Доходы фирмы. Прибыль. Максимизация прибыли и конкурентное предложение
Рассмотрим доход отдельной фирмы. Это потребует вовлечения в оборот новых понятий:средний, валовой и предельный доходы фирмы.
Валовой доход ( ТR) фирмы есть выручка от продажи. Он определяется как
произведение цены реализации продукции на количество проданной продукции (на конкурентном рынке):
TR = P · Q.
Средний доход (АR) фирмы представляет доход, приходящийся на одну единицу продукции:
АR = ТR / Q
На конкурентном рынке АR = Р, т.е. средний доход равен цене единицы продукции.
Предельный доход(МR) - это прирост валового дохода на единицу прироста объема продаваемой продукции (объема выпуска)
МR = ∆ ТR / ∆ Q
Теперь перейдем к рассмотрению прибыли.
В экономической литературе, в рамках теории фирмы, используются понятия"бухгалтерская прибыль" и "экономическая прибыль".
Бухгалтерская прибыль равна разнице между общей выручкой (валовым доходом) и бухгалтерскими (явными, внешними) издержками:
Пб = ТR - Сб,
Где: П б - бухгалтерская прибыль; ТR - валовой доход фирмы; Сб - бухгалтерские издержки.
Экономическая прибыль включает в себя вознаграждение всем ресурсам фирмы, в том числе и нормальную прибыль. Она есть разница между общей выручкой (валовым доходом) и всеми (экономическими) издержками фирмы:
Пэ = ТR - ТС
Так как экономическая прибыль это остаток после всех вычетов из валового дохода, то ее называютчистой прибылью. Соотношение экономической и бухгалтерской прибыли показано на рис. 7.15.
Экономическая прибыль (Пэ) Бухгалтерская прибыль (Пб)
Общая
выручка Экономические Бухгалтерские (исключительно
(TR) издержки (внешние плюс внешние) издержки фирмы
внутренние, включая нор-
мальную прибыль) - ТС
Рис. 7.15 Экономическая и бухгалтерская прибыль.
Условием выживания фирмы в долгосрочном периоде является наличие минимального количества прибыли. Минимальный размер прибыли зависит от многих факторов: прибыли от альтернативной экономической деятельности, от риска, интервала времени, количества требуемых капитальных вложений, уровня инфляции, состояния экономики, вида отрасли, долгосрочного потенциала фирмы, доходности других фирм и т.д. Этот размер дает точку отсчета для оценки, оставаться в бизнесе или нет.
Для принятия решений и определения поведения фирмы берется во внимание ожидаемая прибыль, а не прибыль прошлого периода.
Теперь перейдем к рассмотрению того, как увеличение объема продаж повлияет на чистую прибыль фирмы. Фирма, стремясь к увеличению прибыли на вложенный капитал, будет добиваться максимизации разницы между предельным доходом и предельными издержками.
Фирма достигает оптимума (максимизирует свой доход) при таком объеме выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам, (MR = MC) при условии, что цена превышает минимальное значение средних переменных издержек.
Правило максимизации дохода: фирма достигает оптимума (максимизирует свой доход) при таком объеме выпуска,когда предельный доход равен предельным издержкам.
MR = MC
Его можно показать графически (рис. 7. 16).
МС MC
АС Совокупные убытки
AC
MR = MC
AVC
Р1 MR
Р1 MR
АСQ1 Экономическая
прибыль
MR = MC
Q1 Q Q1 Q2 Q3 Q
TC TC
TR TR
TVC
TRQ1
Пэ max TCQ2
TCQ1 TRQ2 Минимальные
убытки
TFC TFC
Q1 Q Q1 Q2 Q3 Q
(+) (+)
Пэ max
Минимальные
убытки
0 Q
0 Q
Q1 Q2 Q3
(-)
(-) П
Рис. 7.16.Максимизация прибыли Рис. 7.17. Минимизация убытков
фирмой на конкурентном фирмой на конкурентном
рынке рынке
Из рассмотренного следует, что объем предложения фирмы на конкурентном рынке определяется участком кривой предельных издержек, который выше кривой AVC (см. рис. 7.18).
МС P S
Р3 АС P3
Р2 AVC P2
Р1 P1
Р0
Q1 Q2 Q3 Q Q1 Q2 Q3 Q
Рис. 7.18 Построение кривой предложения краткосрочного периода для фирмы на конкурентном рынке.
При рыночной цене Р0 фирма прекращает свою деятельность и ее выпуск равен 0. Только при цене Р1 фирма начинает производить, хотя и несет убытки в краткосрочном периоде. При цене Р2 ее экономическая прибыль равна 0, а при цене Р3 фирма получает положительную экономическую (чистую) прибыль.
Фирма, получающая экономическую прибыль, может расширить производство, увеличив активы. Возможность получения чистой прибыли привлечет в отрасль капиталы из других отраслей и вновь образованные капиталы. Отрицательная экономическая прибыль "вынудит" часть фирм покинуть отрасль. Таким образом, на поведение производителя влияет изменение ситуации в отрасли.
Если цены упадут ниже минимальных средних издержек фирмы несут убытки. Это возможно в том случае, если рыночное предложение превышает рыночный спрос. Устойчивое превышение предложения вынудит часть фирм покинуть отрасль. Приспособление предложения к спросу приведет к его уменьшению и повышению цены до уровня минимальных средних издержек. Отрасль вернется к равновесному состоянию, когда все вмененные издержки возмещаются, а экономическая прибыль равна нулю. Данная ситуация показана на рис. 7.19.
Фирма Рынок S1
MC AC
P2 MR2 P2 E2 S0
P0 MR0 P0 E0
P1 MR1 P1 E1
D1 D0
Q1 Q0
Рис. 7.19. Долговременное конкурентное равновесие.
Если в отрасли возникает ситуация, когда из-за слишком значительного сокращения предложения, или по причине резкого повышения спроса (например, при росте доходов) цена установится на уровне выше минимальных средних издержек типичной фирмы, то фирмы будут не только возмещать вмененные издержки, но и получать экономическую прибыль. Это привлечет в отрасль новые капиталы. Предложение возрастет, а цены упадут.
На рис. 7.19 рассмотрены только две ситуации нарушения равновесия в краткосрочном периоде, когда упало предложение, и когда сократился спрос. В одном случае рыночная цена упадет и фирма несет убыток, в другом – цена растет, фирма получает чистую (положительную и экономическую) прибыль, что привлечет в отрасль новые капиталы вызовет падение рыночной цены.
Таким образом, экономическая прибыль является временной формой дохода для конкурентного рынка. Только устойчивое нарушение равновесия в отрасли, вызванное монополизацией, факторами институционального порядка, может нарушать способность конкуренции к восстановлению равновесия и установления цены на уровне минимальных средних издержек. Установление равновесия означает, что в данный момент экономические ресурсы используются наилучшим образом и достигается максимум благосостояния.
Принцип убывающей отдачи применим на краткосрочном отрезке времени, когда, по меньшей мере, один производственный фактор остается неизменным. Закон убывающей отдачи применим к определенной технологии производства. Со временем изобретения и другие технологические усовершенствования могут привести к сдвигу вверх кривой выпуска продукции (ТР) и, таким образом, больший выпуск может быть достигнут при тех же самых вводимых факторах.[3]
[1] Об этом будет подробно сказано в лекции 9. MR – предельный доход (см. последний параграф данной лекции)
[2] Это положение обосновывается в четвертом разделе данной лекции.
[3] Принципы (законы) возрастающей и убывающей отдачи наиболее полно рассмотрены А. Маршаллом в работе «Принципы экономической науки» (1890).