Параметры оценки портфолио

Портфолио – отчет по процессу деятельности, показывающий, как человек думает, подвергает сомнению, анализиру­ет, синтезирует, производит, создает и как он взаимодействует на интеллекту­альном, эмоциональном и социальном уровнях с другими людьми.

При разработке параметров оценивания, необходимо познакомить студентов с такими инвариантными требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:

§ наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента

§ аккуратность/тщательность выполнения

§ структура материала

§ творческое оформление материалов

§ факты, отражающие понимание студентом материала

§ материалы, отражающие размышления студента о своём познании

§ материалы, отражающие творческие способности студента

§ материалы, отражающие развитие студента

Далее, при разработке вариативной системы параметров оценки портфолио имеет смысл провести исследование на предмет различных представлений о качестве подготовленных материалов портфолио в различных экспертных сообществах. Например, если назначение портфолио – презентация достижений будущего выпускника вуза перед потенциальными работодателями, необходимо выяснить, на что они обращают внимание в процессе знакомства с материалами соискателя на вакантную должность.

Практика презентации портфолио перед различными экспертными сообществами показывает, что среди наиболее важных параметров оценки портфолио могут быть использованы такие универсальные, как:

Ø Зрелость создателя портфолио

Ø Его способность к реальной и действенной самооценке

Ø Умение добиваться результата и решать любые задачи

Ø Сформированность социальных и профессиональных навыков

Ø Принятие и осмысленность своего будущего

Ø Ответ на главный вопрос: «Что изменилось в представлении студента о мотивации к учебной (профессиональной) деятельности после достижения продемонстрированных в портфолио результатов?»

Обсуждая процедуру, формы работы по оцениванию и рефлексии деятельности в процессе создания и использования портфолио необходимо ответить на такие вопросы, как:

1. В каком составе будет организовано обсуждение? Будет ли это взаимодействие:

Ø Студент – преподаватель,

Ø Студент – студент,

Ø Студент – малая группа,

Ø Студент старшего курса – студент младшего курса,

Ø Студент – преподаватель – представитель организации, направивший на обучение,

Ø Студент – эксперт (из числа, значимых авторитетных для студента лиц),

Ø Организованная «защита» индивидуального или группового портфолио.

2. В каком месте и в каком формате будет организовано обсуждение? Будет ли при этом использоваться закрытая форма обсуждения внутри ограниченной группы заинтересованных лиц, перечисленных выше или открытая публичная защита (презентация) с привлечением более широкого круга?

В тех случаях, когда портфолио используется для рейтингования образовательных результатов студента в вузе, можно рассмотреть пример построения рейтинга студента по принципу «Для чего и для кого готовим?». Такой вариант оценивания предложен преподавателями кафедры менеджмента Череповецкого государственного университета И.Л.Васюковым, А.Н. Волковым, (структуру портфолио которых мы уже рассмотрели выше).

Для этого материалы для оценивания портфолио делят на 2 части и заносят в таблицу:

Формальная часть Неформальная часть
1.Средние оценки по общим дисциплинам 2.Средние оценки по профессиональным дисциплинам 3.Средние оценки по специальным дисциплинам 4. Курсовые работы 5. Дипломная 6. Практики 7 Иностранный язык 8 .Второй иностранный 9.Третий иностранный 10. Педагогическая и преподавательская деятельность 11. Любые сертификаты об обучении, связанные с профессией. (оцениваются комиссией, не более 20) 12. Обучение за рубежом по направлению университета 13 Отзывы преподавателей, руководителей учебных практик (оценивается комиссией) 1. Олимпиады 2. Профессиональные конкурсы 3. Научные публикации 4. Методические разработки и публикации (Разработка учебного курса, деловой игры, тренинга, конференции, сайта по профессиональной теме) 5. Участие в научной конференции 6. Участие в общественных проектах: 7. Участие в профессиональных проектах 8. Участие в спортивных мероприятиях 9. Иные сертификаты, документы (до 20) 10. Отзывы, характеристики от профессионалов –практиков, руководителей предприятий, организаций (оценивается комиссией)

Принципы работы с табличными данными:

Ø определить вес формальной и неформальной части (1 к 3 или 2 к 3 или 3 к 2 или 3 к 1),

Ø определить позиции внутри блоков, компоненты и их вес,

Ø произвести расчеты.

Максимальный балл по неформальному рейтингу около 300-350 единиц. Однако, реально, неформальный рейтинг для студента не будет превышать 150-200 единиц.
Авторы данного подхода считают, что рейтинг студентов на основании портфолио может подводиться по итогам учебного года и в целом за все годы учебы. В зависимости от профессиональной ориентации, направления будущей деловой активности вес оценок может быть пересчитан.

В заключении необходимо отметить в качестве важнейшей рекомендации к процессу создания и оценивания портфолио:

При сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип "добровольности" (прежде всего, с точки зрения его владельца).

Студент, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Еще раз подчеркнем, что это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого владельца) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда студент предъявляет свой портфолио по месту назначения. Например, при поступлении в магистратуру или готовит свой портфолио для предъявления в отдел кадров фирмы или предприятия, куда он подает заявление о приеме на работу. Данное педагогическое требование является важнейшим при сборе материалов. Оно, к сожалению, часто не удерживается преподавателями, стремящимися сделать помещаемую о студенте информацию, с их точки зрения, более "объективной" и «объемной».

Литература:

§ Гуляева, С.П. Портфолио: рекомендации по созданию и использованию в предпрофильной подготовке / С.П.Гуляева.- Новокузнецк: изд-во МОУ ДПО ИПК, 2005. – 73с.

§ Новикова, Т.Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта / Т.Г.Новикова // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. – М.: Academia; АПКиПРО, 2003.

§ Новые подходы к оцениванию достижений учащихся : сборник методических материалов/ под ред. Н.В.Муха – Томск: ОГУ РЦРО, 2005.

§ Постановление Министерства образования РФ «О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы» от 25.08.2003.

§ Поляков, В. 5 шагов к достойной работе / В.Поляков, Ю.Яновская. – СПб.: Питер, 2003.

§ Самоукмна, Н. Карьера без стресса / Н.Самоукмна. – СПб.: Питер, 2003.

§ Соломенчук ,В.Г. Интернет: поиск работы, учёбы, гранты / В.Г.Соломенчук. – СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000.

§ Рауд, Е.Ю. Поиск работы – это работа / Е.Ю.Рауд. – Приморский край.: «Конкурент», №25, 2000.

§ Рауд, Е.Ю. Искусство составления резюме / Е.Ю.Рауд. - Приморский край.: «Конкурент», 2000.- №26,

§ Лебедев-Любимов​, А. Самореклама / А. Лебедев-Любимов. – СПб.: Питер, 2003.

§ Мессмер, М. Поиск работы для «чайников».: пер.с англ. / М. Мессмер. – К.; М.: Диалектика, 1998.

§ Филлипсон, Я. Как «продавать» себя: практическое пособие по самомаркетингу.: пер.с аенгл./ Я.Филлипсон. – Челябинск:: «Урал LTD», 1977.

§ Мессмер, М. Поиск работы для «Чайников»: пер. с англ./ М. Мессмер – М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

Интернет-источники:

§ Рауд Е.Ю., Кровлина Д.Е. Некоторые вопросы трудоустройства выпускников вузов на основе материалов серии тренингов «Технологии успеха карьеры» (статья из Интернет-источников поисковой системы http//www.mail.ru )

§ Рекомендации по оценке результатов образовательного процесса в системе бакалавриата и магистратуры (материалы подготовлены к.п.н., доцентом РГПУ им. А.И.Герцена Писаревой С.А. (с) 2003. Петровский портал, http//www.socspb.ru )

§ Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов. Журнал «Управление персоналом» № 5 2006, ООО "Агентство кадровых решений", http//www.UHR.ru

§ И.Л.Васюков, А.Н. Волков. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента. Череповецкий государственный университет. (© Copyright: Васюков Игорь, 2005
Свидетельство о публикации №2503230057. Статья из Интернет-источников поисковой системы http//www.mail.ru )

§ И.Л. Васюков, старш.преп. кафедры менеджмента ЧГУ. Портфолио как инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации студента. Материалы Научно-практической конференции ЧГУ «Модели компетенций специалиста, содержание и технологии их формирования и развития» (из Интернет-источников поисковой системы http//www.mail.ru)

Наши рекомендации