Факторный анализ объема продаж
От объема продаж зависят финансовые результаты деятельности организации, ее финансовое состояние, платежеспособность. В процессе анализа объема продаж необходимо определить уровень выполнения плана по реализации продукции, выявить факторы, влияющие на ее изменение, дать оценку выполнения договорных обязательств.
Анализ выполнения плана и динамики объема реализации осуществляется методом сравнения, он заключается в сравнении фактических данных с плановыми показателями предшествующих периодов. При этом рассчитываются абсолютные отклонения, темпы роста, проценты выполнения плана.
Взаимосвязь основных факторов, влияющих на изменение объема продаж, выявляется с помощью метода балансовой увязки:
ΔРП = ΔТП + (ΔОГПН.П - ΔОГПК.П),
где ΔРП — изменение фактически реализованной продукции по сравнению с планом или предшествующим периодом;
ΔТП — изменение товарной продукции;
ΔОГПН.П и ΔОГПК.П — изменение остатков готовой продукции на складе соответственно на начало и конец анализируемого периода.
Для анализа влияния факторов рассчитывается баланс товарной продукции в оптовых ценах.
Углубление анализа заключается в изучении динамики остатков готовой продукции и выпущенной. При этом изучаются группы факторов, связанные:
• с производством (ΔТП);
• сбытом (ΔОГП).
Факторы, обусловленные производством товарной продукции, будут рассмотрены ниже. При анализе остатков готовой продукции следует выделять сроки и причины отклонений.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по ее поставкам. Недовыполнение предприятием плана по договорам приводит к уменьшениям его выручки, прибыли, выплате штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
В процессе анализа изучается реализация плана поставок за месяц и нарастающим итогом в целом по предприятию, по отдельным потребителям и видам продукции. Выясняются причины недовыполнения плана, и дается оценка соблюдения договорных обязательств.
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по следующей формуле:
где ОПпл, ОПН — соответственно плановый объем отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнение.
При анализе выполнения договорных обязательств необходимо иметь ввиду следующее:
1. размеры недопоставленной продукции за отчётный период определяются нарастающим итогом;
2. продукция, поставленная сверх плана одним покупателям не засчитывается в покрытие недопоставки другим покупателям;
3. продукция одних наименований не засчитывается в покрытие продукции других наименований.
Причины недопоставки продукции:
- несвоевременное получение планов прикрепления нарядов, разнарядок и других документов на поставку продукции по выделенным фондам;
- недопоставка сырья, материалов и комплектующих изделий с баз и складов материально-технического снабжения;
- несвоевременный ввод мощностей, недостаток рабочей силы, задержка отгрузки продукции и др.