Методологические проблемы современной науки.
Реклама как универсальное знаково-смысловое пространство современной культуры и глобальный социокультурный транслятор. Наука как знание и наука как деятельность. Характерные черты и многообразие форм научного знания. Формы организации науки. Научное сообщество. Наука в системе культуры. Проблема демаркации науки и не-науки. Эмпирические и теоретические знания. Роль естественных и гуманитарных наук в развитии общества. Понятие научной картины мира. «Картина мира» как соединение конкретной методологии и способа видения мира. Историческое изменение научной картины мира. Проблема реконструкции научной картины мира.
Основные картины мира: натурфилософская, механическая, электродинамическая, квантово-релятивистская. Природа научного познания, его типы и уровни, предметная, мировоззренческая и методологическая специфика естественных и гуманитарных наук.
Современная наука и нравственность. Научно-технический прогресс и метаморфозы социальности. Экологические проблемы как фактор мирового развития. Тенденции глобализации, информатизации, формирования постмодернистского типа социокультурных систем и др. Формирование информационного общества и общества знаний. Образовательные системы в контексте "информационного общества". Базовые представления и подходы к анализу современной информационной среды. Лженаучные представления и теории. Причины их появления и особенности развития в современную эпоху. Статус и перспективы становления «синергетической» картины мира. История формирования основных концепций самоорганизации в сложных системах. Проблемы использования идей синергетики по отношению к сфере анализа и прогноза социокультурных процессов. Научное знание как потенциал инновационного развития. Условия возникновения инноваций. Прорывные инновации как следствие практического использования фундаментальных открытий. Методология и технология поиска перспективных для инноваций научных исследований. Системный и стурктурно-функциональный анализ в гуманитарном знании и в исследованиях в области рекламы и связей с общественностью. Экономический, социально-психологический, социологический, культурологический, философские аспекты изучения предметной области рекламы и связей с общественностью. Междисциплинарность подходов в гуманитарных науках.
Вопросы для контроля:
1. Реклама и связи с общественностью как профессиональная практика и предмет междисциплинарных исследований.
2. Экономические, социальные и культурные предпосылки формирования рекламы и связей с общественностью как самостоятельной научной области знаний.
3. Предметная область и функции «рекламы и связей с общественностью», как профессиональной практики и гуманитарной науки.
4. Общенаучные методы и специфические подходы к изучению аспектов рекламы. Проблемы выбора.
5. Роль психоаналитических методов в развитии качества коммуникационных продуктов.
Учебно-методическое обеспечение:
• Рузавин, Г. И. Методология научного познания : учеб. пособие для магистрантов и аспирантов вузов / Г. И. Рузавин. - М. : ЮНИТИ-Дана, 2013. - 287 с. ; 21 см. - Основы философии науки : учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др. ; отв. ред. В. П. Кохановский]. - Изд. 7-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 603 с. ; 21 см. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 588-599. Лебедев, С. А. Философия науки : учеб. пособие / С. А. Лебедев. - М. : Юрайт, 2011. - 288 с. : рис., табл. ; 21 см. - (Магистр). - Библиогр. в конце гл. -
• Лешкевич, Т.Г. Философия науки : учеб. пособие : для аспирантов и соискателей учен. степени / Т. Г. Лешкевич. - М. : Инфра-М, 2008. - 270 с. ; 22 см. - (Высшее образование). - Библиогр.: с. 264-268
Основы медиалогии.
Понятие медиа и структура медиа пространства.Медиакультура как совокупность синтез культуры производства, культуры передачи и культуры потребления информации. Европейские и англо-американские теории медиа. Институт медиа в современном обществе: экономические, социальные и культурные функции. Медиа как способ отражения и конструирования реальности. Принципы построения медиа текстов. Структуралистский и семиотический анализ сообщений в медиа. Способы исследования медийных сообщений. Характер медиа в условиях постиндустриального/информационного общества. Объекты культуры и искусства как медиа. Прикладная медиалогия как система анализа информации из открытых источников: газет, журналов, телевидения, информагентств, Интернет-ресурсов и др.
Вопросы для контроля:
1. Структура медиапространства. Тенденции развития.
2. Методы исследований современных медиа.
3. Язык и формы коммуникаций как отражение развития общества.
4. Анализ структуры рекламного текста.
5. Современные социальные медиа и их отличия от традиционных медиа: особенности коммуникации
Учебно-методическое обеспечение:
• Кириллова, Н Б. Медиалогия как синтез наук / Наталья Кириллова. - М. : Акад. проект, 2013. - 366 с. ; 21 см. - Библиогр.: с. 353-366.
• Киттлер, Ф. Оптические медиа : берлинские лекции 1999 г. / Фридрих Киттлер ; пер. с нем. О. Никифорова и Б. Скуратова. - М. : Логос : Гнозис, 2009. - 271 с. ; 22 см. - (Mediae res). - Пер. изд.: Optische Medien (Berliner Vorlesungen 1999). -Berlin : Merve, 2002. - Библиогр.: с. 266-271.
• Луманн Н. Реальность масс-медиа. М.: Канон+, 2012. 240 с.
• Маклюэн, М. Понимание Медиа : [пер. с англ.] / Маршалл Маклюэн. - [3-е изд.]. - М. : Кучково поле, 2011. - 462 с.
• Методы анализа текста и дискурса : [пер. с англ.] / Стефан Тичер [ и др. ; пер. и науч. ред. А. А. Киселевой]. - Харьков : Гуманитар. центр, 2009. - 354 с.
• Шевченко Д.А. Реклама, маркетинг, PR : 3000 терминов/ Д.А. Шевченко - М.: 2012. - 416 с.
Профессиональный цикл