Рекомендации по организации работы над проектом
Методические указания к выполнению курсовой работы и дипломного проекта для специальности 230203
«Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Учебное пособие
АЗОВ, 2016г.
За основу данного учебного пособия были взяты ранее разработанные автором «Методические указания» в 2008, 2010 году, ОНТП – 01-91, которые дополнены новыми нормативными и справочными показателями, коэффициентами.
При выполнении курсовой работы или дипломного проекта используются знания студентов, полученные при изучении предметов «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей», «Устройство автомобилей», «Ремонт автомобилей», а также самостоятельное изучение и использование студентами дополнительной учебной и справочной литературы.
Ценность данного методического пособия состоит в том, что в нем систематизирован учебный материал, дополненный новыми значениями нормативных и справочных показателей, а также для наглядности приведены примеры выполнения схем и графиков.
Методика расчета, представленная в данных методических указаниях соответствует методике, регламентируемой ОНТП-01-91. Методика заключается в определении производственной программы за цикл с последующим переходом к определению суточной производственной программы через коэффициент технической готовности.
В методических указаниях представлен алгоритм выполнения технологического расчета автотранспортного предприятия, рекомендуемые формы таблиц при оформлении, даны ссылки на источники для получения более подробной информации, представлены справочные данные и нормативные показатели, необходимые для технологического расчета предприятия.
Учебное пособие «Методические указания к выполнению курсовой работы и дипломного проекта по дисциплине «Техническое обслуживание автомобилей и двигателей» рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии специальности №230203 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
©В.П.Михайлушкин,
СОДЕРЖАНИЕ
СТРАНИЦА
ВВЕДЕНИЕ | |
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА | |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛОВ | |
ПРОЕКТА | |
ВВЕДЕНИЕ | |
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ | |
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРОЕКТИРОВАНИЯ | |
1.2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛЬЗУЕМЫХ | |
АВТОМОБИЛЕЙ | |
2. РАСЧЕТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ | |
2.1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ АТП И | |
ПРОЕКТИРУЕМОГО УЧАСТКА | |
2.2 ВЫБОР ИСХОДНЫХ НОРМАТИВОВ ТО И ТР | |
2.3 РАСЧЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО | |
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ | |
АВТОМОБИЛЕЙ |
2.3.1 КОРРЕКТИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРОБЕГОВ ДО КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА (КР) И НОРМАТИВОВ ПЕРИОДИЧНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ
ОБСЛУЖИВАНИЙ ТО-1 И ТО-2 | ||
2.3.2 | КОРРЕКТИРОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ | |
ТРУДОЕМКОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ | ||
2.3.3 РАСЧЕТ КОЭФФИЦИЕНТА ТЕХНИЧЕСКОЙ | ||
ГОТОВНОСТИ И КОЭФФИЦИЕНТ | ||
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ | ||
2.3.4 РАСЧЕТ ГОДОВОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ | ||
ПРОГРАММЫ АТП | ||
2.3.5 РАСЧЕТ СМЕННОЙ(СУТОЧНОЙ) | ||
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АТП | ||
2.4 РАСЧЕТ ГОДОВОГО ОБЪЕМА РАБОТ | ||
2.5 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГОДОВЫХ ТРУДОЕМКОСТЕЙ ПО | ||
ВИДАМ РАБОТ | ||
2.6 РАСЧЕТ ЧИСЛЕННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА | ||
ОБЪЕКТЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ | ||
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1.ВЫБОР МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА | ||
ТО И ТР АТП | ||
3.2 ВЫБОР МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО | |
ПРОЦЕССА ТО И ТР В АТП | |
3.3 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ОБЪЕКТА | |
ПРОЕКТИРОВАНИЯ | |
3.4 ВЫБОР РЕЖИМА РАБОТЫ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ | |
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ АТП | |
3.5 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОСТОВ В | |
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОНАХ И ОТДЕЛЕНИЯХ | |
3.5.1 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПОСТОВ | |
ЗОН ТО-1 и ТО-2 | |
3.5.2 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ПОСТОВ ЗОНЫ ТЕКУЩЕГО | |
РЕМОНТА (ТР), ОБЩЕЙ И ПОЭЛЕМЕНТНОЙ | |
ДИАГНОСТИКИ (Д-1 И Д-2) | |
3.5.3 РАСЧЕТ ПОСТОВ ОЖИДАНИЯ | |
3.6 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ЛИНИЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ | |
ПРОИЗВОДСТВА ПРОЦЕССА ПОТОЧНЫМ МЕТОДОМ | |
3.6.1 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ЛИНИЙ ЗОН ТО ПРИ | |
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОЦЕССА | |
ПОТОЧНЫМ МЕТОДОМ | |
3.6.2 РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА ЛИНИЙ ЗОНЫ ЕО ПРИ | |
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОЦЕССА | |
ПОТОЧНЫМ МЕТОДОМ | |
3.7 ПОДБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ | |
3.8 РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ПОМЕЩЕНИЙ | |
3.8.1 РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ЗОНЫ ТО, УЧАСТКА | |
ДИАГНОСТИРОВАНИЯ (БЕЗ ПОТОКА) ИЛИ ТР | |
3.8.2 РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ЗОНЫ ЕО, ТО, УЧАСТКА | |
ДИАГНОСТИРОВАНИЯ ПРИ ПОТОЧНОМ МЕТОДЕ | |
ОБСЛУЖИВАНИЯ | |
3.8.3 РАСЧЁТ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ | |
УЧАСТКОВ | |
3.8.4 РАСЧЁТ ПЛОЩАДЕЙ СКЛАДОВ, | |
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ | |
ПОМЕЩЕНИЙ | |
3.9 РАЗРАБОТКА ПЛАНИРОВОЧНЫХ РЕШЕНИЙ | |
4. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА | |
4.1 СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ | |
5. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | |
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ |
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильный транспорт играет существенную роль в транспортном комплексе страны, регулярно обслуживая почти 2млн. предприятий и организации всех форм собственности, крестьянских и фермерских хозяйств и предпринимателей, а также население страны. В 2012 г. Автомобильный парк страны достиг более 42млн. ед., причем больше 85% легковых и грузовых автомобилей и автобусов принадлежат гражданам на условиях частной собственности. Согласно данным Министерства транспорта Российской Федерации, численность субъектов, осуществляющих автотранспортную деятельность, превысило 370 тыс., из них 61%- предприятия и 39%-физические лица. Согласно оценкам, вклад автомобильного транспорта в перевозке грузов составляет 75-77%, а пассажиров (без индивидуального легкового) 53-55%. Регулярными автомобильными перевозками охвачено 1,3 тыс. городов. Особенности и преимущества автомобильного транспорта, предопределяющее его опережающее развитие, связаны с мобильностью и гибкостью доставки грузов и пассажиров «от двери до двери», «точно в срок» и с соблюдением при необходимости расписания. Эти свойства автомобильного транспорта во многом определяются уровнем работоспособности и техническим состоянием автомобиля и парка, зависящими, во- первых, от надежности конструкции автомобиля, во- вторых, отмер по обеспечению их работоспособности в процессе эксплуатации. Уровень технической готовности, обуславливающий эффективность выполнения транспортной работы, главным образом определяется соответствием производственно- технической базы автомобильного транспорта современным требованиям технической эксплуатации автотранспортных средств. Поэтому дальнейшее развитие производственно- технической базы автотранспортных предприятий, прежде всего направленно на существенное повышение уровня технической готовности подвижного состава автомобильного транспорта. В этих целях строительство и реконструкция автотранспортных предприятий должно осуществляться с учетом прогрессивных форм и методов технического обслуживания и ремонта подвижного состава, повышение уровня механизации и автоматизации производственных процессов, использование современного высокопроизводительного оборудования, особенно диагностического, перспективных методов и форм организации и управления производством технического обслуживания и ремонта, рекомендаций науки и, наконец, с учетом технической и экономической рациональности в осуществлении планировочных решений производственных и вспомогательных помещений
автотранспортных организация. Успешное решение основной задачи и вопросов проектирования или реконструкции автотранспортного предприятия определяется глубиной знания основ технологического проектирования автотранспортных предприятий и умением пользоваться методиками главных его частей- техно-логического расчета и разработки планировочных решений. Курсовая работа и дипломный проект по «Техническому обслуживанию автомобилей» является одним из важнейших этапов изучения одноименной дисциплины студентами, обучающимися по специальности 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» Цель методического указания- освещение вопросов, связанных с методикой технологического расчета зон и цехов автотранспортных предприятий и разработки планировочных решений.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Проект является завершающим этапом изучения учебного предмета «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» и предназначен для закрепления и углубления знаний по технологии и организации технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта.
Основные задачи курсовой работы и дипломного проектирования:
· систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний, полученных при изучении предмета;
· усвоение основ проектирования и технологических расчетов зон технического обслуживания (ТО), диагностики (Д) и текущего ремонта (ТР), производственных участков в автотранспортных предприятиях и организациях различных форм собственности;
· умение правильно выбрать метод организации производства ТО и ТР и его обоснование для конкретных условий эксплуатации;
· умение пользоваться специальной технической и нормативно-справочной литературой, нормативными материалами и стандартами;
· развитие способностей студентов к исследовательской работе на участке
проектирования производства АТП.
Проект состоит из расчетно-пояснительной записки, объём которой примерно 40-50 страниц рукописного текста (включая таблицы, рисунки и приложения) и графической части (2-3 листа формата А1). Стандартная тема курсовой работы соответствует стандартной теме дипломного проекта, а сама курсовая работа обеспечивает усвоение материала, объём которого при выполнении дипломного проекта может составлять до 50 %. Поэтому к выполнению проекта следует отнестись с большой долей ответственности, так как эта работа при успешном её выполнении дает хорошие возможности успешного окончания учебы в колледже. Студенты, выполнившие проект,
должны защитить его в установленном порядке. При этом не исключается возможность «открытой защиты», когда на защиту приглашаются все желающие. Оценка за проект выставляется с учетом качества выполнения курсового проекта, соблюдения сроков выполнения и результатов защиты проекта. При несоблюдении установленных сроков выполнения проекта оценка может быть снижена до минимальной удовлетворительной даже при хорошем качестве работы.
Тематика проектов
Темы курсовых работ и дипломных проектов по технологическому проектированию и организации работ зон и участков:
-автотранспортных предприятий АТП:
· пассажирские автобусные
· пассажирские таксомоторные
· пассажирские легковых автомобилей
· грузовые
· специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.)
· ведомственные- принадлежащие отдельным министерствам и
ведомствам.
-комплексов ремонтных участков РУ.
-комплексов технического обслуживания и диагностики ТОД.
1. «Проектирование автобусного пассажирского АТП на 242 автобуса МАЗ-105 с разработкой агрегатного участка»
2. «Организация работы аккумуляторного отделения комплекса
ремонтных участков пассажирского АТП на 386 автобусов МАЗ-256170»
3. «Проектирование грузового АТП на 250 грузовых автомобилей МАЗ – 555101 с разработкой зоны текущего ремонта ТР»
4. «Проект моторного участка таксомоторного пассажирского АТП на 220 автомобилей ГАЗ -3110 «Волга»»
5. «Организация работы участка по ремонту топливной
аппаратуры комплекса ремонтных участков АТП на 306 седельных тягачей «Урал 44202-3511-80»»
6. «Разработка шиномонтажного отделения автобусного пассажирского АТП на 250 автобусов ЛиАЗ -5256»
7. «Технологическое проектирование зоны ТО – 2 комплекса
технического обслуживания и диагностики ТОД на 210 автобусов ЛАЗ-42021»
8. «Организация технического обслуживания в грузовом АТП на 315 автомобилей Урал-375Д с проектированием зоны ТО – 1»
9. «Организация работы зоны ЕО специализированного АТП
«Автобаза скорой медицинской помощи» на 235 автомобилей ГАЗ- 326901»
10. «Разработка малярного отделения пассажирского АТП на 417 легковых автомобилей ГАЗ -2410»
11. «Проектирование медницкого участка комплекса ремонтных
участков грузового АТП со списочным составом парка 220 грузовых автомобилей ГАЗ-3307»
12. «Технологическое проектирование автобусного пассажирского АТП на 320 автомобилей ПАЗ -672М с разработкой слесарно-механического отделения»
13. «Организация работы электротехнического участка комплекса
ремонтных участков АТП на 230 грузопассажирских автомобилей УАЗ-3151»
14. «Расчет и организация работы зоны общего диагностирования Д-1 автобусного пассажирского АТП на 330 автобусов ЛАЗ-
42021»
15. «Проектирование грузового АТП на 320 грузовых автомобилей повышенной проходимости УРАЛ-375Д с разработкой кузнечно-рессорного участка»
16. «Организация работы кузовного участка пассажирского АТП на 235 легковых автомобилей ИЖ-27151»
17. «Технологическое проектирование карбюраторного участка
легкового пассажирского АТП на 305 легковых автомобилей ВАЗ-2107»
18. «Организация работы сварочно-жестяницкого участка грузового АТП на 440 грузовых автомобилей ЗИЛ-130»
19. «Организация работы участка вулканизации ведомственного
автохозяйства ГУ УВД на 320 специальных автомобилей для транспортировки нарядов ОМОН «УРАЛ-43203 (ВМ-4320)»»
20. «Проектирование участка по техническому обслуживанию и
текущему ремонту газобаллонной топливной аппаратуры АТП на 245 автомобилей ЗИЛ-4318 (работающих на сжиженном нефтяном газе)»
21. «Организация работы зоны поэлементного диагностирования Д-2 грузового АТП на 450 грузовых автомобилей КамАЗ-4310»
22. «Организация работы столярного участка АТП на 550 автопоездов в составе автомобиля-самосвала НЕФАЗ-45143 (6х4) и прицепа-самосвала 8560-82-02»
23. «Организация работы обойного участка пассажирского АТП на 525 автобусов ЗИЛ-325010»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Пояснительная записка курсового и дипломного проектов относится к текстовым документам и должна в основном соответствовать требованиям ГОСТ 2.105-95 и ГОСТ 2.106-96 на листах формата А4.
Все страницы записки должны быть пронумерованы и сброшюрованы. Первым листом пояснительной записки является титульный лист. Надписи на нем выполняются в соответствии с ГОСТ 2.304.
Сокращения слов при написании записки не допускаются, за исключением случаев установленных сокращений. Не допускается зачеркивание слов, строчек и цифр в тексте.
Если в пояснительной записке более одной формулы, то их нумеруют арабскими цифрами, номер ставят с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках.
Условные обозначения в формулах расшифровываются только при первом их написании. При повторном обозначении расшифровка не производится.
Список литературы должен содержать весь перечень источников, используемых при выполнении курсового (дипломного) проекта. Источники располагаются в той последовательности, которая определяется расположением материала в пояснительной записке или в алфавитном порядке. В ссылках на использованные нормативы необходимо давать первоисточник, а также учебник или учебное пособие, где приведены данные нормативы.
Ссылки на литературу указываются в тексте в квадратных скобках в соответствии с порядковым номером списка использованных источников.
Задачей технологического расчета является определение необходимых технологических параметров для разработки планировочного решения производственного корпуса АТП и организации технологического процесса ТО и ТР подвижного состава.
При выполнении этого раздела следует руководствоваться нормативными документами, методикой технологического расчета, изложенной на лекциях по курсу «Проектирование предприятий автомобильного транспорта», а также учебными пособиями.
В пояснительной записке в разделах проекта необходимо в сжатой форме раскрыть основные положения рассматриваемых вопросов и обосновать принятые решения. При выполнении вычислений в пояснительном тексте следует изложить методику расчетов, указать расчетные формулы и привести нормативные данные (со ссылкой на источник выбора нормативов), а
результаты расчетов свести в таблицу. Все таблицы расчетно-пояснительной записки нумеруются и снабжаются названиями.
При оформлении графических материалов следует руководствоваться основными стандартами ЕСКД. Чертежи должны быть выполнены с соблюдением требований с условными обозначениями, установленными действующими стандартами.
После получения индивидуального задания на проектирование работу над проектом целесообразно организовать в следующей последовательности.
- Изучить тему «Классификация современных АТП, порядок проектирования его производственных зон, постов и участков».
- Из нормативной, справочной и другой литературы подобрать необходимые нормативные показатели.
- Разработать разделы:
Для курсовой работы Введение.
1. Характеристика АТП и объекта проектирования.
2. Расчетно-технологическая часть.
3. Организационная часть.
4. Заключение
В дипломный проект добавляются разделы
4. Технологическая (операционная) карта
5. Охрана труда и окружающей среды
6. Заключение
- Используя рекомендации «Типовых проектов рабочих мест на АТП», выполнить в графической части планировку объекта проектирования.
- Оформить пояснительную записку и графическую часть.
- Сдать проект на проверку согласно установленного срока.
Заданием на проектирование предусмотрено следующее.
1. Технологическая разработка одного из подразделений, на котором выполняются техническое обслуживание, диагностика или текущий ремонт. К
проектам по техническому обслуживанию относятся те, в которых объектами проектирования являются зоны УМР, ТО-1 и, ТО-2.
К проектам по диагностике относятся те, в которых объектами проектирования являются посты общей или поэлементной диагностики.
К проектам по текущему ремонту относятся те, в которых объектами проектирования являются посты зоны ТР или цеха (участка, отделения) по ремонту узлов и агрегатов автомобилей.
Графическая часть проекта выполняется на листах формата А1 (841×594 мм) и включает технологическую планировку с расстановкой оборудования зоны ТО, ТР или производственного участка – 1 лист.
2. Составление технологической карты – 1 лист.
Чертежи должны выполняться в соответствии с требованиями государственных стандартов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ РАЗДЕЛОВ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
ВВЕДЕНИЕ
В этом разделе проекта должно быть дано обоснование необходимости выполнения технологических разработок по объекту проектирования в следующей последовательности:
· задачи, стоящие перед автомобильным транспортом;
· значение технического обслуживания, диагностики и ремонта в обеспечении высокой технической готовности подвижного состава автомобильного транспорта;
· задачи, стоящие перед технической службой автотранспортных предприятий;
· задачи и цели проекта.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ