Социокультурные и методологические особенности развития современной науки. функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществах.

Социокультурные особенности развития современной науки таковы:

- наука оказывает огромное влияние на общество и культуру;

- экономика и наука взаимно стимулируют друг друга;

- в научной сфере постоянно растет государственное управление и финансирование;

- стоимость научных исследований резко растет, наука стремится к прибыльной деятельности или, как минимум, к самоокупаемости, но в то же время все больше научных работ осуществляется за счет госдотаций и благотворительных пожертвований (грантов).

Методологические особенности развития современной науки таковы:

- торжествует концепция относительности всех знаний;

- всякий факт положено воспринимать как смесь объективных влияний внешнего мира и субъективных впечатлений наблюдателя;

- огромное значение имеет верифицируемость (подтверждаемость фактами) и фальсифицируемость (опровергаемость фактами) научных гипотез: если гипотеза в принципе не может быть проверена фактами – она считается метафизической выдумкой, если она не соответствует экспериментально установленным фактам – она должна отвергаться как ложная;

- ученые стараются выработать парадигму (теоретическую основу) и придерживаться ее во всем своих построениях.

Основные функции науки:

- познавательная функция (открывает новые факты, взаимосвязи между ними и общие природные закономерности);

- культурно-мировоззренческая функция (способствует развитию культуры, пополняет ее своими достижениями, участвует в формировании мировоззрения, строит картину мира);

- прогностическая функция (позволяет предвидеть краткосрочные и долгосрочные последствия происходящего);

- функция непосредственной производительной силы (создает средства производства и иную технику, воплощая свои открытия в инженерных разработках);

- функция социальной силы (направляет и организует все виды человеческой деятельности).

В постиндустриальном обществе перечисленные функции не только усиливаются, но дополняются следующими функциями:

- функциейдоминирования (ученые и иные причастные к научной деятельности специалисты стали значительной частью информационного общества и потому одной из самых влиятельных социальных и политических сил);

- этической функцией (учитывая большую экологическую и военную опасность многих научных разработок, высоконравственное поведение ученых (научная этика) оказалось в центре национальных и международных нравственных систем);

- популяризаторской функцией (информационные технологии делают научные достижения доступными широкой общественности в реальном времени).

ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ В НАУКЕ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ. СТРУКТУРА, ОБОСНОВАНИЕ И КРИТЕРИИ НАУЧНОГО МЕТОДА.

Эмпирический базис науки составляет чувственный опыт – прежде всего экспериментально проверенные факты.

Теоретические знания в науке – это открытые природные закономерности, обобщения эмпирических данных и целостные модели (картины), созданные в результате сведения всех фактов воедино.

Таково содержание, а структура и методы:

- для эмпирического базисатаковы: постижение ощутимых (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), опрос (свидетелей, наблюдателей, экспертов), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;

- для теоретического знания таковы: обнаружение проблемы и формулирование задач; выявление внутренних и существенных связей (законов); создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (составление абстрактно-исчерпывающего образа из всех абстрактных характеристик), аксиоматики(постулатов, аксиом), гипотетико-дедукции (дедуктивных выводов и их проверки на фактах), историко-логических исследований (выявление логики процесса развития соответствующих явлений и знаний); установление общих характеристик объектов и способов их познания; создание картины мира, идеалов, норм и философских оснований науки через отраслевое, межотраслевое и философское переосмысление научных достижений.

Для эмпирических описаний и теоретических построений наука использует специальные термины, понятия, категории, схемы, иные языковые и символические конструкции.

Со времен Ф. Бэкона и Р. Декарта существует конфликт между эмпиризмом (фактуализмом) и рациональным теоретизированием (теоретизмом). Эмпирики (сенсуалисты) отрицают любые теории, выходящие за пределы опыта. А теоретики ссылаются на недостаточность любого опыта для исчерпывающего подтверждения общих закономерностей и создают умозрительные обобщения, кажущиеся им применимыми ко всем случаям соответствующего типа (как уже известным, так и к еще неизвестным).

При этом любой ученый признает или отрицает подлинность фактов в зависимости от того, соответствуют ли они его теоретическим убеждениям.

Критерии обоснованности (адекватности) научной методики так или иначе сводятся к истинности (достоверности) и практической применимости полученных результатов. Если применяемая методика не работает вообще (безрезультатна), или не дает знаний, соответствующих реальности, или эти знания не пригодны на практике – то сама методика не может считаться научной.

Наши рекомендации