Себестоимость продукции. Смета затрат и калькулирование
В себестоимости продукции отражаются стоимость потребляемых в процессе производства предметов (природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, и т.п.), средств труда (амортизация), трудовых ресурсов (заработная плата) и других затрат на производство и реализацию.
Большинство затрат планируется и учитывается в натуральной форме. Для определения суммы всех расходов эти затраты приводят к одному измерителю, т.е. к стоимостной оценке.
Себестоимость продукции (работ, услуг) — это стоимостная оценка текущих затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Себестоимость продукции как обобщенный показатель имеет следующее значение:
выражает результат всей производственно-хозяйственной деятельности организации;
2) образует основу цены товаров;
3) определяет величину прибыли, являющейся основным итогом деятельности организации.
В хозяйственной практике выделяют следующие виды себестоимости в зависимости от:
I. Периода и способов расчета: плановая, нормативная, сметная и фактическая.
II. Соотношения затрат:
· индивидуальная — характеризует индивидуальные затраты конкретного предприятия;
· среднеотраслевая — средние затраты в данной отрасли.
III. Последовательности и места формирования затрат на предприятии:
· цеховая — включает затраты основного цеха на изготовление продукции;
· производственная - все затраты предприятия в целом на производство продукции, т.е. цеховая себестоимость всех цехов предприятия, общезаводские и прочие производственные расходы;
· полная - производственная себестоимость и коммерческие (внепроизводственные) расходы, связанные с реализацией продукции.
IV. Объема затрат:
· себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции;
· себестоимость единицы продукции (работ, услуг) или партии изделий, заказа, передела.
V. Места возникновения затрат: хозрасчетная бригада, участок, цех, производство, предприятие в целом;
VI. Вида производства: основное, вспомогательное.
Смета затрат — полная сводка затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, капиталовложений.
При составлении сметы затрат на производство продукции используется группировка затрат по экономическим элементам, которая включает пять основных групп расходов:
1) материальные затраты. Они включают стоимость:
• приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции;
• вспомогательных материалов, используемых для поддержания непрерывности технологического процесса;
• покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся в дальнейшем монтажу или дополнительной обработке;
• топлива и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели и обслуживание производства;
• запасных частей для ремонта;
• износа инструмента, приспособлений, инвентаря;
• потерь от недостачи поступивших ресурсов в пределах норм естественной убыли.
Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов;
2) затраты на оплату труда. Они включают основную и дополнительную заработную плату промышленно-производственного персонала предприятия, включая затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности;
3) отчисления на социальные нужды. Они перечисляются органам социального страхования, в ПФ, в ФОМС в процентах к оплате труда работников. Величина этих нормативов устанавливается в законодательном порядке (Налоговый кодекс РФ) и может пересматриваться.
4) амортизация основных фондов — это сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, рассчитываемая исходя из их первоначальной стоимости, а после переоценки — по восстановительной стоимости, и установленных норм амортизации;
5) прочие затраты. Они включают расходы, не учтенные в предыдущих экономических элементах, к ним относят:
• платежи по кредитам в пределах установленных ставок (%);
• износ по нематериальным активам;
• командировочные расходы;
• представительские расходы;
• расходы на рекламу;
• расходы на подготовку кадров;
• налоги, сборы, отчисления в специальные фонды;
• оплата услуг связи и др.
Группировка затрат по экономическим элементам позволяет предприятию планировать и учитывать все затраты по признаку однородности вне зависимости от видов продукции и места осуществления затрат. Например, в экономическом элементе «затраты на оплату труда» учитывается заработная плата всех категорий работников: директора, специалистов, рабочих всех цехов и подразделений предприятия.
По экономическим элементам ведется бухгалтерский учет и составляется денежный отчет по общей сумме расходов на производство продукции (валовой, товарной, реализованной).
Калькуляция—расчет полной себестоимости единицы (партии) продукции (работы, услуги) или предприятия (цеха) в целом за определенный период.
Различают следующие виды калькуляций:
• плановая — определяется на основе плановых затрат на производство. Прямые затраты включаются в калькуляцию исходя из плановых норм расхода на изделие. Для расчета косвенных статей расхода сначала составляется смета накладных расходов, а затем идет распределение по изделиям пропорционально выбранному критерию;
• фактическая (отчетная) - отражает действительные затраты предприятия по данным бухгалтерского учета;
• нормативная — исчисляется на базе установленных норм материальных, трудовых затрат и смет по обслуживанию производства и сбыта продукции. Нормативная калькуляция является своеобразным эталоном, к которому должна приближаться плановая калькуляция;
• сметная — разрабатывается на новую продукцию, впервые выпускаемую предприятием, которая требует соответствующую нормативную базу;
• проектная - составляется для определения и обоснования эффективности капитальных вложений
№ п/п | Статьи калькуляции | |
Основные сырье и материалы | ||
Возвратные отходы (вычитаются) | ||
Покупные изделия, полуфабрикаты, услуги промышленного характера | ||
Топливо и энергия на технологические цели | ||
Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) | ||
Основная заработная плата производственных рабочих | ||
Дополнительная заработная плата производственных рабочих | ||
Единый социальный налог (ЕСН) | ||
Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования (РСЭО) | ||
Расходы на подготовку и освоение производства | ||
Потери от брака | ||
Цеховые расходы | ||
Общезаводские расходы (ОЗР) | ||
Прочие производственные расходы | ||
Коммерческие расходы (внепроизводственные расходы) |
Рис. 1. Типовая калькуляция ( 1-11 Технологическая себестоимость; 1-12 Цеховая себестоимость; 1-14 Производственная себестоимость; 1-15 Полная себестоимость)
Каждое предприятие вносит изменения в типовую калькуляцию либо на основании отраслевых методических рекомендаций, либо самостоятельно. Эти решения зависят от учета особенностей в технике, технологии и организации производства. Например, на предприятиях добывающих отраслей отсутствуют статьи калькуляции «Возвратные отходы», «Покупные изделия, полуфабрикаты». Если предприятия не несут расходы по подготовке и освоению производства или имеют безцеховую структуру, то эти статьи калькуляции отсутствуют.
В типовой калькуляции первые восемь статей затрат осуществляются непосредственно на рабочем месте и прямо относятся на себестоимость каждого вида продукции. Все другие статьи являются комплексными, в которых собираются затраты по управлению и обслуживанию производством.
В состав статьи РСЭО включают расходы на:
• заработную плату и ЕСН рабочих, обслуживающих оборудование (слесари-ремонтники, электрики, электромеханики, машинисты подъемного крана и др.);
• амортизацию оборудования и транспортных внутризаводских средств (электрокары, подъемный кран);
• вспомогательные материалы (смазочные, обтирочные, охлаждающие и другие аналогичные материалы);
• двигательную энергию (электроэнергия, пар, сжатый воздух, вода, газ), приводящую оборудование в движение;
• ремонт оборудования (малый, средний, капитальный), технические осмотры и уход;
• другие расходы, связанные с использованием оборудования (износ инструмента, приспособлений и пр.).
В состав статьи «Расходы на подготовку и освоение нового производства» включают расходы на совершенствование технологии, изготовление специального оборудования и оснастки, заработную плату и ЕСН работников, осуществляющих данные виды работ, и т.д.
В состав статьи «Потери от брака» включают расходы, предусмотренные технологическим процессом.
В состав статьи «Цеховые расходы» входят затраты на управление и обслуживание цехов, на:
· заработную плату и ЕСН аппарата управления цеха (начальник цеха, его заместители, мастера, руководители подразделений и служб, а также их заместители);
· заработную плату и ЕСН прочего цехового персонала (секретарь, табельщики, кладовщики цеховых складов, уборщики бытовых и производственных помещений цеха, сторожа цеха и пр.);
· амортизацию зданий, сооружений, инвентаря цеха;
· содержание (оплата коммунальных услуг: отопление, холодная и горячая вода, канализация) и ремонт зданий и сооружений цеха;
· электроэнергию (освещение зданий и сооружений цеха, работу офисной техники и пр.);
· испытания, опыты и исследования, рационализацию и изобретательство;
· обеспечение нормальных условий труда и технику безопасности;
· спецодежду и спецобувь;
· прочие затраты, связанные с управлением и обслуживанием цеха.
В состав статьи «Общезаводские расходы» входят
· расходы на: заработную плату и ЕСН аппарата управления предприятия (директор, его заместители, главные специалисты, руководители отделов и служб предприятия, а также их заместители);
· заработную плату и ЕСН обслуживающего персонала (секретари, референты, водители легковых автомобилей, уборщики бытовых помещений заводоуправления, охрана предприятия и пр.);
· командировки, подъемные;
· амортизацию зданий, сооружений, инвентаря общезаводского назначения;
· содержание (оплата коммунальных услуг: отопление, холодная и горячая вода, канализация) и ремонт зданий и сооружений общезаводского назначения;
· электроэнергию (освещение зданий и сооружений предприятия, работу офисной техники и пр.);
· содержание и обслуживание технических средств управления (вычислительных центров, узлов связи, средств сигнализации: пожарной и охранной безопасности);
· канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
· содержание легкового транспорта;
· оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;
· оплату услуг банка, в том числе выдачу заработной платы по пластиковым карточкам в банкоматах, проценты по кредитам банка и прочие услуги;
· подготовку и переподготовку кадров, расходы по набору рабочей силы;
· природоохранные мероприятия (очистные сооружения, уничтожение экологически опасных отходов, платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в природную среду);
· налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, установленные в законодательном порядке;
· прочие затраты, связанные с управлением и обслуживанием предприятия.
В состав статьи «Коммерческие расходы» включают расходы на:
· тару и упаковку;
· транспортировку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, на суда, автомобили в зависимости от условий договора купли-продажи;
· комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым организациям в соответствии с договорами;
· рекламу;
· прочие расходы по сбыту (хранение, подработка, подсортировка и пр.).
В условиях рыночной экономики на малых и средних предприятиях установлена сокращенная номенклатура калькуляционных статей, которая включает:
прямые затраты:материальные; на оплату труда; амортизационные отчисления; прочие;
косвенные затраты: затраты по управлению и обслуживанию производства.
15. Методы учета затрат и калькулирования: позаказный, попередельный, нормативный, «директ-костинг», «стандарт-костинг».
Для расчета себестоимости используют различные методы в зависимости от отраслевых особенностей. Рассмотрим некоторые из них.
Наибольшее распространение получил расчетно-аналитический метод калькулирования. Применяется там, где производится большая номенклатура продукции (работ, услуг). Сущность состоит в том, что прямые (условно-переменные) затраты на единицу продукции определяются путем нормативного расчета, а косвенные (накладные, условно-постоянные) — пропорционально принятому признаку.
В качестве базы отнесения затрат могут использоваться следующие ресурсы:
а) трудовые: количество отработанных часов, численность или заработная плата основных рабочих;
б) оборотный капитал: нормы расхода основных материалов или материальные затраты основных видов ресурсов;
в) основной капитал: стоимость основных производственных фондов, количество отработанных машино-часов оборудованием, площадь помещений.
Формирование коэффициента накладных расходов проходит по следующим этапам:
1) составляют смету накладных (условно-постоянных) затрат по основным и обслуживающим подразделениям предприятия (FQ;
2) определяют базу отнесения затрат (Б);
3) рассчитывают коэффициент накладных (косвенных) расходов (Кнкл.р):
Кнкл.р = FC / Б
Нормативный метод, учета и калькулирования является наиболее прогрессивным, так как использует научно обоснованные нормы на все ресурсы предприятия и применяется в массовом и серийном производствах.
Позаказный метод калькулирования учитывает затраты по отдельным заказам и применяется преимущественно в индивидуальном и мелкосерийном производствах, а также на опытных, экспериментальных, ремонтных и других работах. Фактическая себестоимость заказа определяется по окончании изготовления изделий и выполнения работ, относящихся к этому заказу, путем суммирования всех затрат по нему. Для исчисления себестоимости единицы продукции общая сумма затрат по заказу делится на количество выпущенных изделий (объем выполненных работ).
Попередельный метод применяется в тех отраслях промышленности, где обрабатываемое сырье Последовательно проходит несколько самостоятельных фаз обработки — переделов, имеющих короткий, но законченный технологический цикл, когда выпускаемая предприятием продукция однородна по исходному материалу и технологии обработки. Например, на предприятиях черной металлургии:
1-й передел (выплавка чугуна) > 2-й передел (выплавка стали) > 3-й передел (прокат).
При этом методе затраты учитываются в каждом цехе (переделе), включая, как правило, себестоимость полуфабрикатов, изготовленных в предыдущем цехе. Предприятия могут реализовывать как готовый продукт, так и часть продукции после каждого передела.
Метод «директ-костинг». Российская практика основана на разделении затрат на прямые и косвенные, которые распределяются по видам продукции. Это несложно сделать по прямым затратам. Например, в себестоимость платья включены прямые затраты на ткань — 840 руб., фурнитуру — 80 руб., заработную плату закройщика и швеи-мотористки — 524 руб.
Когда же дело касается косвенных затрат, то здесь распределяются эти затраты между всеми видами продукции «на глазок», т.е. пропорционально выбранной базе, которая не всегда может быть объективной. Например, отнесение амортизационных отчислений швейных машин на изготовленную на них продукцию (платья, пальто, костюмы и пр.).
Такой метод калькулирования себестоимости себя оправдывает при стабильных размерах общепроизводственных затрат, ограниченном ассортименте выпускаемой продукции или наличии долгосрочных контрактов на выполнение определенного объема работ.
В зарубежной практике на предприятиях чаще используют метод прямого калькулирования себестоимости, или «директ-костинг». В этом случае все затраты подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.
Условно-переменные издержки, как правило, являются прямыми. Они учитываются по конкретным видам выпускаемой продукции.
Условно-постоянные издержки, как правило, являются косвенными. Они не зависят непосредственно от объема и структуры производства и реализации продукции, не разносятся по видам продукции и всей суммой относятся на финансовый результат (маржинальный доход). Это можно представить в следующем виде:
Выручка от продажи — Условно-переменные издержки = Маржинальный доход.
Маржинальный доход — Условно-постоянные издержки = Прибыль.
При увеличении объема производства и реализации продукции себестоимость единицы продукции уменьшается за счет снижения условно-постоянных расходов на единицу продукции.
Метод «стандарт-костинг» - система учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. "Стандарт" - количество необходимых для производства единицы продукции затрат; "костинг" - денежное выражение этих затрат. Система появилась в Америке в начале 30-х годов двадцатого века, когда США переживали экономический кризис.
В основу системы Стандарт-костинг положены следующие принципы:
· предварительное нормирование затрат по элементам и статьям затрат;
· составление нормативных калькуляций на изделие и его составные части;
· раздельный учет нормативных затрат и отклонений;
· анализ отклонений;
· уточнение калькуляций при изменении норм.
Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции).
Нормативные затраты базируется на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на одно изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства.
В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода отклонения списываются на финансовые результаты. Производится анализ отклонений. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов.