Меры безопасности при перевозке сжиженного газа и переходе судна в балласте.
6.4.1. При перевозке сжиженного газа или переходе судна в балласте с недегазированными танками стационарная система обнаружения утечки газа должна постоянно находиться в работе и позволять производить замеры концентрации газа в контролируемых помещениях.
При появлении в помещениях концентраций газа, превышающих предельно допустимые (ПДК), должны приниматься неотложные меры к устранению причин загазованности и проветриванию помещений.
6.4.2. В районе грузовой зоны запрещается пользоваться:
а) открытым огнем;
б) переносными светильниками и другим электрооборудованием не во взрывобезопасном исполнении, электрорадиоприборами;
в) инструментом, могущим образовать искру, и обувью с подошвой, не исключающей возможность образования искр.
6.4.3. Во время проведения грузовых операций или подготовки грузовых емкостей (инертизация, дегазация) на борту газовоза запрещается пользоваться открытым огнем и проводить огневые работы.
6.4.4. Члены экипажа газовоза не должны входить в трюмные и другие закрытые редко посещаемые помещения, в которых может скапливаться газ, без разрешения вахтенного помощника капитана и без предварительного анализа атмосферы в помещениях. Запрещается вносить в эти помещения какие-либо источники воспламенения.
Тушение пожаров сжиженного газа.
6.5.1. В случае возникновения на газовозе загорания сжиженного
газа действия экипажа должны быть направлены на:
а) аварийное прекращение грузовых операции;
б) аварийное отключение вентиляции машинного отделения и жилой надстройки;
в) ликвидацию источника воспламенения;
г) ограничение и полное устранение аварийной утечки газа;
д) тушение очага пожара;
е} тушение горящих струй и пролитого сжиженного газа;
ж) установку водяной завесы между судном и берегом, орошение надстройки, куполов и шлангоприемников;
з) защиту водяной завесой членов аварийной партии, занимающихся ликвидацией источника воспламенения или отключением источника поступления газа. Экипаж газовоза должен располагаться, по возможности, с наветренной стороны;
и) рассеивание не возгоревшихся паров струями распыленной воды из стволов, снабженных распылительными насадками;
к) недопущение облака газа к возможному источнику воспламенения (водяная завеса и т. п.). Все эти действия должны быть обязательно отражены в судовом расписании по тревогам.
6.5.2. Одновременно с ликвидацией источника воспламенения необходимо произвести эвакуацию людей из района пожара, осмотреть этот район, определить визуально размер газового облака и направление его движения, о чем необходимо известить портовые власти и находящиеся вблизи суда.
6.5.3. При тушении пожара находящиеся в зоне теплового воздействия оборудование и надстройки должны охлаждаться струями воды из шлангов.
6.5.4. На судне должны быть предусмотрены меры для немедленной отбуксировки или отхода судна от пирса в случае пожара или взрыва. При необходимости, по совместному распоряжению администрации порта и пожарно-технической службы отряда ВОХР судно должно быть отведено в безопасный район порта или рейд.
Требования безопасности
7.1. Настоящие требования являются дополнением к п. 9.2 Правил техники безопасности на судах морского флота (РД 31.81.10 – 75). Соблюдение требований и положений настоящих Правил является обязательным для всех членов экипажа газовоза.
7.2. Экипаж газовоза должен комплектоваться из лиц, прошедших специальную подготовку и имеющих соответствующее удостоверение о прохождении обучения для работы на судах-газовозах.
7.2.1. Береговой персонал, связанный с обработкой и обслуживанием судов-газовозов, выполнением научно-исследовательских и других работ на газовозах, находящихся в эксплуатации, должен иметь соответствующие удостоверения о прохождении курсов специальной подготовки.
7;2.2. Запрещается посещение газовозов посторонними лицами, не имеющими разрешения капитана судна. Лица, находящиеся на борту газовоза с разрешения капитана судна, должны быть снабжены средствами индивидуальной защиты из судового комплекта и пройти инструктаж у компетентного лица из числа экипажа о правилах пользования средствами индивидуальной защиты. Число посторонних лиц, одновременно находящихся на судне, не должно превышать количества резервных средств индивидуальной защиты, имеющихся на судне.
7.2.3. Лица берегового состава, участвующие в выполнении грузовых операций, шланговки и отшланговки, замерах, отборе проб, а также связанные с обработкой и обслуживанием судов-газовозов, допускаются на судно только при наличии у них средств индивидуальной защиты, соответствующих роду перевозимого груза.
7.2.4. Запрещается выход членов экипажа на грузовую палубу без разрешения вахтенного помощника капитана.
7.3. Каждый член экипажа судна-газовоза должен быть снабжен закрепленными за ним изолирующим (воздушным) дыхательным аппаратом и фильтрующим дыхательным аппаратом.
Баллоны сжатого воздуха изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов должны иметь вместимость не менее 1200 л воздуха при нормальных условиях.
Кроме того, на судах-газовозах должно быть:
а) не менее 3 резервных изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов;
б) на газовозах вместимостью до 25000 м3 – не менее 6, а на газовозах большей вместимости – не менее 8 полных комплектов защитного снаряжения, обеспечивающего безопасность людей при входе в загазованные помещения и выполнение работ в них;
в) комплект защитного снаряжения должен состоять из:
· изолирующего (воздушного) дыхательного аппарата с баллонами
вместимостью не менее 1200 л воздуха при нормальных условиях;
· защитной одежды, обуви, перчаток, каски;
· спасательного линя со стальным сердечником и предохранительного пояса взрывобезопасного фонаря.
7.4. Фильтрующие многофункциональные коробки с масками, предназначенные для защиты органов дыхания, а также глаз и кожи лица от воздействия вредных веществ, разрешается использовать только на открытых палубах.
7.5. На судне должна быть вывешена на видном месте заводская инструкция о пользовании изолирующими (воздушными) дыхательными аппаратами, по уходу за ними и определению их исправности.
Все члены экипажа должны четко знать эту инструкцию, быть обучены и натренированы в практических условиях к работе в изолирующих дыхательных аппаратах.
7.6. Члены экипажа, выходящие на вахту и судовые работы, должны иметь при себе фильтрующие дыхательные аппараты. При выполнении судовых работ в грузовой зоне и в местах, где нет резервных изолирующих (воздушных) дыхательных аппаратов, члены экипажа должны иметь с собой проверенные закрепленные за ними изолирующие (воздушные) дыхательные аппараты, которые должны находиться в непосредственной близости от места работы.
7.7. На всех этапах перевозки сжиженных газов и во время балластного перехода в жилых помещениях и в местах проведения работ регулярно администрацией судна должны проводиться замеры концентрации паров груза с записью результатов в специальном журнале. Замеры производятся с помощью переносных и стационарных газоанализаторов, настроенных на соответствующий род груза.
7.8. При нарушении герметичности грузовой системы, сопровождаемой утечкой газа, на судне должна быть объявлена тревога, экипаж должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам. Для борьбы с утечками газа на судне должен использоваться аварийный инвентарь (хомуты, прокладки, манжеты, быстрозатвердевающие материалы для заделки свищей и т. д.)
с применением не искрящих материалов и инструмента.
7.9. С целью предотвращения аварийных ситуаций, а также своевременного предупреждения экипажа о возникновении опасной ситуации перед началом грузовых операций также должны быть выполнены следующие требования:
а) перед приходом судна в порт погрузки-выгрузки необходимо провести учебную тревогу;
б) на все время проведения грузовых операций на борту судна должен находиться капитан или старший помощник капитана;
в) весь экипаж должен быть обеспечен защитной спецодеждой (например, костюмы химкомплекта), которая должна быть проверена, подготовлена к использованию и находиться в легкодоступном месте; а также выполнены требования пункта 8.3 настоящих Правил;
г) защитная одежда и оборудование для аварийной партии должны быть проверены и подготовлены к использованию и храниться в легкодоступном месте или специальном помещении, ключ от которого должен находиться у вахтенного помощника капитана;
д) должны быть подготовлены к использованию необходимые медикаменты и медицинское оборудование, согласно требованиям технических условий, морской перевозки к грузу, подлежащему перевозке;
е) энергетическая установка должна находиться в готовности к немедленному отходу судна;
ж) с морской стороны судна должны быть спущены с носа и кормы аварийные буксирные канаты, парадный трап приспущен до поверхности воды;
з) вахтенная служба должна вести непрерывное наблюдение за местами возможной утечки или выброса сжиженного газа (береговые емкости, стендеры, грузовые системы, вентиляционные колонны танков и т. п.);
и) должна осуществляться постоянная связь между вахтенным помощником капитана и вахтенными матросами с помощью постоянно включенных на прием-передачу радиотелефонов УКВ;
к) на судне должно находиться необходимое количество экипажа для обеспечения немедленного отхода судна.
Запрещается отвлечение вахтенного помощника капитана и вахтенных матросов от своих прямых обязанностей.
7.9.1. При обнаружении газового облака необходимо:
а) остановить грузовые операции и объявить тревогу;
б) при помощи постоянно действующей связи с берегом (см. п. 2.5) сообщить береговым службам о возникновении опасной ситуации;
в) собрать экипаж и лиц, присутствующих на судне, внутри жилой надстройки в месте сбора;
г) аварийной партии находиться в готовности и действовать по указанию капитана или старшего помощника;
д) произвести эвакуацию экипажа и лиц, присутствующих на судне, в безопасную зону на берег. Эвакуируемые должны надеть изолирующие (воздушные) аппараты (см. п. 7.2.2). В случаях накрытия судна аммиачным облаком эвакуируемые должны быть одеты в одежду, не оставляющую открытых участков тела, и изолирующие воздушные дыхательные аппараты. Эвакуацией руководит вахтенный помощник капитана;
е) капитану и аварийной партии оставаться на судне для ликвидации утечки газа и обеспечения безопасности судна.
При невозможности устранения утечки газа и усложнении аварийной ситуации аварийная партия и капитан должны эвакуироваться в безопасную зону любым путем.
7.9.2. После ликвидации аварийной ситуации и прохождения газового облака аварийная партия приступает к вентиляции жилых и служебных помещений до достижения санитарных норм концентрации газа. Судовой врач и группа разведки производят замеры загазованности во всех жилых и служебных помещениях.
Замеры загазованности производятся переносными газоанализаторами. При достижении ПДК газа в контролируемых помещениях дальнейший контроль загазованности ведется, как и в период нормальной эксплуатации судна, судовым стационарным газоанализатором.
7.10. Коллективную защиту экипажа в случае утечек газа на газовозе должна обеспечивать жилая надстройка судна.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Термины | Определения | ||
Должно, необходимо, следует | Обозначает обязательность выполнения требований настоящих Правил. | ||
Рекомендуется | Означает, что данное решение является лучшим. | ||
Допускается | Означает, что данное решение является удовлетворительным но не обязательным. | ||
Балластный газ | Паровая и жидкая фазы газа, остающегося в танке на момент окончания выгрузки и во время балластного перехода. | ||
Взрывобезопасность | По ГОСТ 12.1.010 – 76. | ||
Вторичный барьер | Наружная герметичная обшивка грузовых танков, служащая временным барьером для предотвращения проникновения любых возможных утечек груза через оболочку грузовых танков в трюмные помещения и предотвращения снижения температуры корпуса судна до недопустимого предела. | ||
Грузовая зона | часть судна, в которой расположены танки, грузовая система, насосные и компрессорные помещения грузовой системы и которая включает палубные пространства над всеми упомянутыми помещениями по всей ширине и длине судна. Если предусмотрены коффердамы, балластные или пустые помещения у кормовой границы трюмных помещений или в носовой части трюмных помещений, то они исключаются из грузовой зоны. | ||
Дегазация | Введение наружного воздуха в танк, отсек или емкость с целью удаления токсичных или инертных газов до такого уровня, который требуется для спуска людей в танк и для производства в нем работ. | ||
Изолированноe пространство | Пространство в грузовой зоне, расположенное ниже главной палубы, не являющееся грузовыми или балластными помещениями. | ||
Изолирующий фланец | Вставной фланец, прерывающий электрическую цепь в трубопроводе. | ||
Ингибитор | Вещество, добавляемое в груз с целью торможения химических процессов (полимеризации и т. п.). | ||
Инертизация | Замена воздуха или паров груза инертным газом перед погрузкой или дегазацией с целью предотвращения образования воспламеняющихся смесей. | ||
Межбарьерное пространство | Пространство между первичным и вторичным барьерами, полностью или частично заполненное изоляцией ли другими материалами. | ||
Нижний предел взрываемости смеси (НПВС) | Максимальная концентрация паров груза в смеси с инертным газом, ниже которой не происходит образование взрывоопасной концентрации при смешивании с воздухом. | ||
Нижний предел взрываемости (НПВ) | Минимальная концентрация паров груза в газовоздушной смеси, при которой возможна их взрываемость (воспламенение). | ||
Очистка атмосферы танков и грузовой системы | Замена инертного или остаточного газа недопустимого состава или качества азотом или парами загружаемого сжиженного газа. | ||
Первичный барьер | Оболочка грузового танка. | ||
Пожарная безопасность | По ГОСТ 12.1.004 – 76. | ||
Предельно допустимая концентрация (ПДК) | По ГОСТ 12.1.005 – 76. | ||
Служебные помещения | Помещения вне грузовой зоны, которые используются для камбузов, буфетов, кладовых, складов, мастерских и т. п., за исключением тех, которые входят в состав машинного отделения. | ||
Электрическое заземление | Заземление, при котором сопротивление утечки тока в любой точке при самых неблагоприятных условиях (повышенная сухость воздуха и пр.) не превышает 106 Ом при площади контакта измерительного электрода не более 20 мм2. | ||
Береговая база | Специализированное предприятие, ведущее погрузку или выгрузку судна, накопление и хранение груза. | ||
Остаточный газ | Газ в жидкой или газообразной фазе, оставшийся в грузовой емкости после выгрузки. | ||
Сухой воздух | Воздух, имеющий точку росы ниже минус 45'C, при атмосферном давлении. | ||
Замещающий газ | Пары погружаемого груза. | ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное