Тема 4. Моделирование и реинжиниринг ключевых бизнес-процессов
План
1.Типовые модели выделение бизнес-процессов: модель цепочки добавления ценности (модель Портера), тринадцатипроцессная модель
2.Ключевые бизнес-процессы в цепи поставок
3.Типы связей бизнес-процессов: управляемые, отслеживаемые, неуправляемые и связи с объектами, не входящими в цепочки поставок
4.Управление взаимоотношениями с потребителями
5.Управление обслуживанием потребителей
6.Управление спросом
7.Выполнение заказов потребителей
8.Управление потоком производства
9.Взаимоотношение с поставщиками
10.Возвратные потоки
11.Цепочки бизнес-процессов
12.Концепции моделирования бизнес-процессов: SCOR, IDEF, ARIS
13.Этапы процесса реинжиниринга
1. Типовые модели выделение бизнес-процессов: модель цепочки добавления ценности (модель Портера), тринадцатипроцессная модель.
Бизнес-процесс (БП) включает в себя взаимосвязанные действия, которые реализуют одну (или несколько) из бизнес-целей компании в информационной системе компании.
Бизнес-процессы представляют собой множество внутренних шагов (видов) деятельности, начинающихся с одного и более входов и заканчивающихся созданием продукции, необходимой клиенту и удовлетворяющей его по стоимости, качеству и сервису.
Можно привести следующие определения бизнес-процесса.
Бизнес-процесс — это:
· процесс из последовательности операций на предприятии, которые направлены на преобразование неких входных информационно-материальных потоков с целью получения результатов, представляющих ценность для клиента;
· процесс создания добавленной стоимости продукции, удовлетворяющей при этом потребностям клиента;
· совокупность взаимосвязанных функций, которые имеют один или более входов и выходов и завершаются созданием продукта, необходимого клиенту;
· упорядоченный процесс преобразования множества входов во множество выходов, который реализует бизнес-функцию предприятия;
· набор последовательных действий, которые приводят к решению определенной предпринимательской задачи.
Таким образом, определения дают нам понимание о трех характеристиках бизнес-процесса:
· Стоимость — она стремится к минимальной величине.
· Длительность — она стремится к максимальной скорости реализации бизнес-процесса.
· Степень удовлетворённости клиента (качество продукта).
Бизнес-процессы, согласно одной из наиболее распространенных классификаций, разделяются на основные и вспомогательные (поддерживающие). Основные бизнес-процессы создают основной поток доходов компании и служат основой бизнеса, а вспомогательные процессы, в свою очередь, обслуживают основные. В качестве примера основного бизнес-процесса можно привести продажи и производство, а в качестве поддерживающего — подбор персонала и бухгалтерский учет.
Каждый бизнес-процесс имеет владельца, который наделяется соответствующими правами, а также поставщика, предоставляющего ресурсы для бизнес-процесса, и потребителя, получающего выходную продукцию бизнес-процесса. При этом и поставщик, и потребитель могут быть как внешними по отношению к организации, так и внутренними.
Существуют четыре типовые модели выделения бизнес-процессов:
— Модель цепочки добавления ценности (ValueСhainModel - Модель Портера)
— Модель IBL (The International Business Language)
— Тринадцатипроцессная модель
— Восьми процессная модель
Рассмотрим подробнее модель Портера.
Модель цепочки добавления ценности (ValueChainModel) разработана Майклом Портером в 1985 году (Гарвардская бизнес-школа). Модель цепочки добавления ценности рассматривает компанию как цель базисных действий, каждое из которых добавляет ценность продукту, а оптимизация этих базисных действий максимизирует прибыль и/или минимизирует затраты. Эта модель включает процессы, приведенные на рисунке:
Эта цепочка моделирует как основную, так и вспомогательную деятельность компании. Основная деятельность связана с производством и дистрибуцией продукции компании. Вспомогательная деятельность помогает выполнять основную деятельность. Агрегированный состав и структура бизнес-процессов (перечень подпроцессов) модели цепочки добавления ценности приведены ниже:
Первичные бизнес-процессы
БП 1. Внутренняя логистика |
o Хранение товарно-материальных ценностей
o Учет товарно-материальных ценностей
o Управление запасами товарно-материальных ценностей
БП 2. Производство |
o Производство комплектующих
o Сборка продукции
o Управление производством
БП 3. Внешняя логистика |
o Обработка заказов клиентов
o Отгрузка продукции
o Учет отгрузки
БП 4. Маркетинг и продажи |
o Ценообразование
o Продвижение продукции
o Распределение и продажа продукции
БП 5. Послепродажное обслуживание и сервис |
o Монтаж и обучение
o Поддержка клиентов
o Работа с претензиями и ремонт
БП 6. Материально-техническое снабжение |
o Поиск поставщиков
o Проведение тендеров
o Закупка сырья и оборудования