Особенности изучения падежей в нерусской аудитории
Основные проблемы изучения категории падежа
Особенности изучения падежей в нерусской аудитории
Изучение склонения всех имён русского языка вызывает у инофонов особое затруднение. Это обусловлено тем, что в большинстве иностранных языков имена не изменяются в зависимости от синтаксической функции в словосочетании и предложении, отсутствует само понятие падежа и склонения. Нередко учащиеся, изучающие падежные формы и запоминающие их, не в состоянии употреблять их в речи, не ощущая необходимости их употребления.
Первой задачей преподавателя, приступающего к ознакомлению учащихся с падежной системой русского языка, является не характеристика какого-либо одного падежа, а раскрытие перед учащимися самого понятия падежной формы и понятия падежной системы в целом. Нужно предложить учащимся несколько предложений на их родном языке, в которых одно и то же существительное выполняет различные синтаксические функции. Например, для англичан: The student is reading- Студент читает. Здесь студент-производитель действия. The teacher is asking the student- Учитель спрашивает студента. Студент-объект действия субъекта.
Сообщаем учащимся, что эти формы существительных называются падежами. Говорим студентам, что в русском языке всего 6 падежей, а изменение слова по падежам называется склонением. Все существительные подразделяются на три класса (три склонения)- 1,2,3, кот. Различаются окончаниями. Предваряющее знакомство студнетов с тремя склонениями не усложняет,а, наоборот, упрощает объяснение формообразование падежей. Отнесенность существительного к типу склонения определяется его конечной буквой (звуком). К 1 скл. Относятся существительные мужского рода на твёрдый согласный (класс, студент_ и среднего рода на О (слово) Е (поле, здание) и существительные мужского рода на мягкий согласный (ь,й)- (преподаватель, музей). 2 скл- жен., муж род на А (комната, студентка, папа) и сущ на Я (деревня, аудитория, дядя). 3 скл- жен род на Ь (мать, ночь).
После ознакомления учащихся с тремя склонениями работаем над формированием первичных умений по отнесению существительного к соотв склонению. Преподаватель называет уже знакомые существительные, учащиеся определяют склонение.
При введении падежей важно формировать в сознании учащихся связь между их формой и значением. Учащиеся должны овладеть двумя видами умений: 1. приобрести способность на основании определенной падежной формы установить выражаемый ею элемент смысла высказывания. 2. научиться выражать требуемое грамматическое значение соответствующей формой. Для этого необходимо сначала установить элемент смысла высказывания и далее определить соответствующую ему падежную форму. Определение необходимой падежной формы по вопросу (где? Куда? Кому?) является надежным ориентиром, тк вопрос может не совпадать в русском языке и языке учащихся. Выбор вопроса также зависит от осознания элемента смысла высказывания и опредеения соответсвующего ср-ва его выражения. В противном случае учащимся приходится заучивать вопрос от каждого глагола в отдельности, что затрудняет и замедляет процесс усвоения материала.
Для ознакомления учащихся с падежами предлагаются 2 направления: от формы к содержанию (дательный, родительный, творительный) и от содержания к форме (предложный винительный (изучаются первыми)).
4 аспекта употребления падежей:
1. Сначала знакомим учащихся с основными значениями падежей, определяемыми хар-ром самих выражаемых отношений
2. Затем переходим к ознакомлению учащихся с предложно-падежными формами, не имеющими собственного значения, употребление которых зависит от управляющего слова (радоваться чему? Интересоваться чем?)
3. Употребление падежей, обусловленное структурой предложения, объясняем в связи с изучением предложений данных структур (нам надо заниматься, ему 20 лет, у меня нет времени).
4. Представляем падежные формы, следуя функционально-семантическому подходу: предложно-падежные формы изучаются в качестве ср-в выражения определенных смыслов (выр времени, причины, меры и тд).