Технология социальной работы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Технология социальной работы»
для студентов специальности 040101.65
«Социальная работа»
очной/заочной формы обучения
Лекций 58/26
Практических занятий 58/6
Самостоятельная работа 181/265
Всего часов 297/297
Зачет, экзамен экзамен
Тольятти 2010
Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта по специальности «Cоциальная работа».
Составил д.с.н. Щукина Н.П.
Рассмотрена на заседании кафедры теории и практики социальной работы
Протокол № от 200 г.
Зав. кафедрой теории и практики
социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.
Одобрено Методическим советом филиала
Протокол № от 200 г.
Председатель Методического совета филиала Демченкова Н.А.
Дополнительные изменения к рабочей программе на 2010/2011учебный годВ рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Произведено добавление следующих разделов:
- методические материалы для преподавателя;
- методические указания для студентов;
- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций;
- темы курсовых работ.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
« ______» __________________200____г. Протокол № ________________
Зав. кафедрой теории и практики
социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.
Внесенные изменения утверждаю.
Зам. директора по УР Муртаева И.И.
«_______» ________________________________200___г.
Стандарт дисциплины
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Технология социальной работы»
Специалист должен:
Знать | Теоретические основы, формы и методы работы по решению проблем человека в трудной жизненной ситуации. |
Уметь | Оказать социальную помощь, услуги, содействие различным группам населения и отдельным лицам в решении трудной жизненной ситуации |
Иметь представление | О специальных вопросах деятельности социальных учреждений и служб |
Уметь использовать информацию в ситуациях | Связанных с деятельностью по оказанию помощи, услуг и содействия в процессе социальной работы |
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине
Технология социальной работы
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
ОПД Ф.9 | Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей. Особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации. Технология социальной экспертизы и моделирования. Проблемы новаторства в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы. Проблемы научной организации труда в социальной работе. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом. |
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины – описание и анализ теории социальной работы как прикладной науки.
Задачи дисциплины: изучение особенностей предметной области теории социальной работы;
сравнительный анализ концепций социальной работы, представленных в современной теории;
описание проблемного поля социальной работы;
определение эффективности социальной работы как теоретической проблемы.
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
иметь представление об особенностях взаимодействия технологии социальной работы с теорией и историей социальной работы, социологией, социальной психологией, медициной и социальной педагогикой;
знать: предметную область технологии социальной работы, ее проблемное поле, основные труды отечественных и зарубежных ученых по данному предмету;
- уметь: оперировать понятийным аппаратом и методами технологии социальной работы и осуществлять отбор этих методов в целях оказания помощи клиенту социальной службы;
высказывать свою точку зрения по дискуссионным вопросам дисциплины, оперируя материалам изученной научной литературы и сложившейся практики социальной работы, знакомство студентов института с которой предусмотрено с первого курса;
устанавливать профессиональное взаимодействие со специалистами и людьми, пребывающими в трудной жизненной ситуации;
- владеть методами социономической деятельности, понимать разницу между «хорошим соседом» и социономом.
Изучение дисциплины производится в ходе лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы. На лекции выносятся узловые вопросы, дающие студентам возможность ориентироваться в содержании данного раздела. Для самостоятельной работы представляются домашние задания, контрольные вопросы, методические рекомендации, списки обязательной и дополнительной литературы.
Для студентов очной/заочной формы обучения, имеющих среднее базовое образование, со сроком обучения 5/6 лет, курс состоит из: лекций в объеме – 58/26часов, практических занятий в объеме - 58/6 часов, самостоятельной работы в объеме - 181/265 часов. Общее время, отводимое на изучение курса, составляет - 297.297 часов. Курс завершается выполнением курсовой работы и экзаменом на 4 курсе
1.3.Связь с предшествующими дисциплинами: история, история социальной работы, антропология, психология, педагогика, основы социальной медицины.
1.4.Связь с последующими дисциплинами: методы исследований в социальной работе, технология социальной работы, профессионально-этические основы социальной работы, социология, философия, социальное право, экономика, социальная психология, социальная педагогика.