Принципы правопорядка:

1) определённость правопорядка заключается в полном соответствии регулируемых правом общественных отношений требованиям формально определённых правовых норм.

2) системность правопорядка предопределяется системой самого права, результатом действия которого он сам является.

3) единство правопорядка должно быть в масштабе всей страны.

4) устойчивость правопорядка – это стабильность при использовании гарантий законности и юридических средств охраны правопорядка.

5) государственная гарантированность – это реализация правовых предписаний, соблюдение законности и в конечном счёте обеспечение правопорядка, охрана его от нарушений обеспечиваются государством.

  1. Понятие, принципы и гарантии законности. +

Законность – это точное и неуклонное осуществление (соблюдение, исполнение и использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов всеми органами государства, организациями, общественными образованиями, должностными лицами и гражданами.

Законности характерны принципы.

Принципы законности – это обусловленные закономерностями формирования и функционирования правовых систем основополагающие, исходные положения, лежащие в основе реализации правовых предписаний и выражающиеся в важнейших требованиях к поведению участников (субъектов) регулируемых правом общественных отношений.

Принципы законности:

1) верховенство конституционного закона. Предполагает строгую субординацию действующих в стране нормативно-правовых актов, соответствие законам всех иных правовых актов. Принятие каким бы то ни было государственным органом или учреждением правового акта, противоречащего закону, является грубым нарушением законности. Наивысшей юридической силой в системе актов обладает Конституция Республики Беларусь.

2) единство законности. Несмотря на большое разнообразие действующих в стране законов и подзаконных нормативных актов и значительные местные особенности, законность должна быть единой для всего государства, для всех органов.

3) общеобязательность закона (всеобщность заонности). В обществе не должно быть государственных органов, учреждений, общественных организаций должностных лиц или каких-то категорий граждан, которые бы исключались и сферы законности, не находились под воздействием права.

4) равенство всех перед законом. Все субъекты права равны перед законом, пока законным судом не будет доказано обратное. Всеобщность законности (или см. п. 3) характерно и для этого принципа законности.

5) неотвратимость ответственности за совершённое правонарушение. Суть этого требования заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыт, а лица, виновные в его свершении, должны понести предусмотренное законом наказание. При этом меры ответственности должны приниматься в строгом соответствии с законом.

Наши рекомендации