Выразительное чтение басни «Две Бочки» учащимися.

2. Вопросы:

– В чем мораль этой басни? Объясните своими словами.

– Выберите из пословиц те, которые больше всего подходят к басне «Две Бочки».

На доске:

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Язык болтает, а голова не знает.

Говорит день до вечера, а слушать нечего.

Не спеши языком – спеши делом.

III. Работа по теме урока.

Целевая установка.

– Мы продолжаем знакомство с баснями и сегодня познакомимся еще с двумя. Одну из них написал великий русский писатель Л. Толстой, а другую – поэт С. Михалков.

– Прочитайте название басни Толстого.

Чтение басни Л. Толстого учащимися.

– Какую басню из раздела «Уж сколько раз твердили миру…» напоминает басня «Лев и Лисица»? Чем?

Чтение басни заранее подготовленными учениками.

Вопросы учителя.

– Прочитайте еще раз название басни С. Михалкова. Кто главные герои этой басни?

– А почему автор озаглавил басню именно так?

– Какое название могли бы предложить вы?

– Каким вы представили себе Волка? Слона?

Повторное чтение басни учащимися.

6. Работа над содержанием басни.

– Какие вопросы вы бы задали автору этой басни?

– Слон – огромное и очень сильное животное. Он намного выше самого высокого человека – до 3,5 метров. Весит он больше 4 тысяч килограммов. Слонов боятся даже тигры и львы. Почему же Волк решил, что Слон его испугался?

– Почему Слон рассердился на Волка?

– Чему учит эта басня?

Работа с иллюстрацией учебника, с. 15.

– Какой момент запечатлен на иллюстрации?

IV. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: подготовить пересказ басни С. Михалкова близко к тексту.

Урок 35
с. михалков. «услужливый», «заячье горе»

Цели:развивать мышление, речь, умение работать с текстом басни, совершенствовать навык чтения, воспитывать нравственные качества.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Кто автор басни, пересказ которой вы подготовили дома?

– Что бы вы посоветовали Волку?

– Какова мораль этой басни?

Пересказ басни близко к тексту. (К доске вызывается два ученика. Сначала выслушивается пересказ одного, затем другого.)

– Чей пересказ наиболее удачный? Почему?

III. Работа по теме урока.

Подготовка к чтению басни «Услужливый».

– Объясните смысл слова «услужливый».

– Приходилось ли вам оказывать кому-нибудь услугу?

– Хорошо это или плохо – быть услужливым?

– Басня, с которой вы сегодня познакомитесь на уроке, так и называется – «Услужливый». О чем же расскажет С. Михалков в басне с таким названием?

Чтение басни учащимися про себя или «по цепочке».

Работа по вопросам.

– Совпадают ли ваши версии с версией С. Михалкова?

– Кого же автор, по вашему мнению, называет услужливым?

– Каким автор представил Зайца? (Назойливым, навязчивым, надоедливым.)

– Почему Лось ушел?

– Какой совет тебе хотелось бы дать этому Зайцу?

– Как вы думаете, с какой целью Михалков сочинил эту басню?

Работа с иллюстрацией учебника, с. 17.

– Какими словами из текста басни вы подписали бы иллюстрацию в учебнике?

Чтение басни С. Михалкова «Заячье горе» учащимися вслух, сменяя друг друга.

Беседа по вопросам.

– Чему завидовал Заяц?

– Как вы оцениваете поведение Зайца?

– Каким советом можно помочь Зайцу?

– Перечитайте басни С. Михалкова и попытайтесь ответить на вопрос: «Можно ли встретить в нашей жизни людей, похожих на этих зайцев?»

– Схожи ли эти две басни С. Михалкова? Выделите черты сходства и отличия.

IV. Подведение итогов урока.

– Сегодня мы с вами заканчиваем изучение раздела «Уж сколько раз твердили миру…». С какими произведениями встретились на страницах этого раздела?

– Что в литературе называют басней?

– Что обязательно должно присутствовать в басне? (Мораль.)

– Какая из прочитанных басен вам понравилась больше всего? Почему?

Домашнее задание:нарисовать рисунок к любой из прочитанных басен и «подписать» его словами из текста.

Урок 36
М. ПРИШВИН. «КАК Я НАУЧИЛ СВОИХ СОБАК
ГОРОХ ЕСТЬ», «ГЛОТОК МОЛОКА»

Цели:развивать речь учащихся, умение передавать содержание прочитанного; провести работу над содержанием рассказов М. Пришвина, раскрыв смысл понятия «рассказ»; расширять кругозор учащихся, прививать любовь к природе.

Оборудование: портрет М. Пришвина; иллюстрации к произведениям М. Пришвина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Выставка рисунков учащихся к басням.

Вопросы учителя.

– Изучение какого раздела мы с вами закончили на прошлом уроке?

– Какие произведения изучили?

Игра «Чей ряд лучше?»

Игра проводится между рядами. Учащиеся каждого ряда говорят названия басен. Побеждает тот ряд, который больше всех назовет басен (не повторяя).

– Ребята, а какое произведение называют «басней»?

III. Работа по теме урока.

Целевая установка.

– Сегодня на уроке начинаем изучение нового раздела «Оглянись вокруг». Какие по жанру произведения ждут нас на страницах этого раздела учебника? (Рассказы.)

– С рассказами каких авторов мы будем работать? Знакомы ли вам эти имена?

– Назовите произведения этих авторов, которые вы уже читали.

– Какое литературное произведение называется рассказом? (Рассказ – это авторское литературное произведение, в котором описываются подлинные события.)

– О чем писал рассказы известный русский писатель М. М. Пришвин (1872–1954 гг.)?

Портрет на доске.

– Знаете ли вы что-нибудь о жизни Пришвина?

2. Рассказ о жизни и творчестве Пришвина(заранее подготовленным учеником или учителем).

3. Чтение рассказа «Как я научил своих собак горох есть» учениками про себя, а затем сразу же вслух «цепочкой».

4. Работа над содержанием рассказа.

Вопросы учебника, с. 23.

5. Вопросы учителя:

– Каждый человек в своей жизни «поддается» болезням. Наверное, и вы когда-нибудь болели. А как вас лечили?

– Конечно же, различные таблетки, капли и уколы помогают выздороветь. Но существует «волшебное» лекарство от всех болезней. У этого лекарства очень доброе название. «Какое же?» – спросите вы. Прочитайте следующий рассказ М. Пришвина – и вы это узнаете.

Наши рекомендации