Требования к представлению результатов занятия
Лабораторная работа №4
Порядок выполнения работы
1. Запустите графический редактор бизнес-процессов системы RunaWFE
2. Создайте новый проект - "Занятие 3"
3. Создайте новый бизнес-процесс "Пример 3-1".
4. Создайте роли, добавьте элементы на схему бизнес-процесса в соответствии с рис. 7.1.
Рис. 7.1.Схема бизнес процесса "Пример 3-1"
В бизнес-процессе используются следующие роли:
o Заведующий_кафедрой (присоединена к стартовому узлу, соответствует пользователю, запустившему бизнес-процесс)
o Лектор
o Старший_преподаватель
o Преподаватель
o Студент
Предполагается, что права на запуск данного бизнес-процесса будут только у заведующего кафедрой.
5. Создайте переменные бизнес-процесса. Должны быть созданы следующие переменные:
Имя переменной | Тип |
Комментарий | Строка |
Оценка_за_теорию | Целое |
Оценка_за_практикум | Целое |
Итоговая_оценка | Целое |
6. Для создания переменной перейдите на вкладку "Переменные" и кликните "Создать" (См. рис. 7.2).
7.
8.
Рис. 7.2.Создание переменных
9. В появившейся форме в поле "Название" введите "Комментарий", в поле "Формат" выберите "StringFormat" (См. рис. 7.3).
10.
11.
Рис. 7.3.Создание переменной "Комментарий"
12. Кликните "ОК". Создайте следующую переменную "Оценка_за_теорию", в поле "Формат" для нее выберите "LongFormat" (См. рис. 7.4).
13.
14.
Рис. 7.4.Создание переменной "Оценка_за_теорию"
15. Создайте остальные переменные, в поле "Формат" для них также выберите "LongFormat" (См. рис. 7.5).
16.
17.
Рис. 7.5.Переменные бизнес процесса "Пример 3-1"
6. Задайте ввод значений для переменных бизнес-процесса и роли "Студент"
Замечание. В системе RunaWFE роли являются специальным типом переменных, поэтому им можно присваивать значения так же, как и остальным типам переменных.
Задайте ввод значения переменной "Комментарий" и роли "Студент" на форме узла-начала бизнес-процесса. Для этого перейдите на вкладку "Граф", кликните правой кнопкой мыши на узле-начале бизнес-процесса и выберите в появившемся контекстном меню "Форма/Создать форму" (См. рис. 7.6)
Рис. 7.6.Создание формы для узла-начала
В появившемся окне выбора типа формы и редактора форм кликните "ОК", не меняя настроек по умолчанию (См. рис. 7.7)
Рис. 7.7.Окно выбора типа формы и редактора форм
В появившейся графической форме наберите "Студент:" и кликните на иконку графического элемента ввода данных в форму "<F>" (левую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). См. рис. 7.8
Рис. 7.8.Иконка графического элемента для ввода данных в форму
В появившемся окне выберите в списке строку "Выбор из членов группы" (См. рис. 7.9).
Рис. 7.9.Графический элемент для выбора из членов группы
В появившейся форме выберите в списке роль "Студент", в поле "Группа" впишите "Группа МИБ-1" (См. рис. 7.10). Во время выполнения на форме будет показан список членов группы "Группа МИБ-1", выбранный из этого списка пользователь будет назначен на роль "Студент".
Рис. 7.10.Инициализация роли членом группы при помощи тега графической формы
В следующей строке формы наберите "Комментарий:" и кликните на иконку ввода значения переменной через текстовое поле (См. рис. 7.11)
Рис. 7.11.Иконка ввода значения переменной через текстовое поле
В появившемся окне выберите из списка переменную "Комментарий" (См. рис. 7.12). Во время выполнения значением переменной "Комментарий" станет текст, введенный в это поле.
Рис. 7.12.Задание значения переменной через текстовое поле графической формы
Сохраните разработанную форму при помощи иконки сохранения (См. рис. 7.13).
Рис. 7.13.Сохранение графической формы узла при помощи иконки сохранения
· Закройте графическую форму узла-начала, в окне бизнес-процесса "Пример 3-1", перейдите на вкладку"Граф", кликните правой кнопкой мыши на узле "Поставить оценку за теоретический курс" и выберите в появившемся контекстном меню "Форма/Создать форму" (См. рис. 7.6)
В форме напишите "Студент:" и кликните на иконку графического элемента ввода данных в форму "<F>" (левую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). См. рис. 7.8
В появившемся окне выберите в списке строку "Отобразить актора" (См. рис. 7.14). Этот тег поместит на форму студента, выбранного из списка в узле-начале.
Рис. 7.14.Графический элемент для отображения пользователя
В появившейся форме выберите из списка роль "Студент" (См. рис. 7.15).
Рис. 7.15.Отображение роли "Студент" на графической форме
В следующей строке напишите "Комментарий зав. кафедрой:" и кликните на иконку графического элемента вывода данных в форму "<F>" (правую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). В появившемся окне выберите переменную "Комментарий" (См. рис. 7.16). В поле "Формат переменной" выберите "Однострочный". Этот тег поместит на форму значение переменной "Комментарий", введенное в узле-начале.
Рис. 7.16.Отображение значения переменной "Комментарий" в графической форме
В следующей строке напишите "Оценка за теоретический курс:" и кликните на иконку текстового поля ввода значения переменной (См. рис. 7.11). В появившемся списке выберите переменную "Оценка_за_теорию". Должна получиться форма, изображенная на рис. 7.17.
Рис. 7.17.Форма узла "Поставить отметку за теоретический курс"
· Сохраните и закройте разработанную форму. Создайте графическую форму для узла "Поставить оценку за практикум" (См. рис. 7.6). Поместите на форму значение роли "Студент" и комментарий зав. кафедрой (См. описание выше).
Замечание. Из одной формы в другую можно переносить графические элементы путем выделения, копирования и вставки.
Далее напишите "Оценка за практикум:", после чего кликните на иконку ввода значения переменной из списка возможных значений. (См. рис. 7.18.)
Рис. 7.18.Иконка ввода значения переменной из списка возможных значений
В появившемся окне выберите в списке переменную "Оценка_за_практикум" (См. рис. 7.19).
Рис. 7.19.Форма ввода значения переменной из списка возможных значений
В средней части формы добавьте строки:
Текст | Значение |
Пятерка | |
Четверка | |
Тройка | |
Двойка |
Кликните "ОК". Этот тег во время исполнения поместит в переменную бизнес-процесса оценку, выбранную из списка возможных значений. Сохраните и закройте разработанную форму.
Создайте графические формы для узлов "Принять экзамен по практикуму" и "Принять экзамен по теории". Поместите на обе формы значение роли "Студент" и комментарий зав. кафедрой (Из одной формы в другую можно переносить графические элементы путем выделения, копирования и вставки). Далее на форму "Принять экзамен по практикуму" поместите текст "Оценка за практикум на экзамене" и ввод переменной "Оценка_за_практикум", а на форму "Принять экзамен по теории" поместите текст "Оценка за теорию на экзамене" ввод переменной "Оценка_за_теорию". Для ввода значения можно использовать ввод значения переменной через текстовое поле или ввод значения переменной из списка возможных значений (см. выше).
Создайте графическую форму для узла "Ознакомиться с итоговой оценкой за экзамен". Поместите на форму текст "Ваша итоговая оценка за экзамен:" и кликните на иконку графического элемента вывода данных в форму "<F>" (правую из двух расположенных рядом иконок "<F>"). В появившемся окне выберите переменную "Итоговая_оценка" (См. рис. 7.20).
Рис. 7.20.Вывод значения переменной
· Задайте свойства узла-ветвления (См. рис. 7.21).
Рис. 7.21.Узел-ветвление на схеме бизнес-процесса " Пример 3-1"
Для этого кликните на узел правой кнопкой мыши и выберите в появившемся контекстном меню команду "Изменить". В появившейся форме выберите путь по умолчанию "Оценка за теорию не выше", а для пути "Оценка за теорию выше" выберите из списков переменных соответственно "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум", а из списка возможных отношений между ними "больше" (См.рис. 7.22).
Рис. 7.22.Задание свойств узла-ветвления бизнес-процесса "Пример 3-1"
8. Задайте значение переменной Итоговая_оценка как среднее значение переменных "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум".
Средние значение надо задать при помощи обработчика-формулы. Обработчик - это специальный элемент бизнес-процесса, который может быть присоединен к переходу или узлу-действию. С обработчиком связывается набор настроек и алгоритм, который будет выполнен при прохождении точки управления через элемент, к которому присоединен обработчик. Обработчик обозначается небольшим кружком, расположенном непосредственно на переходе или узле-действии. Обработчики удобны для встраивания в бизнес-процесс небольших операций над переменными бизнес-процесса, для которых выделение полноценного узла-действия на графе процесса будет только усложнять полноценное восприятие схемы бизнес-процесса человеком.
Кликните правой кнопкой мыши на узле-действии "Ознакомиться с итоговой оценкой за экзамен". Выберите в появившемся контекстном меню "обработчики/создать" (См. рис. 7.23).
Рис. 7.23.Создание обработчика
Режим показа/сокрытия обработчиков на схеме бизнес-процесса настраивается путем установки/снятия галочки в элементе "Показать обработчики" меню "Вид" (См. рис. 7.24). Установите режим показа обработчиков.
Рис. 7.24.Установка режима показа обработчиков
Выделите обработчик. В свойствах обработчика кликните на кнопку в поле значение для строки "Класс обработчика". В появившемся окне выберите "ExecuteFormulaActionHandler" (См. рис. 7.25). Кликните "ОК".
Рис. 7.25.Установка алгоритма для обработчиков
В свойствах обработчика кликните на кнопку в поле значение для строки "Конфигурация". В появившемся окне кликните на сылку "Вставить переменную" выберите в списке "Итоговая оценка" (См.рис. 7.26).
Рис. 7.26.Выбор переменной в конфигурации обработчика-формулы
Далее поставьте знак равенства и кликните на "Вставить функцию", из появившегося списка выберите функцию round_down (округление в меньшую сторону) - См. рис. 7.27. В аргументе функции используя ссылку "Вставить переменную", знак плюс, знак деления и скобки поместите среднее арифметическое переменных "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум" (См. рис. 7.28).
Рис. 7.27.Выбор функции округления в меньшую сторону в конфигурации обработчика-формулы
Рис. 7.28.Среднее арифметическое переменных "Оценка_за_теорию" и "Оценка_за_практикум", округленное в меньшую сторону
9. Инициализируйте роли
Роль "Студент" уже явно задана в форме стартового узла бизнес-процесса (См. Пункт 6 настоящего занятия). Роль "Заведующий_кафедрой" инициализируется самим стартовым узлом бизнес-процесса (См. Пункт 6 настоящего занятия). Теперь надо проинициализировать остальные роли.
Роль "Преподаватель" проинициализируйте отношением "Преподаватель", примененным к роли "Студент" (См. "Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами" ). Отношение "Преподаватель" уже было создано в рамках "Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами" .
Роль "Старший_преподаватель" проинициализируйте группой "Преподаватели" (Подробнее про инициализацию группой см. "Системы управления бизнес-процессами и административными регламентами" ).
Для задания роли "Лектор" запустите симулятор, войдите в систему RunaWFE под пользователем Administrator (По умолчанию пароль - "wf". Подробнее см. "Введение" ) и создайте отношение "Лектор", содержащее одну пару, в левой части которой находится пользователь "Стрекозин", а в правой - группа "Группа МИБ-1" (См. рис. 7.29).
Рис. 7.29.Отношение "Лектор"
Кликните на "Обладатели полномочий", дайте права на чтение на отношение "Лектор" группе "Группа МИБ-1"
Далее проинициализируйте в бизнес-процессе "Пример 3-1" роль "Лектор" отношением "Лектор", примененным к роли "Студент"
10. Бизнес-процесс готов. Загрузите разработанный бизнес-процесс на RunaWFE сервер. Для этого войдите в редактор бизнес-процессов, кликните на разработанный бизнес-процесс, в меню выберите команду "Файл / Экспорт процесса"
11. Войдите в web-интерфейс системы RunaWFE под пользователем Administrator.
Создайте пользователя "Жуков" (Жуков Иван Ильич) с паролем "123". Создайте группу "ЗавКафедрой". Включите пользователя "Жуков" в группы "Кафедра" и "ЗавКафедрой". Дайте права группе "Кафедра" на чтение на пользователя "Жуков", а также на чтение и просмотр на группу "ЗавКафедрой"
12. Дайте права группе "Кафедра" на чтение бизнес-процесса "Пример 3-1" и его экземпляров. Дайте права группе "ЗавКафедрой" на запуск бизнес-процесса
13. Войдите в систему под пользователем Жуков (пароль - 123). Запустите несколько экземпляров бизнес-процесса "Пример 3-1" (См. рис. 7.30). "Проиграйте" запущенные экземпляры под разными пользователями таким образом, чтобы в экземплярах бизнес-процесса был реализован как варианта перехода "Оценка за теорию выше", так и "Оценка за теорию не выше".
Рис. 7.30.Запуск бизнес-процесса " Пример 3-1" под пользователем "Жуков"
Задание для самостоятельной работы
На основе бизнес-процесса "Пример 3-1" разработайте бизнес-процесс "Пример 3-2", схема которого изображена на рис. 7.31.
Переход "Экзамен сдан" должен быть выбран в случае, если итоговая оценка больше двойки. В противном случае должен быть выбран переход "Экзамен не сдан", что предусматривает повторную сдачу экзамена.
Рис. 7.31.Схема бизнес-процесса "Пример 3-2" для самостоятельной разработки
Требования к представлению результатов занятия
В результате выполнения работы должны быть представлены преподавателю отчет и файлы "Пример3-1.par" и "Пример3-2.par", содержащие разработанные на занятии бизнес-процессы.
В отчете должны содержаться следующие выходные данные:
1. Цель
2. Скриншоты основных действий, совершенных на занятии, с пояснениями
3. Скриншоты, содержащие маршруты точек управления для экземпляров бизнес-процессов, доведенных до завершения
4. Списки созданных на занятии ролей и переменных
5. Список созданных на занятии отношений, пользователей, групп пользователей с описанием соответствующих полномочий
6. Скриншот, содержащий созданные пары для отношения "Лектор"
Контрольные вопросы
1. Что такое переменная бизнес-процесса?
2. Как используются переменные бизнес-процесса?
3. В каких случаях имеет смысл использовать
o Элемент "Ветвление":
o Неявное ветвление в узле-действии: