II. Чтение текста учащимися про себя.

1. Вопросы:

– Кому посвящен рассказ?

– Как назвали дятла?

– Почему мальчики дали такое имя птице? Подтвердите словами из текста.

– Чем кормили дятла на завтрак?

– Как птица отреагировала на угощение? Почему?

2. Беседа о пользе дятла в лесу.

– Почему дятла называют лесным доктором?

Учитель читает рассказ К. Д. Ушинского «Дятел».

В глухом лесу на сосне черный дятел плотничает. Лапками цепляется, хвостиком упирается, носом настукивает, – мурашей да козявок из-за коры выпугивает; кругом ствола обежит, никого не проглядит. Испугались мураши. Со страху корячутся, за корою прячутся – не хотят вон идти. Тук-тук-тук! Черный дятел стучит носом, кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мурашей словно рыбку таскает.

– Почему для описания внешнего вида дятла использованы слова крылышки, лапки, коготки?

II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru Физкультминутка

3. Составление плана. Примерный вариант плана:

1) Маленький Пеструхин.

2) Вкусный завтрак.

3) Большеносый пернатый.

4. Выделение частей в рассказе. Составление плана.

5. Нахождение опорных слов и словосочетаний: подобрали, доверчиво, земляные черви, завтрак, весело покрикивать, коготки.

6. Пересказ текста по плану и опорным словам.

7. Повторное чтение текста.

8. Самостоятельная запись текста по плану и опорным словам.

Урок 19 (1)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК С ГЛАСНЫМИ о, а

Ц е л ь: формировать представления об орфограммах – гласные в приставках.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru

троллейбус творчество трапеза

(Без) труда не (вы)тащишь и рыбку (из) пруда.

– Поясните смысл пословицы.

– Раскройте скобки, объясните написание.

II. Формирование новых умений и понятий.

1. Наблюдение за произношением и обозначением на письме безударного гласного в приставках. (Упр. 117.)

2. Уточнение сформулированных выводов по учебнику. Работа с правилом на с. 138.

3. Разбор слов по составу. (Упр. 118.)

II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru Физкультминутка

4. Наблюдение за произношением и обозначением на письме безударных гласных в приставках. (Упр. 120.)

5. Ученик у доски выписывает приставки, которые пишутся с гласной а, другой ученик – с гласной о.

II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru

III. Закрепление.

1. Объяснение написания слов с пропущенными орфограммами. (Упр. 121.)

2. Образование от данного корня групп однокоренных слов при помощи приставок. (Упр. 126, устно.)

3. Самостоятельная работа. (Упр. 124.)

IV. Итог урока.

– Как проверить правописание гласных в приставках?

– Проверим, кто окажется умником.

И г р а. Учитель читает слова, дети поднимают карточки (а; о) с буквой, встретившейся в приставке.

Подвеска, подсказка, насмешка, подгадать, подбежать. Подлететь, надписать, заучить, подсмотреть.

Домашнее задание.Упражнение 123.

Урок 20 (2)

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК по-, под-

Ц е л ь: формировать практический опыт написания слов с приставками с гласными о, а.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru

– Спишите название городов, располагая в алфавитном порядке:

Новгород, Псков, Петербург, Москва, Луганск.

Москвой-столицей весь народ гордится.

– Поясните смысл поговорки. Спишите.

II. Закрепление.

1. Объяснение написания слов с пропущенными орфограммами.

2. Устное объяснение пропущенных орфограмм.

3. Самостоятельная работа.

II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru Физкультминутка

4. Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки (устно). Объясните значение каждого слова.

Запись н а д о с к е:

II. Чтение текста учащимися про себя. - student2.ru

5. Объяснительный д и к т а н т.

Вода отхлынула от берега. Волна потащила за собой мелкие камешки и обломки скал. В воде они стираются в мелкие частички. Волны выносят их на побережье. Так возникают пляжи. Есть белые пляжи. Они состоят из крохотных частичек белых ракушек.

Прокомментируйте написание орфограмм в диктанте.

III. Итог урока.

– Объясните правила написания гласного в слабой позиции; согласного в слабой позиции.

Домашнее задание.

Урок 21 (3)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Ц е л ь: проверить сформированность навыка написания слов на изученные орфограммы.

Х о д у р о к а

Наши рекомендации