Определение оптимальных технико-технологических параметров транспортно-логистического комплекса
Как известно, одной из основных целей логистики является доставка грузов "точно в срок" при максимальной экономии ресурсов. Решение данной задачи требует согласования технических и технологических параметров ТЛК. Данная задача является по существу многокритериальной.
Введение в экономико-математическую модель, описывающую грузовой фронт (ГФ), дополнительных критериев позволяет повысить надежность и обоснованность принимаемого решения путем учета различия во влиянии варьируемых параметров (количества погрузочно-разгрузочных машин, подач, времени работы грузового фронта и зоны хранения в течение суток и др.) на критерии, характеризующие качество работы ГФ. Так, например, увеличение времени работы ГФ и зоны хранения в течение суток позволяет сократить приведенные затраты за счет снижения расходов на погрузочно-разгрузочные машины, а также расходов, связанных с ожиданием транспортными средствами выполнения погрузочно-разгрузочных операций, увеличить значения критерия, выражающего перерабатывающую способность грузового фронта, но в то же время, увеличить потребность в трудовых ресурсах и расходы электроэнергии на освещение. Уменьшение количества погрузо-разгрузочных машин (ПРМ) ведет к увеличению значения критерия, характеризующего использование машин по времени в течение суток, но снижает перерабатывающую способность ГФ и т.д.
Здесь же отметим, что если, например, одной из целей решения вопроса параметризации является создание энергосберегающей технологии, то разработка и внедрение технологического процесса на основе параметров, определенных с учетом только критерия «приведенные затраты» может не обеспечить выполнение данной задачи. В то же время достижение данной цели не встречает принципиальных трудностей при введении критерия, выражающего затраты электроэнергии в кВт-ч. Таким же образом можно реализовать цели относительно повышения производительности труда, коэффициента использования ПРМ по времени в течение суток, перерабатывающей способности грузового фронта; снижения простоя транспортных средств и др.
Экономико-математическая модель ГФ характеризуется в общем случае вектором управляемых (варьируемых) параметров и вектором критериев оптимальности.
Задача
При заданных значениях неуправляемых параметров найти на множестве допустимых значений варьируемых параметров такие значения, при которых достигается наилучшее в некотором смысле сочетание значений критериев оптимальности. Рассчитать оптимальные значения следующих параметров: время работы грузового фронта и зоны хранения в течение суток (Т), количество подач вагонов на грузовой двор ( ), количество погрузо-разгрузочных машин ( ). При следующих исходных данных:
Наименование показателя | Единица измерения | Значение показателя |
Суточный объем переработки грузов, | т/сут | |
Доля грузов перегружаемых по «прямому варианту», | - | 0,2 |
Время подачи-уборки, | часа | 0,5 |
Длина грузового фронта, | м | |
Ресурс выделенных локомотиво-часов, | часа | 2,5 |
Вектор критериев оптимальности может иметь следующий вид:
F = {Ф1,Ф2,Ф3,Ф4,Ф5}, (3.1)
где Ф1 – количество работников, обслуживающих ПРМ на ГФ;
Ф2 – перерабатывающая способность ГФ;
Ф3 – коэффициент использования ПРМ по времени в течение суток;
Ф4 – приведенные затраты, связанные с эксплуатацией ГФ;
Ф5 – эксплуатационная надежность ГФ.
Пример расчета будем производить для двух критериев оптимальности: Ф1 и Ф2.
- количество работников, обслуживающих ПРМ на грузовом фронте; чел;
- перерабатывающая способность грузового фронта; конт/сут.
Методика решения:
Критерий определяется следующим образом:
(3.2)
где - коэффициент списочного состава, учитывающий отсутствие работников по причинам болезни, отпусков и т.д.; = 1,2;
r - количество работников определенной профессии, обслуживающие ПРМ при работе в одну смену; =1;
- продолжительность рабочей смены; = 7 ч;
- норматив численности работников, занятых на ремонте на одну смену машин; .
Z – число погрузочно-разгрузочных машин;
Т - Время работы грузового фронта и зоны хранения в течение суток.
Критерий определяется по формуле:
(3.3)
Где - коэффициент, учитывающий дополнительные операции, выполняемые ПРМ в зоне хранения; ;
- средняя продолжительность подачи и уборки вагона; ч;
- суточный грузопоток; конт;
- техническая производительность ПРМ; конт/ч;
- время работы автотранспорта, = 10 ч.
Множество допустимых значений варьируемых параметров, как правило, определяется особенностью технологической работы и величиной ресурсов, выделяемых на обеспечение процесса функционирования моделируемого ГФ. В качестве варьируемых параметров принимаются следующие:
1. Время работы грузового фронта и зоны хранения в течение суток.
Величина может изменяться в пределах:
(3.4)
2. Количество подач вагонов на грузовой двор .
При условии, что длина грузового фронта ограничивает длину подачи, определяется по формуле:
(3.5)
Где - длина полувагона, = 17 м;
- длина грузового фронта, м;
- суточный вагонопоток.
(3.6)
где – техническая норма загрузки контейнера.
определяется по формуле:
(3.7)
где - максимальные ресурсы локомотиво-часов, которые можно использовать для подачи вагонов на грузовой фронт.
3. Количество ПРМ - .
Минимальное количество ПРМ определяется по формуле:
(3.8)
Где - коэффициент непосредственной перегрузки груза из вагона в автомобиль и обратно;
- продолжительность нахождения ПРМ в ремонте в течение года; сут, = 10-15 суток.
Техническая производительность ПРМ определяется по формуле:
(3.9)
где – сменная производительность ПРМ; конт/см (берется согласно единым нормам выработки и времени);
– коэффициент внутрисменного использования ПРМ по времени, = 0,7.
Максимальное число ПРМ можно рассчитать по условиям:
а) ограничения на выделяемые ресурсы;
б) обеспечение минимально необходимой длины грузового фронта , обслуживаемого каждой машиной при беспрепятственной и безопасной работе соседних. Величина зависит от типа ПРМ. Так, например, при использовании козлового крана м, при использовании погрузчиков типа «Кальмар» .
Таким образом,
(3.10)
Для решения данной задачи наиболее обоснованным можно считать подход, при котором находится решение, наилучшим образом приближающееся в пространстве критериев к множеству несовместимых оптимумов частных критериев (метод идеальной точки).
При этом в качестве компромиссной точки целесообразно принять решение минимизирующее сумму квадратов относительных отклонений целевых функций от своих достижимых индивидуальных оптимальных значений
(3.11)
Где – множество допустимых значений оптимизируемых параметров;
i = 1,……,n – количество оптимизируемых параметров;
v = 1,……,k – количество критериев оптимальности;
– допустимые значения критериев оптимальности;
– индивидуальные оптимальные значения критериев.
Решение:
Суточный вагонопоток:
ваг/сут;
Минимальное количество подач вагонов:
подачи;
Максимальное количество подач вагонов:
подач;
Техническая производительность ПРМ:
конт/час
Максимальное число ПРМ:
ПРМ
Результаты расчетов сводятся в табл. 3.1
Таблица 3.1 – результаты расчетов
X | Z | ||||||
0,038 | 0,038 | ||||||
0,016 | 0,016 | ||||||
0,059 | 0,059 | ||||||
0,016 | 0,005 | 0,011 | |||||
0,082 | 0,082 | ||||||
0,016 | 0,015 | ||||||
0,443 | 0,443 | ||||||
0,184 | 0,173 | 0,011 | |||||
0,51 | 0,035 | 0,475 | |||||
1,0 | 1,0 | ||||||
0,455 | 0,455 | ||||||
0,184 | 0,194 | 0,01 | |||||
0,51 | 0,059 | 0,451 | |||||
1,0 | 0,005 | 0,995 | |||||
0,466 | 0,466 | ||||||
0,184 | 0,216 | 0,032 | |||||
0,51 | 0,082 | 0,428 | |||||
1,0 | 0,018 | 0,982 | |||||
0,908 | 0,908 | ||||||
0,309 | 0,444 | 0,135 | |||||
1,0 | 0,173 | 0,827 | |||||
2,086 | 0,038 | 2,048 | |||||
4,0 | 4,0 | ||||||
0,909 | 0,909 | ||||||
0,309 | 0,455 | 0,146 | |||||
1,0 | 0,195 | 0,805 | |||||
2,086 | 0,059 | 2,03 | |||||
4,0 | 0,005 | 3,995 | |||||
0,909 | 0,909 | ||||||
0,309 | 0,466 | 0,157 | |||||
1,0 | 0,216 | 0,784 | |||||
2,086 | 0,081 | 2,005 | |||||
4,0 | 0,018 | 3,982 |
Вывод: Расчет показал, что оптимальными технико-технологическими параметрами терминально-логистического комплекса с учетом двух критериев оптимальности и являются четыре ПРМ при четырех подачах и времени работы 12 часов в сутки.