ЭКО – панацея или вред: взгляд со стороны
Шевелева Екатерина Николаевна - социальный психолог
Если остановить на улице любого гражданина и спросить, надо ли помогать бесплодным женщинам иметь детей, любой, не задумываясь, скажет: «да». И это, действительно, нужно и важно. Но очень важно при этом помнить вторую часть вопроса: как помогать?
Понятно, скажет любой врач, помощь не должна принести вред. Поэтому перед тем, как ее организовать, нужно просчитать все возможные последствия и результаты. «По плодам узнаете их»…Если плоды хорошие, то и дело должно быть правильным. Только вот когда мы начинаем анализировать суть набирающей сегодня обороты программы экстракорпорального оплодотворения, или ЭКО, то физические и психические последствия заставляют не то, чтобы даже удивиться, но содрогнуться. Где здесь помощь? Поработав с женщинами после ЭКО, я бы поставила эпиграфом к этой процедуре следующие слова: одно лечим, другое на 100% калечим.
Но все по порядку.
Раньше бесплодие ставили супружеской паре, живущей в открытом браке после 8 лет невозможности зачать детей, теперь эта цифра сократилась в 8 раз и упала до 1 года. Это смешной срок, потому что любой сильный стресс или депрессия, отзвуки которых могут длиться и более года, могут вызывать нарушения в овуляции и тем более, в зачатии. Причем здесь бесплодие?
Представляю, насколько сейчас увеличится количество бесплодных пар и раздуется проблема жизненной необходимости проведения ЭКО. Что это, как не активное подталкивание женщин к вытягиванию денег и экспериментированию над собой?! А ведь каждая программа ЭКО в разы снижает последующую возможность естественно забеременеть, слишком много нарушений в организме и, в первую очередь, в репродуктивной сфере она провоцирует.
Врачи называют беременность посредством ЭКО беременностью высочайшего риска. Это не пустые слова, и мы сейчас обзорно пройдемся по некоторым моментам процедуры.
Многие женщины идут на ЭКО с иллюзией, что с первого раза должна получиться беременность, потому что ЭКО – инновационная процедура, технология. А человеческая психика склонна доверять технологиям.
Реальность разбивает все иллюзии: от 100% циклов ЭКО только 35-37 % заканчиваются беременностью, из них только 23-27% заканчиваются родами! Это из 27 000 женщин, прошедших ЭКО в 2010 году в России, только 7 000 смогли родить детей! А что с оставшимися двадцатью тысячами?
Статистика неумолимо говорит, что слабые шансы есть только у каждой пятой, и то далеко не с первого раза! Как на экзамене: пять человек на место, один только пройдет, остальные - приходите на следующий год. Но в отличие от абитуриентов, женщины после неудавшегося ЭКО выходят буквально разваленными в физическом и психическом смысле, и на следующий год вряд ли «отойдут» от физических последствий процедуры.
Когда не получается забеременеть через ЭКО, то это, как удар грома среди ясного неба: если и технология со мной ничего не поделала, значит, я абсолютно неплодная, негодная, ничтожная.
Появляется много агрессии, ищутся виновные сначала вовне, потом внутри себя, стремительными темпами растет аутоагрессия (на себя). Женщина начинает копаться в своих грехах, за которые так наказана, но чаще ничего не меняет после нахождения, а продолжает угрызать себя. Появляется недоверие, нелюбовь к своему телу, как к неполноценному. Вина перед мужем за неплодность, бессчетное прокручивание и накручивание ситуации, обида на мир (другие женщины могут, почему у меня так?), сильная тревога, безысходность - это еще не полный перечень ощущений женщин после неудачной попытки ЭКО. После спонтанного выкидыша или неудачи от попытки естественного зачатия ощущения легче – всегда есть надежда. А тут крах всемогущей технологии и доверия к ней, которая воспринималась, как панацея – надежда умирает…
Уже на начальном этапе ЭКО, когда идет только подготовка к процедуре, женщина теряет почти все шансы зачать и удержать малыша. Почему? Как мы знаем, физиологическое зачатие зависит от состояния нервной системы женщины. Если нервная система спокойна, расслаблена при «мысли» о беременности, то проблем с зачатием не происходит. Если женщина сознательно и подсознательно сжата в комок, предыдущие проблемы с зачатием и беременностью уже имеются (безуспешные попытки забеременеть, выкидыши, заболевания, пр.), нервная система начеку и воспринимает беременность как травмирующее явление. Кроме того, при наступлении беременности в коре головного мозга формируется очаг тревоги, который «контролирует» течение беременности, делая женщину более осторожной, чтобы защитить ребенка. Если уровень тревоги приемлемый, то беременность протекает хорошо. Если тревога начинает зашкаливать и подавлять все остальные состояния, то это чревато прерыванием беременности или, в лучшем случае, тревожным, напряженным состоянием во время нее.
На первом этапе ЭКО женщину стимулируют огромными дозами гормонов, чтобы яичники вырастили не одну яйцеклетку, а несколько. Представим себе состояние человека, обколотого тяжелыми лекарствами, ощущающего неконтролируемые гормонально обусловленные скачки настроения. Женщины знают, каких переживаний стоит одну яйцеклетку вырастить естественным путем. А несколько не пробовали?
После высоко травматичных процессов забора, пересадки ребенка женщина подвергается опять гормональной бомбардировке, после которой вообще становится непонятно, как впоследствии будет работать ее репродуктивная система и будет ли. А ведь ЭКО-шная беременность без медикаментозной поддержки развиваться не может.
Про то, что врач сам пытается соединить мужские и женские клетки, растить ребенка из них, смешно и слушать. При естественном зачатии идет мощный отбор самых жизнеспособных половых клеток, способных обеспечить не просто рождение ребенка, не просто его жизнь в ранние годы, но жизненную программу на 85 лет человеческой жизни. А при ЭКО, если вспомнить, еще на стадии выращивания половых клеток большинство из них гибнет. Как тут можно не поверить исследованиям о многочисленных физических дефектах и заболеваниях деток, рожденных посредством ЭКО?!
Самонадеянная безбожная технология претендует на создание нового человека по своему усмотрению, не зная, на что замахивается. А ведь весь объем мировой информации составляет всего 1% от информации, содержащейся во всех ДНК одного человека! По зубам ли?
Когда женщина ждет ответа, прижился ли человечек в ее многострадальной утробе, она опять же снижает свои и его шансы. Мозг полыхает страхом, подсознание говорит о том, что «не по-Божески» это, врачи заранее отказываются от ответственности за успех.
Если беременность наступает, опять же гарантий на дальнейшее никаких. У беременных посредством ЭКО очень слабый иммунитет «благодаря» лекарственной атаке, они чаще и тяжелее болеют инфекционными болезнями в 1 триместр, когда последствия заболеваний чреваты. А антибиотики-то нельзя колоть, т.е. условия для них все рукотворно созданы, а помочь нельзя! Плацента тоже из-за гормонального сбоя дает свои сбои в формировании, сама работать вряд ли может. Увеличенные гормонами яичники нарушают кровоток органов малого таза, давят на матку, которая начинает сокращаться, и риск прерывания, выкидыша повышается на несколько порядков. Физические последствия гормональной стимуляции можно перечислять еще долго, удивительно, как идут на такое врачи, которые давали клятву «не навреди»…
Условием для сохранения ЭКО – беременности является редукция, а говоря по правде, уничтожение вторых-третьих малышей, которые всегда появляются, потому что изначально подсаживается нескольких эмбрионов (неизвестно, приживется ли хоть один). Если оставить их всех развиваться, то выносить эту искусственную беременность будет маловероятно, по словам врачей. Поэтому женщина, мечтающая о ребенке, часто сама того не знающая, получает его за счет уничтожения других своих деток. О способах, последствиях и дальнейшей судьбе зачатых при ЭКО, но ненужных детей, говорить просто страшно. Издержками производства детей становятся сами дети! …
Страшно то, что ребенок, выбранный методом «тыка» человеком, взявшим на себя роль всеведущего Судьи (который лучше знает, кто сильнее, кому жить, а кому умереть), может быть совершенно нежизнеспособным и не увидеть своего рождения.
Успех ЭКО, как говорят врачи, связан с возрастом, качеством эмбриона и состоянием эндометрия. Про тщету в попытках отобрать и вырастить самый сильный эмбрион мы уже сказали. Остальные два условия тоже изначально без шансов. Мало какая женщина в 25 лет придет на ЭКО, последнее – удел женщин в возрасте, а в 35 даже естественного зачатия не так-то просто добиться. Поэтому в 35 лет успех ЭКО равняется всего 27%, в 40 лет – всего 20%, поэтому приглашают на ЭКО молодых, до 35 лет, но и здесь успех достигает только 32%.
Эндометрий – гормонально зависимая ткань, которая под воздействием прогестерона насыщается питательными веществами, которые помогают взаимодействовать, прийти в согласие организму матери и тканям «чужеродного» организма ребенка. Для хорошего прикрепления и дальнейшей жизнедеятельности малыша эндометрий должен находиться в идеальном, нетронутом состоянии. Нарушение его состояния связано, как правило, с травмами (выскабливаниями), абортами, ВМС (спиралями), ИППП (инфекционными заболеваниями), стрессами. Теперь вопрос: а кто идет на ЭКО? Женщина, которая никогда не занималась разрушением своей репродуктивной системы? Которая имела одного полового партнера (мужа) и не знает, что такое гормональная контрацепция? У таких женщин проблем с зачатием практически не наблюдается. Поэтому задача с тремя условиями не складывается, она априори нерешаема.
Напоследок надо сказать еще о совершенно неравном участии мужчины и женщины в процедуре ЭКО. Женщина становится мишенью для экспериментов и сомнительных манипуляций, травмирующих воздействий на тело, на интимные органы. Прибавим постоянное медицинское вмешательство, изменение ритма и образа жизни, ощущение себя больной, «подопытным кроликом». Сюда же влияние гормонов на физическое и психическое состояние. И, наконец, никаких гарантий на положительный исход. Мужчина остается в стороне. При естественной беременности такого перегиба просто не существует.
Конечно, не может все это не сказаться и на супружеских отношениях: помимо несправедливого вклада в «достижение заветной цели любыми средствами» идет нарушение интимности. Супружеские отношения становятся темой для обсуждения с врачом, и не одним. Уходит эмоциональная составляющая близости, последняя становится вынужденной, переходит в разряд обязательных запланированных процедур. Само зачатие происходит непонятно где, от этого неестественного разделения супружеской близости и зачатия люди чувствуют себя обескураженными и ущербными.
Стоит ли продолжать дальше? Для здравомыслящего человека все рассуждения заканчиваются уже на этапе осмысления технологии ЭКО. Стоит ли цель таких затрат? Да, зачатие и рождение ребенка – это дар, который, поначалу так легкомысленно растрачиваемый, потом ставится во главу угла. И опять же, когда пары идут на ЭКО, чем мотивируются они на самом деле? Подарить жизнь и счастье еще одной бессмертной душе? Тогда они пошли бы в детдом, там много уже рожденных маленьких душ спят и видят своих потенциальных родителей. Или, может быть, людям надо доказать всему миру и себе, что я могу, могу добиться, чего хочу, что я не хуже других, что ребенок сделает меня довольным жизнью?... Тогда это не про детей. Тогда это совсем другая история. Будем честны хотя бы перед собою.