II. Чтение текста учащимися про себя.
1. Вопросы:
– Кому посвящен рассказ?
– Как назвали дятла?
– Почему мальчики дали такое имя птице? Подтвердите словами из текста.
– Чем кормили дятла на завтрак?
– Как птица отреагировала на угощение? Почему?
2. Беседа о пользе дятла в лесу.
– Почему дятла называют лесным доктором?
Учитель читает рассказ К. Д. Ушинского «Дятел».
В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом настукивает, – мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугались мураши. Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Черный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей словно рыбку таскает.
– Почему для описания внешнего вида дятла использованы слова крылышки, лапки, коготки?
Физкультминутка |
3. Составление плана. Примерный вариант плана:
1) Маленький Пеструхин.
2) Вкусный завтрак.
3) Большеносый пернатый.
4. Выделение частей в рассказе. Составление плана.
5. Нахождение опорных слов и словосочетаний: подобрали, доверчиво, земляные черви, завтрак, весело покрикивать, коготки.
6. Пересказ текста по плану и опорным словам.
7. Повторное чтение текста.
8. Самостоятельная запись текста по плану и опорным словам.
Урок 19 (1)
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК С ГЛАСНЫМИ о, а
Ц е л ь: формировать представления об орфограммах – гласные в приставках.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
троллейбус творчество трапеза
(Без) труда не (вы)тащишь и рыбку (из) пруда.
– Поясните смысл пословицы.
– Раскройте скобки, объясните написание.
II. Формирование новых умений и понятий.
1. Наблюдение за произношением и обозначением на письме безударного гласного в приставках. (Упр. 117.)
2. Уточнение сформулированных выводов по учебнику. Работа с правилом на с. 138.
3. Разбор слов по составу. (Упр. 118.)
Физкультминутка |
4. Наблюдение за произношением и обозначением на письме безударных гласных в приставках. (Упр. 120.)
5. Ученик у доски выписывает приставки, которые пишутся с гласной а, другой ученик – с гласной о.
III. Закрепление.
1. Объяснение написания слов с пропущенными орфограммами. (Упр. 121.)
2. Образование от данного корня групп однокоренных слов при помощи приставок. (Упр. 126, устно.)
3. Самостоятельная работа. (Упр. 124.)
IV. Итог урока.
– Как проверить правописание гласных в приставках?
– Проверим, кто окажется умником.
И г р а. Учитель читает слова, дети поднимают карточки (а; о) с буквой, встретившейся в приставке.
Подвеска, подсказка, насмешка, подгадать, подбежать. Подлететь, надписать, заучить, подсмотреть.
Домашнее задание.Упражнение 123.
Урок 20 (2)
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК по-, под-
Ц е л ь: формировать практический опыт написания слов с приставками с гласными о, а.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
– Спишите название городов, располагая в алфавитном порядке:
Новгород, Псков, Петербург, Москва, Луганск.
Москвой-столицей весь народ гордится.
– Поясните смысл поговорки. Спишите.
II. Закрепление.
1. Объяснение написания слов с пропущенными орфограммами.
2. Устное объяснение пропущенных орфограмм.
3. Самостоятельная работа.
Физкультминутка |
4. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки (устно). Объясните значение каждого слова.
Запись н а д о с к е:
5. Объяснительный д и к т а н т.
Вода отхлынула от берега. Волна потащила за собой мелкие камешки и обломки скал. В воде они стираются в мелкие частички. Волны выносят их на побережье. Так возникают пляжи. Есть белые пляжи. Они состоят из крохотных частичек белых ракушек.
Прокомментируйте написание орфограмм в диктанте.
III. Итог урока.
– Объясните правила написания гласного в слабой позиции; согласного в слабой позиции.
Домашнее задание.
Урок 21 (3)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Ц е л ь: проверить сформированность навыка написания слов на изученные орфограммы.
Х о д у р о к а