III. Постановка учебной задачи.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Устный счёт.
- Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений.
На доске:
45 + 20 = 30 + 47 =
83 – 60 = 34 – 3= 50 – 8 = 43 + 7 =
- Прокомментируйте решение данных выражений.
- Проверьте друг у друга правильность вычислений.
(Взаимопроверка выполнения задания.)
- Назовите числа, которые вы получили.
(Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются заполняется таблица)
- Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов оценкой на полях зеленой пастой.
(Дети выполняют самооценивание.)
- А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую.
- О чём мы будем сегодня говорить? (О задачах.)
(На доске открывается часть темы.)
II. Актуализация знаний .
· - А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.)
I - а ?
II - в
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на нахождение суммы)
- Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько всего? или Сколько вместе?)
- Какая схема-модель подходит к этой задаче?
- Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
- Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
Например: Лена вырезала 14 флажков а Света – 5 флажков. Сколько флажков вырезали девочки вместе?
· На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.
I – а
II - ?, на в <
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.)
- Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько единиц во второй част?.)
- Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
а
в
?
- Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а – в.)
На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.
I - а
II - ?, на в >
- Что можете сказать об этой задаче? ( Это задача на увеличение числа на несколько единиц.)
- Сколько вопросов в этой задаче? Какой? (Один. Сколько единиц во второй части?)
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
а
в
?
- Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
- Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
Например: в одной корзине лежали 12 яблок, а во второй на 6 яблок больше. Сколько яблок лежали во второй корзине?
- А теперь прочитайте задачу № 1 на своих листочках. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?
ЗАДАЧА № 1. Пантера делает прыжок длиной 12 м, а тигр – на 7 м короче. Сколько метров составляет прыжок тигра?
(На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано « на 7 м короче.)
- Решите эту задачу.
III. Постановка учебной задачи.
(На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
I - а ?
II - ?, на в <
- Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
(Дети в замешательстве.)
- Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие? (В этой задаче два вопроса. Первый – сколько единиц во второй части, второй – сколько всего.)
- Из каких двух задач составили эту задачу?
(Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
а
I
в ?
II
?
- Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи?
(Дети догадываются: составные задачи.)
- какое выражение соответствует данной схеме? (а+ (а+в) )
- Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
· На доске появляются вспомогательные слова:
Научимся отличать ...