Тра­ди­ци­он­ная эко­но­мическая система

Экономические системы

Спо­со­бы хо­зяй­ствен­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка за­ви­сят от трёх ос­нов­ных вещей. Пер­вое - от того, кому при­над­ле­жит соб­ствен­ность, ре­сур­сы, ведь это один из фун­да­мен­таль­ных и важ­ней­ших во­про­сов. Тот, кому при­над­ле­жит огра­ни­чен­ный ре­сурс (а мы го­во­ри­ли о том, что ре­сур­сы все­гда огра­ни­че­ны), в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ет ха­рак­тер эко­но­ми­ки в целом. Но есть ещё две важ­ные со­став­ля­ю­щие. Вто­рым важ­ным фак­то­ром вы­сту­па­ет тот метод, с по­мо­щью ко­то­ро­го мы на­ла­жи­ва­ем вза­и­мо­свя­зимежду раз­лич­ны­ми эле­мен­та­ми эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. Тре­тье – это тот спо­соб, ко­то­рым людей мо­ти­ви­ру­ютк уча­стию в эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти. Таких мо­ти­вов на самом деле не так уж много. Это ма­те­ри­аль­ный мотив, то есть мотив ма­те­ри­аль­ной за­ин­те­ре­со­ван­но­сти, когда че­ло­век ра­бо­та­ет ради по­лу­че­ния при­бы­ли; эн­ту­зи­азм, когда че­ло­век ра­бо­та­ет, удо­вле­тво­ряя свой ин­те­рес, счи­тая это необ­хо­ди­мым; и ор­га­ни­зо­ван­ное на­си­лие, когда че­ло­ве­ка при­нуж­да­ют к ра­бо­те. Все из вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных спо­со­бов мо­ти­ва­ции че­ло­ве­ка к ра­бо­те имели место быть и при­во­ди­ли к до­ста­точ­но ин­те­рес­ным ре­зуль­та­там. На­при­мер, в пе­ри­од ра­бо­вла­де­ния были по­стро­е­ны гран­ди­оз­ные со­ору­же­ния, но всё это было сде­ла­но под вли­я­ни­ем при­нуж­де­ния.

Так или иначе, че­ло­ве­че­ство на­учи­лось ре­шать свои эко­но­ми­че­ские про­бле­мы, вы­стра­и­вая опре­де­лён­ные си­сте­мы. Эти си­сте­мы при­ня­то на­зы­вать эко­но­ми­че­ски­ми си­сте­ма­ми.Эко­но­ми­че­ская си­сте­ма – это со­во­куп­ность ор­га­ни­за­ци­он­ных спо­со­бов со­гла­со­ва­ния эко­но­ми­че­ской де­я­тель­но­сти людей для ре­ше­ния ос­нов­ных во­про­сов: что, как и для кого про­из­во­дить. Как пра­ви­ло, со­вре­мен­ные эко­но­ми­сты вы­де­ля­ют три ос­нов­ных типа эко­но­ми­че­ских си­стем: тра­ди­ци­он­ная, ко­манд­но-ад­ми­ни­стра­тив­ная и ры­ноч­ная.Од­на­ко стоит от­ме­тить, что в со­вре­мен­ном об­ще­стве очень слож­но будет найти дан­ный тип эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний в чи­стом виде. Наши об­ще­ства слиш­ком свя­за­ны друг с дру­гом, по­это­му ни одна из эко­но­ми­че­ских мо­де­лей не со­хра­ни­лась в пер­во­здан­ном виде. Но для нас со­вер­шен­но необ­хо­ди­мо по­зна­ко­мить­ся с ос­нов­ны­ми чер­та­ми каж­дой из этих мо­де­лей.

Тра­ди­ци­он­ная эко­но­мическая система - student2.ru

Тра­ди­ци­он­ная эко­но­мическая система

Уже само на­зва­ние дан­ной эко­но­ми­че­ской мо­де­ли на­ме­ка­ет на то, что она ори­ен­ти­ру­ет­ся на обы­чаи и тра­ди­ции, из­на­чаль­но уста­но­вив­ши­е­ся в этом об­ще­стве. Как пра­ви­ло, эко­но­ми­ка тра­ди­ци­он­но­го типа ори­ен­ти­ру­ет­ся на сель­ское хо­зяй­ство: про­из­вод­ство зер­но­вых, до­маш­нее ско­то­вод­ство. Сель­ское хо­зяй­ство в такой эко­но­ми­ке зи­ждет­ся на ши­ро­ком при­ме­не­нии руч­но­го труда, тех­но­ло­гии либо со­всем не раз­ви­ты, либо раз­ви­ты очень слабо. Ка­жет­ся стран­ным, что такой тип эко­но­ми­че­ской мо­де­ли су­ще­ству­ет до сих пор. Но он су­ще­ству­ет в неко­то­рых го­су­дар­ствах Аф­ри­ки, Южной Аме­ри­ки, у на­ро­дов По­ли­не­зии, где че­ло­ве­че­ские об­ще­ства ор­га­ни­зо­ва­ны имен­но по этой эко­но­ми­че­ской мо­де­ли. В своём роде она со­вер­шен­на. Дело в том, что тра­ди­ци­он­ная эко­но­ми­ка, как пра­ви­ло, от­ве­ча­ет тем при­род­но-кли­ма­ти­че­ским усло­ви­ям, тем вы­зо­вам, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся че­ло­век, оби­та­ю­щий в опре­де­лён­ной среде. Со­вре­мен­ные тех­но­ло­гии и сред­ства про­из­вод­ства в этой среде, воз­мож­но, и не нужны. Люди до­стиг­ли со­вер­шен­но­го про­из­вод­ства, ис­хо­дя из того, что у них есть. Они до­бы­ва­ют необ­хо­ди­мое ко­ли­че­ство пищи, умеют про­из­ве­сти на свет необ­хо­ди­мое для них ко­ли­че­ство то­ва­ров, в дан­ном смыс­ле тра­ди­ци­он­ная эко­но­ми­ка пред­став­ля­ет собой за­вер­шен­ный цикл. Ме­нять в ней ни­че­го не нужно, ведь по­треб­но­сти людей, ко­то­рые живут по прин­ци­пам дан­ной эко­но­ми­ки, весь­ма огра­ни­че­ны.

По­нят­но, что такая эко­но­ми­че­ская си­сте­ма воз­мож­на да­ле­ко не везде. Если вы жи­вё­те в уме­рен­ном кли­ма­ти­че­ском поясе, где вы­зо­вы для че­ло­ве­ка по­сто­ян­ные, вам необ­хо­ди­мо по­сто­ян­но раз­ви­вать­ся, со­вер­шен­ство­вать­ся. Ев­ро­пей­цы, жи­ву­щие в уме­рен­ной зоне, по­сто­ян­но при­ду­мы­ва­ли что-то новое, ре­ша­ли те про­бле­мы, ко­то­рые перед ними воз­ни­ка­ли. Вот так по­сте­пен­но сло­жи­лась иная форма эко­но­ми­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия.

Как уже упо­ми­на­лось, тра­ди­ци­он­ные эко­но­ми­ки по-преж­не­му су­ще­ству­ют. Самое ин­те­рес­ное, что неко­то­рые из них весь­ма успеш­ны и, самое глав­ное, вполне ла­ко­нич­но впи­са­лись в эко­но­ми­че­ские мо­де­ли иного типа. В ка­че­стве при­ме­ра рас­смот­рим эко­но­ми­ку аф­ри­кан­ско­го пле­ме­ни масаи.

Масаи – охот­ни­ки и ско­то­во­ды, они живут на тра­ди­ци­он­ном уровне раз­ви­тия. Они носят на­ци­о­наль­ную одеж­ду, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ют ис­клю­чи­тель­но свои ору­дия труда, тех­но­ло­гии из­го­тов­ле­ния ко­то­рых пе­ре­шли им по на­след­ству, и по-преж­не­му ведут своё хо­зяй­ство на том уровне, ко­то­рый был до­стиг­нут очень давно. Но масаи на­учи­лись про­да­вать свой стиль жизни для со­вре­мен­но­го об­ще­ства. Сей­час толпы ев­ро­пей­ских ту­ри­стов спе­ци­аль­но едут в Аф­ри­ку, чтобы по­смот­реть, как живут люди на тра­ди­ци­он­ном уровне раз­ви­тия. При этом они пла­тят боль­шие день­ги, в том числе и ма­са­ям. За вы­ру­чен­ные день­ги масаи при­об­ре­та­ют те вещи, ко­то­рые сами они про­из­ве­сти не в со­сто­я­нии. Перед ино­стран­ца­ми же они устра­и­ва­ют раз­лич­ные об­ря­ды, ри­ту­а­лы, танцы, чтобы по­до­греть ин­те­рес ино­стран­ных ту­ри­стов. По­доб­ный тип эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний до­ста­точ­но ха­рак­те­рен для тра­ди­ци­он­ных эко­но­мик, имен­но по­это­му они и живут.

Ры­ноч­ная эко­но­мическая система

В ка­кой-то сте­пе­ни рынок – это сти­хия, вме­сте с тем у этой сти­хии есть очень чёт­кий по­ря­док. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка – это спе­ци­фи­че­ская мо­дель, где эко­но­ми­че­ская жизнь ос­но­ва­на на несколь­ких важ­ных прин­ци­пах, а имен­но:

1. Мно­го­об­ра­зие форм соб­ствен­но­сти;

2. Обя­за­тель­ное част­ное пред­при­ни­ма­тель­ство;

3. Сво­бод­ное це­но­об­ра­зо­ва­ние.

Во­об­ще рынок пред­став­ля­ет собой очень тес­ную вза­и­мо­связь между пред­при­ни­ма­те­ля­ми и по­ку­па­те­ля­ми. Толь­ко этот тан­дем опре­де­ля­ет и цену то­ва­ра, и необ­хо­ди­мость про­из­вод­ства этого то­ва­ра. Опре­де­ля­ет­ся, сколь­ко то­ва­ра про­из­во­дить, ка­ко­го ка­че­ства, в каких точ­ках зем­но­го шара он более необ­хо­дим, а в каких – менее необ­хо­дим.

В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки су­ще­ству­ют толь­ко те то­ва­ры и услу­ги, ко­то­рые при­но­сят при­быль по той про­стой при­чине, что че­ло­век, про­из­во­дя­щий эти то­ва­ры и услу­ги, из­на­чаль­но тра­тит свои день­ги. Ры­ноч­ная эко­но­ми­ка – это, пре­жде всего, эко­но­ми­ка част­но­го биз­не­са. Без­услов­но, если че­ло­век вкла­ды­ва­ет в про­из­вод­ство то­ва­ра свои сред­ства и ре­сур­сы, он хочет, как ком­пен­си­ро­вать за­тра­ты этих ре­сур­сов, так и по­лу­чить при­быль. Для того чтобы это про­изо­шло, необ­хо­ди­мо быть очень гра­мот­ным стра­те­гом: по­ни­мать, какие по­треб­но­сти на дан­ный мо­мент су­ще­ству­ют в об­ще­стве, и смо­жешь ли ты их гра­мот­но удо­вле­тво­рить. Для того чтобы до­стичь наи­луч­ших ре­зуль­та­тов, пред­при­ни­ма­тель по­сто­ян­но стре­мит­ся умень­шить свои из­держ­ки. Это воз­мож­но в том числе и с ис­поль­зо­ва­ни­ем новых тех­но­ло­гий, ко­то­рые поз­во­ля­ют уде­ше­вить про­из­вод­ство. Зна­чит, изоб­ре­те­ние новых тех­но­ло­ги­че­ских про­цес­сов, изоб­ре­те­ние новых машин поз­во­ля­ет пред­при­ни­ма­те­лю уве­ли­чить свою при­быль. Это лежит в ос­но­ве про­грес­са, имен­но в этом суть ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Мы улуч­ша­ем окру­жа­ю­щий мир, по­лу­чая при­быль для себя.

Од­на­ко и у ры­ноч­ной эко­но­ми­ки есть свои сла­бые сто­ро­ны. Глав­ная из них – про­бле­ма рас­пре­де­ле­ния средств, про­бле­ма рас­пре­де­ле­ния ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов. К со­жа­ле­нию, ры­ноч­ная эко­но­ми­ка при­во­дит к зна­чи­тель­но­му внут­рен­не­му рас­сло­е­нию в об­ще­стве: у одних со­ци­аль­ных групп скап­ли­ва­ют­ся боль­шие со­сто­я­ния, они имеют воз­мож­ность при­об­ре­тать боль­ше то­ва­ров, по­треб­лять боль­шее ко­ли­че­ство благ, поль­зо­вать­ся более ка­че­ствен­ны­ми услу­га­ми, чем дру­гие. Но все мы так или иначе имеем чув­ство спра­вед­ли­во­сти и хотим по­лу­чать по за­слу­гам, а ры­ноч­ная эко­но­ми­ка – очень жест­кая мо­дель, ко­то­рая пре­не­бре­га­ет та­ки­ми ве­ща­ми как честь, спра­вед­ли­вость, до­сто­ин­ство. Речь идёт толь­ко о при­бы­ли.

До­воль­но давно люди стре­ми­лись со­здать эко­но­ми­че­скую мо­дель, ко­то­рая от­ве­ча­ла бы ин­те­ре­сам боль­шин­ства, а в иде­а­ле - всех. Су­ще­ство­ва­ли раз­лич­ные ва­ри­ан­ты, как ре­шить эту про­бле­му. Наи­бо­лее при­ми­тив­ный спо­соб – тот, ко­то­рый пред­ла­гал зна­ме­ни­тый ли­те­ра­тур­ный пер­со­наж Ша­ри­ков из «Со­ба­чье­го серд­ца», а имен­но: взять всё и по­де­лить. К со­жа­ле­нию, такой раз­дел благ и ре­сур­сов между всеми невоз­мож­но про­из­ве­сти.

Наши рекомендации