II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний
Ход урока
I. Сообщение темы урока. Актуализация знаний.
Март у матери-зимы шубу снял,
И проталинками весь засиял,
И капелью заплясал в тишине.
Петушок нам прокричал о весне.
И в свете дней, во тьме ночей
Вдруг пашня задышала.
На оперение грачей
Похожей пашня стала.
Гляжу, ликуя, в синеву
И в гости к нам грачей зову.
М. Сухорукова
– О чем это стихотворение?
– Какие приметы весны называет автор стихотворения?
– Сегодня мы узнаем, какие травянистые растения цветут ранней весной.
II. Открытие нового знания.
1. Работа по учебнику (с. 49).
– Что делают Миша и Маша?
– Какие цветущие травянистые растения они видят на лесной полянке?
– Рассмотрите рисунки-подсказки на с. 49. Опишите внешний вид каждого цветущего травянистого растения.
– Почему эти цветы так назвали? (Предположения учащихся.)
– Хохлатку назвали по внешнему виду. У хохлатки цветки небольшие, собранные в нарядную кисточку. И у каждого цветка будто небольшой хохолок. Потому ее и называют хохлаткой.
Цветки ветреницы на тоненьких стебельках покачиваются от самого слабого ветерка, поэтому она так и называется.
Мать-и-мачеха получила название из-за особенностей своих листьев, которые появляются значительно позднее цветков (спустя несколько недель). Каждый лист крупный, широкий, как ладонь. Верхняя сторона его совершенно гладкая и оттого на ощупь холодная. Нижняя сторона листа, покрытая волосками, мягкая и теплая. Из-за этого растение и получило название: теплая сторона напоминает о материнской ласке, а холодная – о суровости мачехи.
– Опишите, как цветут деревья.
Осина и тополь. Удивительно красивы сережки осины и тополя. Бордовые с лиловым отливом, опушенные серой бахромой, они – настоящее украшение дерева.
Ветер поможет осине и тополю не только развеять пыльцу. Когда через два месяца осина и тополь дадут семена, каждое из которых одето легким пушком-парашютиком, ветер подхватит их и унесет далеко-далеко – заселять новые места.
Ясень.Цветет до появления листьев и ясень. Ранней весной также разносит его пыльцу ветер. Но цветки ясеня совсем не похожи на сережки ив, осин, орешника. Эти цветки и сережками не называются. Красивыми розовато-зелеными букетиками сидят они по краям толстых веток. Желтой дымкой пыльцы опушен ясень до появления первых листочков.
2. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказы «Секреты первоцвета», «Почему у перелески такое имя?».
Раннею весною в нынешнем году
Я сама сажала вишенку мою.
А теперь взгляните: обогнав меня,
Выросла за лето вишенка моя.
Г. Бойко
3. Работа по учебнику (с. 49).
– Как вы думаете, почему эти травянистые растения уже цветут? (Предположения учащихся.)
– Растения, которые зацветают ранней весной в лесу, светолюбивы, и потому развиваются, пока деревья не оделись листвой, которая заслонит свет.
Какие же особенности позволяют им так рано зацветать? Ведь большинство травянистых растений цветет летом.
Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению еще под снегом. Снег защищает их от холода. Конечно, там не так уж и тепло – около нуля градусов (это та температура, при которой лужи замерзают). Но растениям много и не нужно. Главное, чтобы почва не промерзла. А если и промерзнет, тоже не беда. Все эти растения хорошо переносят морозы, потому что в их соке много сахара. Сахарные растворы во время небольших морозов не замерзают.
– Неужели первым весенним цветам не холодно?
– Конечно, раннецветущим растениям холодно, но они, как могут, защищаются.
4. Работа по хрестоматии.
Учитель читает рассказы «Неужели первым весенним цветам не холодно?», «Тайны ветреницы».
5. Работа в печатной тетради (задание 33).
– Выберите рисунки растений, которые можно увидеть цветущими ранней весной. Подпишите их названия.
– Раскрасьте рисунки, если знаете, как выглядит цветок растения.