Основные характеристики САУ ТРДД

К основным характеристикам относятся:

– программы управления;

– точность выполнения программ;

– масса, масса сухая;

– применяемое топливо;

– параметры топлива на входе;

– класс чистоты топлива, обводненость топлива;

– параметры электропитания;

– удельные характеристики;

– стойкость, устойчивость к внешним воздействующим факторам;

– климатическое исполнение аппаратуры;

– срок службы, ресурс;

– показатели безотказности, надежности;

– ремонтопригодность;

– эксплуатационная технологичность;

– технико-экономические показатели;

– контролепригодность.

Рассмотрим некоторые характеристики подробнее.

Программы управления обеспечивают функционирование двигателя на статических и переходных режимах, и соответствие дроссельных, высотно-скоростных и эксплуатационных характеристик техническим требованиям.

Точность выполнения программ задается исходя из обеспечения поддержания заданной тяги и устойчивой работы компрессора и камер сгорания, обеспечения защиты от превышения предельно допустимых параметров.

Масса сухая – масса САУ, без деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для его установки и эксплуатации на борту летательного аппарата для улучшения характеристик ЛА, а также без массы рабочих жидкостей.

Масса в реальной компоновке – масса САУ, соответствующая всем требованиям ТЗ, без массы деталей, сборочных единиц и агрегатов, предназначенных для обслуживания ЛА.

Масса поставочная – масса САУ в реальной компоновке, укомплектованной деталями, сборочными единицами и агрегатами.

Параметры электропитания агрегатов САУ от источников постоянного тока напряжением 27В. Отдельные датчики питаются от источников переменного тока частотой 400Гц и напряжением 115В.

Электропитание осуществляется от бортсети генераторов самолета. Наиболее ответственные устройства дополнительно запитываются от аккумуляторной батареи.

В САУ дополнительно к бортовому может быть предусмотрен автономный источник питания – автономный генератор, как правило, переменного тока, работающий только на САУ, и обеспечивающий бесперебойное электропитание при отказах в бортсети. В этом случае в электронном регуляторе имеется преобразователь, обеспечивающий электропитанием устройства САУ с необходимыми для устройств автоматики параметрами тока.

Топливо подается на вход в топливную систему двигателя из топливной системы самолета. Топливо имеет определенные параметры:

– давление минимально допустимое и максимально рабочее;

– давление минимальное при неисправной или выключенной самолетной системе подачи топлива;

– температура минимально и максимально возможная.

Удельные характеристики отражают совершенство конструктивного исполнения САУ. К удельным характеристикам относят удельную массу и массу функции САУ. Удельная масса САУ – это масса САУ, отнесенная к максимальному расходу топлива в двигателе. Масса функции – это масса САУ, отнесенная к общему количеству функций, выполняемых системой.

Система должна обладать стойкостью, устойчивостью к воздействию внешних факторов. Внешние воздействующие факторы задаются в ТЗ на двигатель и нормативных документах для различных вариантов применения двигателя.

Учитываются следующие факторы:

– температура рабочая и предельная минимальная и максимальная окружающей среды;

– давление максимальное и минимальное окружающей среды;

– вибрация;

– удар;

–песок;

– влажность;

– плесневые грибы, микроорганизмы;

– электромагнитны импульсы, радиационное излучение;

– акустический шум.

Климатическое исполнение аппаратуры позволяет эксплуатировать САУ ГТД в одном или нескольких микроклиматических районах. Тип климатического исполнения задается разработчиком ЛА и обеспечивается разработчиком САУ, посредством выбора соответствующих материалов для изготовления элементов и комплектующих. Климатическое исполнение подтверждается испытаниями при воздействии внешних климатических факторов – температура, давление, влажность воздуха, солнечная радиация, песок, коррозионно-активные агенты в атмосферном воздухе.

Срок службы, ресурс агрегатов устанавливается 8÷12 лет и задается в ТЗ на агрегаты. При проектировании агрегаты рассчитываются на этот ресурс. С учетом ресурса и срока службы, выбираются комплектующие (электромагнитные клапаны, исполнительные механизмы, датчики и пр.)

Как правило, срок службы и ресурс агрегатов устанавливается такой же, как у двигателя. Однако, в отдельных случаях допускается иметь ресурс меньший и кратный ресурсу двигателя. В этом случае при ремонте двигателя производится замена агрегатов, выработавших ресурс. В настоящее время с развитием средств диагностики стал возможен переход на эксплуатацию двигателя и его агрегатов по их техническому состоянию, а не по назначенному ресурсу.

Ремонтопригодность САУ. При создании САУ могут быть заданы следующие виды выполнения ремонта: ремонт в условиях мастерской, в полевых условиях, на заводе изготовителе, или если агрегаты неремонтопригодные, то в случае отказа подлежат съему с эксплуатации. Для обеспечения ремонтопригодности, при работе агрегата в условиях испытательного стенда выполняется его диагностика глубиной до сменного блока или агрегата.

Эксплуатационная технологичность оценивается следующими показателями:

– трудоемкость и длительность демонтажа и монтажа агреатов;

– трудоемкость и длительность отыскания и устранения неисправности;

– трудоемкость и длительность проведения регламентного ТО;

– трудоемкость и длительность регулировок агрегатов.

Контролепригодность САУ и агрегатов задается разработчиком двигателя. Это качество обеспечивается с помощью:

– наличия специальных встроенных сигнализаторов исправного состояния;

– системы самоконтроля с заданной глубиной контроля, выдающей информацию об отказах в контрольно-проверочную и информационно-сигнальные системы;

– системы тестирования состояния элементов САУ бортовой или технологической наземной аппаратурой.

Наши рекомендации