Изучение нового материала.
Организационный момент.
– Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Кто у нас дежурный? Кого нет сегодня? (отмечаем в журнале).
2.Проверка домашнего задания.
– Двум ученикам я раздам карточки с заданием на 7 мин. Кто хочет сам? Хорошо. А остальные работают со мной. – Вам на дом был параграф №37.
– Первый вопрос – Расскажите, что послужило основанием для названия класса пресмыкающихся?
– Второй вопрос – Что составляет рацион питания пресмыкающихся? И какие способы добычи они используют?
– Третий вопрос – В чем состоят отличия особенностей строения органов дыхания пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
Карточки:
I. Найди лишнее.
1. Гадюка обыкновенная, уж обыкновенный, болотная черепаха.
2. Легкие, желудок, бронхи, трахей.
3. Крокодил, хамелеон, лягушка, ящерица.
II. Выполните тестовое задание:
1. Число видов пресмыкающихся около…
А) 5000;
Б) 6000;
В) 7000;
Г) 8000.
2. Особенности кожи пресмыкающихся:
А) сухая;
Б) влажная;
В) много желез;
Г) покрыта роговыми чешуями.
3. Отделы позвоночника пресмыкающихся:
А) шейный;
Б) туловищный;
В) грудной;
Г) поясничный;
Д) крестцовый.
4. Пищеварительная система пресмыкающихся представлена:
А) ротоглоточной полостью с зубами;
Б) желудком;
В) зачатком слепой кишки;
Г) прямой кишкой и анальным отверстием;
Д) клоакой.
III. Вставьте пропущенное слово.
1. Единый орган дыхания у пресмыкающихся – …(легкие)
2. Мышечная система еще выразительнее разделилась на отдельные группы мышц:
жевальная, ……………….., межреберная, …………………… мускулатура.
(шейная, подкожная).
IV. Дать ответы на вопросы.
1. Перечислите органы пищеварительной системы пресмыкающихся …
2. Перечислите отделы позвоночника пресмыкающихся…
3. С чем связано название класса пресмыкающихся.
4. Перечислите виды пресмыкающихся характерные для Беларуси.
Изучение нового материала.
Открываем тетради записываем число и тему урока.( Тема урока написана на доске).
– Кровеносная система. Сердце у ящерицы трехкамерное, как и у земноводных: два предсердия и желудочек. В желудочке есть неполная продольная перегородка, которая частично препятствует смешиванию артериальной и венозной крови (рис. 150). От разных участков желудочка отходят три сосуда: от его правой части — легочный ствол, несущий венозную кровь в легкие. От левой части — правая дуга аорты, от которой сосуды несут артериальную кровь к голове и передним конечностям. От середины желудочка отходит левая дуга аорты со смешанной кровью. Обогнув сердце, две дуги аорты сливаются в спинную аорту, которая несет смешанную кровь с преобладанием артериальной ко всем внутренним органам, мускулатуре туловища и задним конечностям.
У крокодилов в желудочке перегородка сплошная, но из-за наличия в ней отверстия, а также двух дуг аорты органы и ткани снабжаются смешанной кровью.
Как рыбы и земноводные, пресмыкающиеся – холоднокровные животные.
– Органы выделения — тазовые почки. Моча, содержащая вредные продукты жизнедеятельности, оттекает из почек по мочеточникам в клоаку, а из нее – в мочевой пузырь. Там она концентрируется, а затем выводится наружу из клоаки.
Нервная система. В головном мозге пресмыкающихся значительно лучше, чем у земноводных, развиты полушария переднего мозга. В мозговом слое полушарий появились зачатки коры, благодаря чему формы поведения пресмыкающихся стали более сложными. В связи с подвижностью пресмыкающихся и разнообразием движений возросла роль мозжечка, который имеет большие размеры и устроен более сложно, чем у земноводных.
Органы чувств. Пресмыкающиеся хорошо ориентируются в наземной среде. Решающую роль в пространственной ориентации и общении животных играет зрение. Глаза защищены подвижными веками и мигательной перепонкой.
У змей веки срастаются, образуя прозрачную роговую оболочку. У хамелеонов каждый глаз двигается независимо от другого, что особенно важно при подкарауливании добычи, когда само тело должно оставаться неподвижным. Большинство видов с дневной активностью обладают цветовым зрением. Об этом свидетельствует яркая опознавательная окраска и строго определенные для каждого вида позы, по которым животные од ного вида узнают друг друга. Аккомодация у пресмыкающихся двойная, т. е. происходит за счет изменения кривизны хрусталика и расстояния между хрусталиком и сетчаткой.
Орган слуха более чувствителен, чем у земноводных, за счет больших размеров внутреннего уха.
Большинство видов пресмыкающихся не издают звуков. Лишь некоторые змеи способны шипеть, хрипеть, стучать хвостовыми погремушками (гремучая змея). Крокодилы издают громкие ревущие звуки в период размножения и при охране своей территории.
Обоняние по сравнению с земноводными развито лучше и играет важную роль в жизни пресмыкающихся. Острое обоняние помогает им находить пишу, отыскивать особей другого пола, различать особей своего и чужого видов.
Орган тепловой чувствительности (термолокатор) хорошо развит у змей. Он находится на лицевой ямке между глазом и ноздрей с каждой стороны головы. Термолокатор помогает змеям в ночное время охотиться на теплокровных животных.
Размножение и развитие. У пресмыкающихся оплодотворение внутреннее, позволяющее им размножаться на суше. Яйца содержат запас питательных веществ — желток, а жидкий белковый слой яйца является источником воды для зародыша. Зародыш развивается в водной оболочке.
Снаружи яйцо покрыто защитной оболочкой. У ящериц и змей она кожистая, у крокодилов и черепах — твердая, скорлуповая. Наружная оболочка защищает развивающийся на суше зародыш от высыхания. Яйца у пресмыкающихся крупные, с большим запасом желтка. Количество откладываемых яиц невелико – от 1–2 до нескольких десятков (рис. 151). Например, прыткая ящерица откладывает 5 – 15 яиц около 1,5 см длиной, уж – 6 – 35 яиц.
Самки большинства видов закапывают яйца в землю в хорошо обогреваемых солнцем местах или в кучи растительного мусора, под гниющие пни, где яйца обогреваются теплом, выделяемым при гниении. Некоторые виды крокодилов роют на суше ямы и засыпают отложенные яйца растительными остатками. Самки находятся около кладки, охраняя ее. Самки питонов обвивают своим телом кладку яиц, обогревая и охраняя ее. Морские черепахи выходят из моря на прибрежные песчаные пляжи, роют конечностями ямку, откладывают в нее несколько десятков яиц, засыпают их песком и возвращаются в море. Из отложенных на суше яиц спустя некоторое время вылупливаются вполне сформированные маленькие животные. Таким образом, развитие у пресмыкающихся прямое, без личиночной стадии.
Некоторым видам пресмыкающихся (гадюка, веретеница и др.) свойственно яйцеживорождение.
4.Закрепление изученного материала.
– А сейчас для закрепления изученного материала давайте рассмотрим рисунки под текстом параграфа.
– Заполните таблицу «Сравнительная характеристика внутреннего строения земноводных и пресмыкающихся»
земноводные | пресмыкающиеся | |
Кровеносная система | ||
Органы выделения | ||
Нервная система | ||
Органы чувств | ||
Обоняние | ||
Размножение |
– У нас осталось еще время, поэтому поработаем с текстом параграфа и найдем ответы на следующие вопросы ответы:
1. Чем можно объяснить более высокий уровень жизнедеятельности пресмыкающихся по сравнению с земноводными?
2. Какие органы чувств играют наиболее важную роль в жизни пресмыкающихся?
3. Каковы особенности размножения пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни?