Межпредметные связи курса и его место в профессиональной подготовке студентов
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
Учебно-методический комплекс
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды »
дисциплина преподается для студентов, обучающихся по специальности: 030602 Связи с общественностью
Специализация - Связи с общественностью в сфере дизайна и моды
КАФЕДРА БИЗНЕС- ТЕХНОЛОГИЙ
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ УМК
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1.Введение к рабочей программе
2.Содержание дисциплины
2.1. Выписка из государственных образовательных стандартов
2.2. Наименование тем, их содержание и объем
3.Тематический план
3.1. Лекции
3.2. Практические (семинарские) занятия
3.3. Лабораторные занятия
4.Курсовое проектирование
5.Дополнительные Формы контроля и закрепления
знаний и навыков студентов
6.Самостоятельная работа студента
7.Учебно-методические материалы по дисциплине
7.1. Перечень основной и дополнительной литературы
7.2. Перечень демонстрационных материалов и технических средств
обеспечения освоения дисциплины
8.Протокол согласования рабочей программы
9.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ
10.ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
11.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ
11.1. Структура и объем контрольной работы
11.2. Оформление контрольной работы
12. ПРИЛОЖЕНИЯ
13.Перечень вопросов к экзамену (зачету)
14.ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна»
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
Рабочая программа
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды »
дисциплина преподается для студентов, обучающихся по специальности: 030602 Связи с общественностью
Специализация - Связи с общественностью в сфере дизайна и моды
КАФЕДРА БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ
План учебного процесса
Составляющие учебного процесса | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |
Объем работы студента, час. | Всего | |||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Лабораторные занятия | - | |||
Практические занятия | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Форма итогового контроля по семестрам (указывать номер семестра) | Экзамен | |||
Зачет | - | - | ||
Контрольная работа | - | |||
Курсовой проект (работа) |
Санкт-Петербург
Рабочая программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующему направлению (специальности) подготовки и на основании рабочих учебныхпланов № 1/34, № 3/28 (2009 г.)
Составитель кандидат социологических наук Н.Г. Жигалова, кандидат искусствоведения М.А. Морозова
(подпись)
Рабочая программа принята на заседании кафедры «18» марта 2009 г., протокол № 7
Зав. кафедрой бизнес- технологий К.И. Шарафадина __________________
(подпись)
СОГЛАСОВАНИЕ:
_____________
(наименование факультета или института, осуществляющего подготовку выпускников
по соответствующему направлению или специальности)
Директор института проф. Э. М. Глинтерник ______________________________
(подпись)
Учебно-методический отдел _____________________________________________________
(должность сотрудника отдела, ФИО, подпись)
1. Введение к рабочей программе
Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды является интенсивно развивающейся современной дисциплиной. Конкурентоспособность в сфере дизайна и моды немыслима без управления имиджем, социальной ответственностью деятельности и позицией в глобальном пространстве мира моды. Владение PR-технологиями становится одним из основных требований к компетентности специалиста по организации деятельности в сфере дизайна и моды. Для специалиста в сфере дизайна и моды компетентность в коммуникативных процессах, владение соответствующими коммуникативными знаниями, PR-приемами и технологиями является, прежде всего, показателем его профессионализма.
Перед студентами ставится задача овладеть специфической методологией и методикой PR в сфере дизайна и моды и приобрести навыки практического использования различных средств приемов и технологий из арсенала паблик рилейшнз в данной сфере.
Цель курса - научить студентов теоретическому осмыслению и навыкам профессиональной работы в области современных связей с общественностью как науки и отрасли бизнеса.
При этом решаются следующие задачи:
- анализ PR как базовой составляющей и важнейшего элемента интегрированных маркетинговых коммуникаций наряду с рекламой;
- исследование различий, сходства, а также интеграции PR и рекламы в системе менеджмента, маркетинга и коммуникативной деятельности в сфере дизайна и моды;
- рассмотрение особенностей разработки PR-кампании, принципов управления ею в сфере дизайна и моды;
- ознакомление со специфическими аспектами PR-деятельности в сфере дизайна и моды в России и на мировом уровне;
- изучение жанров и механизмов создания различных PR-текстов и проведения специальных событий в сфере дизайна и моды;
Межпредметные связи курса и его место в профессиональной подготовке студентов
Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды представляет собой комплексный многокомпонентный процесс с использованием различных методик и техник коммуникации. Поэтому изучение данной дисциплины не может обойтись без знаний таких наук коммуникативного цикла, как теория знаков (семиотика), деловое общение, теория имиджа (имиджелогия), речевая коммуникация. Знания, полученные студентами в процессе освоения данного учебного курса, важны в профессиональной деятельности, в процессе организации деятельности по связям с общественностью в сфере дизайна и моды и PR-сопровождения данной деятельности. Навыки, приобретенные в процессе изучения дисциплины, пригодятся при создании и поддержании имиджа фирмы, а также в ходе организации и проведения имиджевых PR-кампаний и в процессе организации коммуникативных потоков как внутри фирмы, так и в ходе поддержания ею внешних контактов.
Требования к уровню освоения студентами содержания дисциплины:
Студент должен иметь представление о функциях, задачах применения PR в сфере дизайна и моды, знать принципы организации и специфику работы PR в сфере дизайна и моды. В результате изучения курса студенту нужно приобрести навыки подготовки материалов в сфере дизайна и моды для размещения в соответствующие СМИ, уметь анализировать проводимые в СМИ PR-кампании, ориентироваться на рынке моды.
Учебный курс «Теория и практика связей с общественностью в сфере дизайна и моды» включает в себя лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу студентов (посещение выставок и экспозиций, презентаций и других специально организованных мероприятий в сфере дизайна и моды, индивидуальное изучение учебной литературы, написание курсового проекта).
2. Содержание дисциплины
2.1. Дисциплина специализации регионального компонента.
2.2. Наименование тем, их содержание и объем
Наименование и содержание тем | Объем выделяемого времени, час. |
Тема 1.Работа с основными группами общественности в сфере дизайна и моды Внутренний и внешний PR. Цели отношений с общественностью. Формирование и поддержание лояльности общества по отношению к фирме и к руководству. Имидж фирмы, его содержание и назначение. Вклад сотрудников фирмы в создание и поддержание ее имиджа. Основные компоненты имиджа фирмы. Основные требования к имиджу фирмы. Западный опыт и современная российская практика формирования имиджа средствами PR. Управление репутацией. Внутренние коммуникации PR, информирование персонала фирмы. Необходимость специальных событий и промоушн-мероприятий для компании. | |
Тема 2. PR в коммуникативной системе в сфере дизайна и моды. PR в коммуникационной системе маркетинга. Формирование имиджа фирмы для потребителей и его компоненты. Использование рейтингов и создание новых аналогов товаров. Воздействие на целевые группы потребителей с помощью ПР-акций, другие вложения в престиж фирмы. Обеспечение известности продукта путем создания потока новостей. Менеджмент новостей. Коммуникации с посредниками-дилерами и дистрибьюторами. Информационное обеспечение потребителя сведениями о новых продуктах и услугах. PR-поддержка нового товара (новинки или старого товара на новом рынке): способы повышения интереса публики к новинке, работа с корпоративным и индивидуальным клиентом. | |
Тема 3. Специфика работы и отношений со СМИ в сфере дизайна и моды Медиатированные PR-средства. Правила и принципы подготовки и рассылки пресс-релизов, бэкграундеров и факт-листов, писем, приглашений и пр. Работа PR-структур со СМИ, интерактивность, двусторонние коммуникации. Источники новостей для прессы. Правила предоставления интервью должностных лиц для СМИ. Распространение слухов. Особенности PR-интервью. Персональные контакты высших менеджеров с прессой. Формирование авторитетного ньюсмейкера фирмы. Подготовка материалов для СМИ: от информационного повода до паблисити. Создание и усиление новостей, различные новостные составляющие одного события. Общественная значимость новости. Новость и комментарии. Жанровые особенности PR-материалов для печатных СМИ. | |
Тема 4. Специальные PR- мероприятия в сфере дизайна и моды Цели и направленность мероприятий паблик рилейшнз. Уровни и формы мероприятий паблик рилейшнз. Организация брифингов и презентаций. Спецсобытия – мероприятия, проводимые организацией в целях привлечения внимания общественности к самой организации, ее деятельности и продуктам. Постановка целей и задач события. Планирование освещения событий в СМИ. Церемонии открытия, их цель, задачи и методика проведения. Составление программы и сценария. Выбор персоны, открывающей мероприятие. Подготовка пресс-релизов и фоновой информации. Приемы, цели и задачи их проведения, разновидности, общая характеристика. Подготовка и проведение приема. Посещения, туры. Модные показы - подготовка и проведение. Сопровождающие мероприятия. Презентация, цели и задачи, правила подготовки и проведения. Интернет-презентация. Конференция, ее отличие от презентации. | |
Тема 5. Фандрайзинг в сфере дизайна и моды. Важность PR-работы с инвесторами с учетом возможных рисков. Структура финансового сообщества. Источники информации для инвесторов: Основные инструменты финансовых коммуникаций корпораций: годовой отчет, годовое собрание акционеров, специализированные средства финансовых коммуникаций. Коммуникационный кризис и PR-тактика. Взаимодействие службы PR с профессиональными объединениями журналистов в целях расширения обмена информацией. | |
Тема 6. Выставки – одно из ведущих комплексных средств PR. Преимущества выставки: сочетание экспозиции, личных контактов, продвижения продаж. Возможность первичного (посетителей) и вторичного (через освещение в СМИ) охватов общественности. Виды выставок в сфере дизайна и моды, масштабы их проведения. Подготовка и организация участия в выставке. Правила поведения стендиста. Оценка экспонирования. Интернет-выставки. Выставки и ярмарки как эффективное место и средство реализации PR-тактик. | |
Всего |
3. ТЕматический план
3.1. Лекции
Номера изучаемых тем | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |||
Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | |
1- 6 | ||||||
Всего | - | - |
3.2. Практические (семинарские) занятия
№ № изуч. тем | Наименование практических занятий | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |||
Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | ||
1. | Работа с основными группами общественности в сфере дизайна и моды | ||||||
PR в коммуникативной системе в сфере дизайна и моды. | |||||||
Специальные PR- мероприятия в сфере дизайна и моды | |||||||
Специфика работы и отношений со СМИ в сфере дизайна и моды | |||||||
Фандрайзинг в сфере дизайна и моды. | |||||||
Выставки – одно из ведущих комплексных средств PR. | |||||||
Всего |
3.3. Лабораторные занятия предусмотрены по заочной форме обучения
Номера изучаемых тем | Наименование лабораторных занятий | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |||
Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | ||
Подготовка материалов для СМИ и составление плана их размещения | - | - | |||||
Разработка плана специального PR- мероприятия в сфере дизайна и моды | - | - | |||||
Анализ участия в выставке дизайнерской фирмы. | - | - | |||||
Всего | - | - |
4. Курсовое проектирование
Тематика курсовых проектов:
1. Роль PR в продвижении товаров и услуг в сфере дизайна и моды.
2. Специфика коммуникационных стратегий в современной индустрии моды и дизайна.
3. Разработка PR-кампании в сфере дизайна и моды.
4. Влияние PR-коммуникаций на восприятие модной одежды/продуктов дизайна.
5. Применение пиар-технологий при продвижении мероприятий в сфере моды и дизайна.
6. Модный показ как PR-событие.
7. Конкурсы и фестивали в индустрии моды и дизайна как PR-событие.
8. Организация деятельности PR-службы в сфере дизайна и моды.
9. Особенности построения бренда в сфере моды и дизайна средствами PR (спеллинг и определение).
10. Анализ PR-кампании по укреплению деловой репутации модного дома или компании-производителя продуктов дизайна.
11. Применение средств PR при подготовке и проведении празднования годовщины, юбилеев и круглых дат фирмы в сфере дизайна и моды.
12. Деловые переговоры в fashion-бизнесе.
13. Формирование стиля жизни (lifestyle) методами PR в индустрии моды и дизайна (на примере 2-3 известных брендов).
14. PR-технологии в современных модных домах Европы.
15. Причины возникновения и динамика развития значимых с позиции менеджмента PR-акций в организации бизнеса модных домов (на примерах, начиная с дома Ворта по настоящее время).
16. Сущность профессии модельера/арт-директора фирмы (=главного дизайнера) как основа формирования имиджа в индустрии моды и дизайна (на примере N).
17. Роль модных и дизайнерских СМИ.
18. Ведущие медианосители для индустрии моды и дизайна. Их преимущества и недостатки.
19. Роль фирменного стиля в формировании корпоративной культуры fashion- или дизайн-фирмы (на примере N).
20. Анализ содержания корпоративного веб-сайта фирмы в сфере дизайна и моды.
5. Дополнительные Формы контроля и закрепления знаний и навыков студентов
Номера тем, по которым проводится контроль | Форма контроля знаний | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |||
Номер семестра | Колич. | Номер семестра | Колич. | Номер семестра | Колич. | ||
Практическая работа | - | - | |||||
коллоквиум |
6. Самостоятельная работа студента
Виды самостоятельной работы студента | Очное обучение | Очно-заочное (вечернее) обучение | Заочное обучение | |||
Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | Номер семестра | Объем, час. | |
Усвоение теоретического материала по дисциплине | ||||||
Подготовка к практическим (семинарским) и лабораторным занятиям | ||||||
Выполнение домашних заданий | ||||||
Подготовка к зачетам и экзаменам | ||||||
Выполнение контрольных работ | - | |||||
Выполнение учебно- или научно- исследовательских работ | - | |||||
Всего: | ||||||
Доля самостоятельной работы студента в % от общего объема работы |
7. Учебно-методические материалы по дисциплине
Основная литература
1. Вылежанин Д.А. Теория и практика паблик рилейшнз: учеб. пособие/ Д.А. Вылежанин.-2-еизд, испр. - М.: Флинта МПСИ, 2008.
2. Реклама и связи с общественностью: Учеб. пособие/ отв.ред.А.Д.Кривоносов,М.А.Шишкина.-МПБ.:С-Петерб.гос.ун-т,2004
3. Кузнецов В.Ф. Связи с общественностью: Теория и технологии: Учебник для студентов вузов/ В.Ф.Кузнецов .-2-еизд., доп. И перераб.- М.: Аспект Пресс,2007.
4. Кочеткова А.Ф., Филиппов В.Н, Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. - СПб.: Питер, 2008.
5. Савельева Ю.Н. Менеджмент и маркетинг в индустрии моды. Феникс, М.: 2004.
6. Синяева И.М. Сфера PR в маркетинге: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности маркетинг.- М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007.
Дополнительная литература
7. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. Учебник. М., 2002.
8. Баркалов Н.В. Подходы к моделированию поведения потребителей под влиянием моды / Н.В. Баркалов, В.С. Высоцкий, В.М. Петров // Модели и методы исследования социально-экономических процессов. – М. : [Б.и.], 1975. – С.175-187.
9. Барт Р. Система моды // Система моды: Статьи по семиотике культуры / Сост. С.Зенкин. - М: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.
10. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR. Уч. пособие. М., 2001.
11. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 2000.
12. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения / А.Б. Гофман. – 2-е изд. – М. : Агентство «Издательский сервис», Изд-во «ГНОМ и Д», 2000. – 232 с.
13. Гофман А.Б. Мода и социальные группы / А.Б. Гофман // Тр. ВНИИ техн. эстетики. – М., 1988. – Вып. 54. – С. 67-80.
14. Золотова Е. В. Новый Армани / Е. В. Золотова // Time. - 2007. - №10. - с. 29.
15. Ильинский М. М. Джанни Версаче / М. М. Ильинский. - М.: Политбюро, 1998. - 304 с.
16. Кавамура Ю. Теория и практика создания моды. М.: Гревцов Паблишер, 2009.
17. Касьянов Ю.В. PR-кампания своими силами. Готовые маркетинговые решения. - СПб.: Питер, 2008.
18. Комаров В.Г. Как разграничить PR и рекламу? (К курсу лекций). СПб., 1999.
19. Лаватт-Смит Л. Дом высокой моды. В гостях у ведущих дизайнеров мира / Л. Лаватт-Смит; Ред. О. Вишняков; Пер. с англ. М. Кривенькой. - М.: Тривиум: Эгмонт Россия Лтд., [1998]. - 208 с.
20. Логунов В.Н. Информационные основы потребительского поведения / В.Н. Логунов. – Воронеж : ВГТА, 1999. – 202 с.: ил. – Библиогр. С. 198-201.
21. Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса. М., 2001.
22. Петров Л.В. Мода как общественное явление / Л.В. Петров. – Л. : Знание, 1974. – 32 с.
23. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. М., 2000.
24. Почкай Е.П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. Уч. пособие. СПб., 2000.
25. Райе Э., Райе Л. Расцвет пиара и упадок рекламы: Как лучше всего представить фирму. - М : Изд-во ACT; Ермак, 2004.
26. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях. Уч. пособие. СПб., 2000.
27. Старикова Ю.А. Индустрия моды: Конспект лекций. Пособие для подготовки к экзаменам. М.: А-Приор, 2009.
28. Тангейт М. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara. М., Альпина Бизнес Букс, Альпина Паблишерз, 2006.
29. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды : мода и цивилизация : информационные материалы / М.Н. Топалов. – М. : ИСАН, 1991. – 46 с.
30. Третьяк О. А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления / О. А. Третьяк. - СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 1992. - 160 с.
31. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. для вузов / Г.Л. Тульчинский. – СПб. : Лань, 2001. – 384 с.
32. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПб., 2001.
33. Хайнс Т., Брюс М. Маркетинг в индустрии моды. Комплексное исследование для специалистов отрасли. М.: Гревцов Паблишер, 2009.
34. Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М., 2000.
35. Чумиков А.Н. Креативные технологии "паблик рилейшнз".- М.: Университетский гуманитарный лицей, 1998.
36. Шеррингтон М. Незримые ценности бренда / М. Шеррингтон; [пер. с англ. Токарев А.]. - М.: Вершина, 2006. - 304 с.
37. Энджел Д. Поведение потребителей / Д. Энджел, Р. Блекуэлл, Пол У. Миниард ; пер. с англ. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 759 с. : ил. – (Теория и практика менеджмента).
Периодические издания
1. PR в России, Деловой Петербург, Петербургский рекламист, Рекламный мир, Рекламный журнал, Советник, Сообщение, PRоба, Теория моды, Индустрия моды, Мода. Имидж. Престиж и др.
- перечень демонстрационных материалов и технических средств обеспечения освоения дисциплины
Курс читается в сопровождении иллюстративного ряда на электронном носителе.
8. Протокол согласования рабочей программы
Наименование дисциплин, изучение которых базируется на знаниях студентов по данной дисциплине | Наименование кафедр, обеспечивающих учебный процесс по указанным в ст. 1 дисциплинам | Предложения и замечания по содержанию рабочей программы | Зав. кафедрой, указанной в ст. 2 (ФИО, подпись, дата) |
1. «Бизнес-риторика» 2. «Речевая коммуникация» 3. «Организационная культура и коммуникация» |
9.ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ