Учет особенности восприятия информации с экрана
Модуль 3. Презентация в учебно-образовательном процессе
Два значения «презентации»
• электронные документы особого рода
• выступление, защита проекта, доклад, и т.п.
• Этапы презентации (выступления, защиты проекта, доклада, и т.п. )
Планирование
Подготовка
Проведение
Преимущества использования мультимедийных презентаций:
· Создание качественного уровня наглядности и демонстрации
· Наличие возможностей интерактивности как способа эффективной передачи информации
· Доступность тиражирования и распространения
· Компактное хранение и легкая модификация
Типичные недочеты и ошибки при создании презентаций (электронного документа особого рода )
В качестве наиболее типичных недочетов и ошибок при конструировании и оформлении электронных презентаций, часто снижающих их эффективность, можно выделить следующие.
Типичные недостатки структуры и формы представления информации:
• Отсутствие Титульного слайда, содержащего: название проекта или темы урока (занятия); сведения об авторе; дата разработки; информация о местоположении ресурса в сети и др.
• Отсутствие Введения, в котором представлены: цели и задачи изучения темы, краткая характеристика содержания;
• Отсутствие Оглавления (для развернутых разработок, при наличии в презентации разделов, подтем) с гиперссылками на разделы / подтемы презентации;
• Отсутствие логического завершения презентации, содержащего: заключение, обобщения, выводы;
• Отсутствие рекомендуемых структурных элементов заключительной части учебной презентации: Вопросы и задания для работы в классе и домашнее задание;
• Перегрузка слайдов подробной текстовой информацией (не более трех мелких фактов на слайде и не более одного важного);
• Неравномерное и нерациональное использование пространства на слайде;
• Отсутствие связи фона презентации с содержанием.
Часто встречающиеся ошибки стиля и оформления:
• Орфографические и стилистические ошибки, недопустимые в учебном процессе;
• Отсутствие единства стиля страниц:
o одинаковая гарнитура и размер шрифта для всех заголовков (не менее 24 пунктов);
o одинаковая гарнитура и размер шрифта для тестовых фрагментов (не менее 18 пунктов);
o заголовки, номера страниц, кнопки перелистывания должны появляться в одном и том же месте экрана;
o одинаковая цветовая гамма на всех станицах и т.п.
• Неудачный выбор цветовой гаммы: использование слишком ярких и утомительных цветов, использование в дизайне более 3 цветов(цвет текста, цвет фона, цвет заголовка и/или выделения); использование темного фона со светлым текстом;
• Использование разных фонов на слайдах в рамках одной презентации;
• Отсутствие полей на слайдах;
• Использование рисунков, фотографий плохого качества и с искажениями пропорций;
• Использование шрифтов с засечками (типа Times), затрудняющих восприятие информации;
• Отсутствие должного выравнивания текста, использование буквиц разного размера;
• Низкая контрастность фон / текст;
• Низкая контрастность гиперссылок (нужно помнить, что у гиперссылки три состояния: выбрана, по гиперссылке еще не переходили, по гиперссылке уже переходили – нужно обращать на цвет гиперссылки во всех состоянях);
• Отсутствие или неясность связей в схемах или между компонентами материала на слайде;
• Наличие различных эффектов переходов между слайдами и других раздражающих эффектов анимации, мешающих восприятию информации;
• Слишком быстрая смена слайдов и анимационных эффектов (при автоматической настройке презентации), отсутствие учета скорости и законов восприятия зрительной информации.
Основные принципы разработки мультимедийных презентаций
Оптимальный объем
Выбор оптимального объема презентации очень важен и зависит от цели, для которой она создается, от предполагаемого способа ее использования (изучение нового материала, практическое занятие, аттестация, лекция и т.д.), а также от контингента учащихся (их возраста, подготовки и т.п.).
В общем случае объем презентации не должен быть менее 8-10 слайдов. Опыт показывает, что для учебной презентации наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 20 слайдов (оптимально - 12-15). Зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемой темы.
Исключения составляют презентации, предназначенные для длительной лекции ознакомительного характера с большим количеством визуального материала. Однако и в этом случае объем презентации не должен превышать 50-60 слайдов, из расчета не менее чем 1 мин. лекции на один слайд, а на слайды, содержащие ключевые моменты и основополагающие понятия - по 2 мин.
В связи с этим необходимо строго отбирать видеоматериал для презентации, исходя из принципа разумной достаточности. Не следует использовать изображения, относящиеся к понятиям, на обстоятельное раскрытие которых лектор не рассчитывает. Не должно быть "лишних" слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Необходимо исключать дублирующие, похожие слайды. Принципы презентации:
Доступность
Научность
Учет особенности восприятия информации с экрана
свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, анимациями, фрагментами фильмов.
избегать обилия цифр.
Разнообразие форм
Занимательность.
Эстетичность
Динамичность