Чтение текста пьесы учащимися про себя.

5. Работа над содержанием пьесы.

– Где происходят события 1-го действия? 2-го действия?

– Кто является действующими лицами 1-го действия? Появляются ли новые действующие лица во 2-м действии?

– Можете ли вы сказать, что данное произведение – это пьеса-сказка? Почему так думаете?

– Какими вы представляете себе главных героев пьесы?

Словесное рисование.

– «Нарисуйте» словами каждого героя.

Подготовка к чтению по ролям.

– С какой интонацией и каким голосом нужно читать слова каждого из героев пьесы: Деда, Бабы, Козла?

Чтение по ролям.

К доске вызываются 3 человека, которые читают по ролям 1-е действие. Несколько раз, так как действие большое. Коллективно проводится обсуждение: у какой из групп чтение по ролям получилось лучше. Затем с места читают по ролям 2-е действие пьесы.

III. Подведение итогов урока.

– Какую пьесу мы читали сегодня на уроке?

– Чем же пьеса отличается от других литературных произведений?

– Почему С. Маршак именно так озаглавил свою пьесу? Могли бы вы предложить другое название?

Домашнее задание:чтение пьесы С. Маршака «Про козла» по ролям; подготовить ответы на вопросы учебника (с. 91).

Урок 16
с. маршак. «про козла»
(урок-инсценирование)

Цели:развивать творческие способности учащихся, умение передавать при чтении различные интонации; работать над инсценированием пьесы; прививать любовь к театру, искусству.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по вопросам учебника (с. 91). (Учащиеся сначала зачитывают вопрос, а затем отвечают.)

Чтение слов действующих лиц.

– Прочитайте все слова Деда из 1-го действия.

– Прочитайте все слова Бабы из 1-го действия.

– Прочитайте все слова Козла из 1-го действия.

III. Инсценирование пьесы.

Целевая установка.

– Вы, ребята, много раз ходили в театр и видели поставленные пьесы на сцене. А кому из вас когда-нибудь доводилось участвовать в постановке пьесы?

– Вот сегодня на уроке каждый из вас примет участие в постановке пьесы С. Маршака «Про козла». А кто принимает участие в постановке спектакля? (Актеры, режиссеры, художники.)

Подготовительная работа по постановке пьесы.

План работы:

1) Выбор сценического действия для постановки.

2) Подбор актеров.

3) Продумывание декораций и костюмов для героев пьесы.

4) Постановка спектакля.

1) В ы б о р с ц е н и ч е с к о г о д е й с т в и я.

– Давайте представим, что каждый из вас – режиссер театра и вашей задачей является выбор сценического действия для постановки, чтобы заинтересовать зрителя.

– Какой момент пьесы вам понравился больше всего и вы хотели бы проинсценировать его? Почему?

Учащиеся класса под руководством учителя приходят к одному мнению.

2) П о д б о р а р т и с т о в.

– Сейчас будем подбирать артистов на исполнение ролей в спектакле. Для этого несколько представителей должны выразительно прочитать слова героев.

Коллективно обсуждается, кто справился с заданием лучше. Значит, этот ученик и будет исполнять данную роль.

3) П р о б а х у д о ж н и к о в.

– Задачей художников в театре является подбор декораций. Нарисуйте декорации и костюмы, которые нам понадобятся для инсценирования.

Учащиеся рисуют декорации на альбомных листах.

Игра спектакля.

III. Подведение итогов урока.

– Какая задача для нас была сегодня на уроке главной? Выполнили ли мы эту задачу?

– Что вам понравилось? А что вы хотели бы изменить?

– Похож ли наш спектакль на те спектакли, которые вы видели в театре?

Домашнее задание:подготовить пересказ пьесы и придумать её возможное продолжение, оформив его на альбомном листе.

Урок 17
н. носов. «витя малеев в школе и дома»

Цели:развивать речь, память, творческие способности учащихся; начать знакомство с содержанием пьесы «Витя Малеев в школе и дома»; познакомить учащихся с творчеством Н. Носова; воспитывать нравственные качества.

Оборудование: выставка творческих работ учащихся; портрет Н. Н. Носова; выставка книг «Произведения Н. Носова».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ пьесы учащимися.

2. Выставка творческих работ учащихся.Возможно продолжение инсценирования пьесы С. Маршака. Несколько учеников (по желанию) рассказывают придуманное ими продолжение.

III. Работа над новым материалом.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с пьесами. Но сначала вспомните, из какого произведения следующие строки: «Мы с Мишкой решили бороться за красное знамя… Наш огород был недалеко от реки. Мы измерили землю рулеткой, наметили участки и вбили колышки с номерами». («Огородники».)

– Кто автор этого произведения? (Н. Носов.)

– Какое еще произведение этого автора вы читали на уроке в этом учебном году? («Клякса».)

– А как вы думаете, почему сейчас мы вспомнили о Н. Носове?

– Правильно, потому что повесть, которую будем читать сегодня на уроке, написал Н. Носов и называется она «Витя Малеев в школе и дома».

– Что характерно для произведений Носова? (Они веселые, короткие, четко сконструированные.)

– Кто является главным героем его произведений? (Мальчишка, от имени которого зачастую и ведется рассказ.)

– Носов всегда писал для детей и о детях. Но читали и читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию того чудесного, странного, милого человеческого существа, которое называется «мальчик». Уже не дитя, но еще и не юноша. А именно мальчик. Мальчики Носова несут в себе такие черты, как принципиальность, взволнованность, одухотворенность, вечное стремление к новому, привычку изобретать.

Наши рекомендации