Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Учебно-методический комплекс

Москва
2012

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса
«Международные экономические отношения»…………………………..………………4

1. Цель, задачи и предмет дисциплины………………………………………….………..4

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………...………………..6

3. Объем дисциплины……………………………………………………………………....7

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..………7

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………..…………7

4. Содержание курса………………………………………………………………………..9

5. Темы семинарских занятий…………………………………………………………….16

6. Задания для самостоятельной работы студентов……………………………………..27

6.1. Разделы и темы для самостоятельного изучения……………………………….28

6.2. Тесты для самоконтроля………………………………………………………….31

6.3. Деловые ситуации для обсуждения……………………………………………...84

6.4. Задания контрольных работ……………………………………………………...94

7. Тематика курсовых работ и методические указания по их выполнению…………...102

8. Вопросы к экзамену и зачету по всему курсу……………………………………….113

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………………………115

9.1. Литература………………………………………………………………………..115

9.2. Методическое обеспечение дисциплины………………………………………118

9.3. Аннотированный список web-ресурсов

по международным экономическим отношениям……………………………118

10. Глоссарий……………………………………………………………………………..125

11. Принятые сокращения……………………………………………………………..150

12. Приложения…………………………………………………………………………..154

Инновационные технологии, используемые
в преподавании курса
«Международные экономические отношения»

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают своё мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (темы № 5, 8, 9–11, 12–13, 14–15 семинарские занятия).

«Круглый стол» – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (темы № 5, 8, 12–13, 14–15 семинарские занятия).

Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

При данном методе обучения студент вынужден самостоятельно принимать решение и обосновать его (темы № 2, 4, 8, 9–11, 14–15 семинарские занятия).

Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения и подготовки студентов к самостоятельной научной работе. Учебный процесс сопровождается обязательным текущим контролем успеваемости студентов, организацией и проведением регулярных научных студенческих кружков (НСК) (см. приложение 4), научных студенческих конференций, публикацией лучших научных работ студентов в сборниках материалов студенческих конференций.

Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (все темы курса).

Цель, задачи и предмет дисциплины

Цель курса «Международные экономические отношения» состоит в том, чтобы дать студентам базовые знания о системе современных международных экономических отношений и тенденциях ее развития, а также показать роль Российской Федерации в системе международных экономических отношений. Студент также должен приобрести навыки анализа тенденций и процессов, происходящих в сфере экономических отношений между странами.

Цель курса «Международные экономические отношения» обусловила постановку и решение следующих задач:

- объяснить роль и значение международного разделения труда как основы развития международных экономических отношений;

- раскрыть понятие системы современных международных экономических отношений;

- охарактеризовать основные формы международных экономических отношений;

- охарактеризовать основные классические и современные теории международной торговли;

- показать роль и значение международной торговли в формировании мирового хозяйства;

- рассмотреть регулирование международной торговли на национальном и международном уровнях;

- показать место России в международной торговле и значение внешней торговли для экономики Российской Федерации;

- охарактеризовать сущность и основные формы международного движения капитала;

- рассмотреть развитие международного кредита и проблему кризиса задолженности;

- рассмотреть основные причины, условия и последствия прямых иностранных инвестиций;

- раскрыть роль и значение ТНК в процессе международного движения капитала;

- раскрыть причины бегства капиталов из России и показать место Российской Федерации на международных финансовых рынках;

- рассмотреть вопросы международной миграции рабочей силы и ее регулирование на национальном и международном уровнях;

- проанализировать интеграционные процессы, происходящие в мировом хозяйстве, рассмотреть их основные формы и перспективы;

- рассмотреть современное состояние международных экономических отношений в условиях глобализации мирохозяйственных связей и определить место России в этом процессе.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Содержание курса соответствует требованиям государственного высшего профессионального образования.

Программой курса определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, вопросы к экзамену (зачету). В УМК также представлен список основной и дополнительной литературы, необходимой для освоения тем курса.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в процессе изучения курсов «Мировая экономика», «Экономическая география и регионалистика», «Экономическая теория», и является основой для таких дисциплин как «Международные валютно-кредитные отношения», «Международные экономические организации», «Организация и регулирование ВЭД», а также ряда курсов специализации.

Наши рекомендации