Факторный анализ объема продаж

От объема продаж зависят финансовые результаты деятельно­сти организации, ее финансовое состояние, платежеспособность. В процессе анализа объема продаж необходимо определить уро­вень выполнения плана по реализации продукции, выявить факто­ры, влияющие на ее изменение, дать оценку выполнения договор­ных обязательств.

Анализ выполнения плана и динамики объема реализации осуще­ствляется методом сравнения, он заключается в сравнении фактичес­ких данных с плановыми показателями предшествующих периодов. При этом рассчитываются абсолютные отклонения, темпы роста, про­центы выполнения плана.

Взаимосвязь основных факторов, влияющих на изменение объема продаж, выявляется с помощью метода балансовой увязки:

ΔРП = ΔТП + (ΔОГПН.П - ΔОГПК.П),

где ΔРП — изменение фактически реализованной продукции по срав­нению с планом или предшествующим периодом;

ΔТП — изменение товарной продукции;

ΔОГПН.П и ΔОГПК.П — изменение остатков го­товой продукции на складе соответственно на начало и конец анали­зируемого периода.

Для анализа влияния факторов рассчитывается баланс товарной продукции в оптовых ценах.

Углубление анализа заключается в изучении динамики остатков готовой продукции и выпущенной. При этом изучаются группы фак­торов, связанные:

• с производством (ΔТП);

• сбытом (ΔОГП).

Факторы, обусловленные производством товарной продукции, бу­дут рассмотрены ниже. При анализе остатков готовой продукции сле­дует выделять сроки и причины отклонений.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполне­ния договорных обязательств по ее поставкам. Недовыполнение пред­приятием плана по договорам приводит к уменьшениям его выручки, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа изучается реализация плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию, по отдельным потре­бителям и видам продукции. Выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка соблюдения договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по следующей формуле:

где ОПпл, ОПН — соответственно плановый объем отгрузки по дого­ворным обязательствам и его недовыполнение.

При анализе выполнения договорных обязательств необходимо иметь ввиду следующее:

1. размеры недопоставленной продукции за отчётный период определяются нарастающим итогом;

2. продукция, поставленная сверх плана одним покупателям не засчитывается в покрытие недопоставки другим покупателям;

3. продукция одних наименований не засчитывается в покрытие продукции других наименований.

Причины недопоставки продукции:

- несвоевременное получение планов прикрепления нарядов, разнарядок и других документов на поставку продукции по выделенным фондам;

- недопоставка сырья, материалов и комплектующих изделий с баз и складов материально-технического снабжения;

- несвоевременный ввод мощностей, недостаток рабочей силы, задержка отгрузки продукции и др.

Наши рекомендации