Определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса

Как известно, одной из основных целей логистики является доставка грузов "точно в срок" при максимальной экономии ресурсов. Решение данной задачи требует согласования технических и технологических параметров ТЛК. Данная задача является по существу многокритериальной.

Введение в экономико-математическую модель, описывающую грузовой фронт (ГФ), дополнительных критериев позволяет повысить надежность и обоснованность принимаемого решения путем учета различия во влиянии варьируемых параметров (количества погрузочно-разгрузочных машин, подач, времени работы грузового фронта и зоны хранения в течение суток и др.) на критерии, характеризующие качество работы ГФ. Так, например, увеличение времени работы ГФ и зоны хранения в течение суток позволяет сократить приведенные затраты за счет снижения расходов на погрузочно-разгрузочные машины, а также расходов, связанных с ожиданием транспортными средствами выполнения погрузочно-разгрузочных операций, увеличить значения критерия, выражающего перерабатывающую способность грузового фронта, но в то же время, увеличить потреб­ность в трудовых ресурсах и расходы электроэнергии на освещение. Умень­шение количества погрузо-разгрузочных машин (ПРМ) ведет к увеличению значения критерия, характеризую­щего использование машин по времени в течение суток, но снижает перерабаты­вающую способность ГФ и т.д.

Здесь же отметим, что если, например, одной из целей решения вопроса параметризации является создание энергосберегающей технологии, то разработка и внедрение технологического процесса на основе параметров, определенных с учетом только критерия «приведенные затраты» может не обеспечить выполнение данной задачи. В то же время достижение данной цели не встречает принципиальных трудностей при введении критерия, выражающего затраты электроэнергии в кВт-ч. Таким же образом можно реализовать цели относительно повышения производительности труда, коэффициента использования ПРМ по времени в течение суток, перерабатывающей способности грузового фронта; снижения простоя транспортных средств и др.

Экономико-математическая модель ГФ характеризуется в общем случае вектором управляемых (варьируемых) параметров и вектором критериев оптимальности.

Задача

При заданных значениях неуправляемых параметров найти на множестве допустимых значений варьируемых параметров такие значения, при которых достигается наилучшее в некотором смысле сочетание значений критериев оптимальности. Рассчитать оптимальные значения следующих параметров: время работы грузового фронта и зоны хранения в течение суток (Т), количество подач вагонов на грузовой двор ( определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru ), количество погрузо-разгрузочных машин ( определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru ). При следующих исходных данных:

Наименование показателя Единица измерения Значение показателя
Суточный объем переработки грузов, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru т/сут
Доля грузов перегружаемых по «прямому варианту», определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru   - 0,2
Время подачи-уборки, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru часа 0,5
Длина грузового фронта, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru м
Ресурс выделенных локомотиво-часов, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru часа 2,5

Вектор критериев оптимальности может иметь следующий вид:

F = {Ф12345}, (3.1)

где Ф1 – количество работников, обслуживающих ПРМ на ГФ;

Ф2 – перерабатывающая способность ГФ;

Ф3 – коэффициент использования ПРМ по времени в течение суток;

Ф4 – приведенные затраты, связанные с эксплуатацией ГФ;

Ф5 – эксплуатационная надежность ГФ.

Пример расчета будем производить для двух критериев оптимальности: Ф1 и Ф2.

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - количество работников, обслуживающих ПРМ на грузовом фронте; чел;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - перерабатывающая способность грузового фронта; конт/сут.

Методика решения:

Критерий определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определяется следующим образом:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.2)

где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - коэффициент списочного состава, учитывающий отсутствие работников по причинам болезни, отпусков и т.д.; определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru = 1,2;

r - количество работников определенной профессии, обслуживающие ПРМ при работе в одну смену; определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru =1;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - продолжительность рабочей смены; определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru = 7 ч;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - норматив численности работников, занятых на ремонте на одну смену машин; определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru .

Z – число погрузочно-разгрузочных машин;

Т - Время работы грузового фронта и зоны хранения в течение суток.

Критерий определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определяется по формуле:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.3)

Где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - коэффициент, учитывающий дополнительные операции, выполняемые ПРМ в зоне хранения; определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru ;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - средняя продолжительность подачи и уборки вагона; ч;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - суточный грузопоток; конт;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - техническая производительность ПРМ; конт/ч;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - время работы автотранспорта, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru = 10 ч.

Множество допустимых значений варьируемых параметров, как правило, определяется особенностью технологической работы и величиной ресурсов, выделяемых на обеспечение процесса функционирования моделируемого ГФ. В качестве варьируемых параметров принимаются следующие:

1. Время работы грузового фронта и зоны хранения определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru в течение суток.

Величина определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru может изменяться в пределах:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.4)

2. Количество подач вагонов на грузовой двор определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru .

При условии, что длина грузового фронта ограничивает длину подачи, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определяется по формуле:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.5)

Где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - длина полувагона, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru = 17 м;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - длина грузового фронта, м;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - суточный вагонопоток.

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.6)

где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru – техническая норма загрузки контейнера.

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определяется по формуле:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.7)

где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - максимальные ресурсы локомотиво-часов, которые можно использовать для подачи вагонов на грузовой фронт.

3. Количество ПРМ - определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru .

Минимальное количество ПРМ определяется по формуле:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.8)

Где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - коэффициент непосредственной перегрузки груза из вагона в автомобиль и обратно;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru - продолжительность нахождения ПРМ в ремонте в течение года; сут, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru = 10-15 суток.

Техническая производительность ПРМ определяется по формуле:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.9)

где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru – сменная производительность ПРМ; конт/см (берется согласно единым нормам выработки и времени);

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru – коэффициент внутрисменного использования ПРМ по времени, определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru = 0,7.

Максимальное число ПРМ можно рассчитать по условиям:

а) ограничения на выделяемые ресурсы;

б) обеспечение минимально необходимой длины грузового фронта определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru , обслуживаемого каждой машиной при беспрепятственной и безопасной работе соседних. Величина определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru зависит от типа ПРМ. Так, например, при использовании козлового крана определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru м, при использовании погрузчиков типа «Кальмар» определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru .

Таким образом,

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.10)

Для решения данной задачи наиболее обоснованным можно считать подход, при котором находится решение, наилучшим образом приближающееся в пространстве критериев к множеству несовместимых оптимумов частных критериев (метод идеальной точки).

При этом в качестве компромиссной точки целесообразно принять решение минимизирующее сумму квадратов относительных отклонений целевых функций от своих достижимых индивидуальных оптимальных значений

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru (3.11)

Где определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru – множество допустимых значений оптимизируемых параметров;

i = 1,……,n – количество оптимизируемых параметров;

v = 1,……,k – количество критериев оптимальности;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru – допустимые значения критериев оптимальности;

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru – индивидуальные оптимальные значения критериев.

Решение:

Суточный вагонопоток:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru ваг/сут;

Минимальное количество подач вагонов:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru подачи;

Максимальное количество подач вагонов:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru подач;

Техническая производительность ПРМ:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru конт/час

Максимальное число ПРМ:

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru ПРМ

Результаты расчетов сводятся в табл. 3.1

Таблица 3.1 – результаты расчетов

определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru X Z определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru
0,038 0,038
0,016 0,016
0,059 0,059
0,016 0,005 0,011
0,082 0,082
0,016 определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru 0,015
  0,443 0,443
0,184 0,173 0,011
0,51 0,035 0,475
1,0 1,0
  0,455 0,455
0,184 0,194 0,01
    0,51 0,059 0,451
1,0 0,005 0,995
0,466 0,466
0,184 0,216 0,032
0,51 0,082 0,428
1,0 0,018 0,982
0,908 0,908
0,309 0,444 0,135
1,0 0,173 0,827
2,086 0,038 2,048
4,0 4,0
0,909 0,909
0,309 0,455 0,146
1,0 0,195 0,805
2,086 0,059 2,03
4,0 0,005 3,995
0,909 0,909
0,309 0,466 0,157
1,0 0,216 0,784
2,086 0,081 2,005
4,0 0,018 3,982

Вывод: Расчет показал, что оптимальными технико-технологическими параметрами терминально-логистического комплекса с учетом двух критериев оптимальности определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru и определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса - student2.ru являются четыре ПРМ при четырех подачах и времени работы 12 часов в сутки.

Наши рекомендации