II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Учитель читает стихотворение:

Вот травы-лекари – душица,

И зверобой, и медуница,

И земляника, и черника,

И брусника с голубикой.

Чистотел, полынь, калина,

Лен, календула, крапива.

Травы где найти такие,

Знают жители лесные.

Вот о чем они для нас

Поведут сейчас рассказ.

– Сегодня на уроке мы закрепим знания о целебных свойствах лечебных растений и узнаем, как правильно их собирать.

II. Открытие нового знания.

1. Работа по учебнику (с. 61).

– Рассмотрите серию картинок на с. 61.

– В какую погоду надо собирать лекарственные растения? (В солнечную погоду.)

– Можно ли срывать все растения?

– Нужно ли мыть руки после сбора растений?

– Прочитайте советы по сбору лекарственных растений, которые дают Маша и Миша, и сравните их со своими ответами.

2. Фронтальная работа.

Учащиеся составляют правила и рисуют экологические знаки.

Правило первое: что собирать.

Следует точно научиться отличать растения, подлежащие сбору, от сходных видов. Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других – листья, у третьих – стебли, у четвертых – корни. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать.

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определенные месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и сентябре, одуванчики – в мае и сентябре, мать-и-мачеху – лишь в мае, шиповник – в сентябре и т. п. Кроме этого, нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать.

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножами, ножницами, мешками), договоритесь с аптекой, чтобы она обязательно приняласобранные растения. Все участники должны вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвертое: где собирать.

Каждое растение имеет определенные места произрастания, которые надо знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например откосов у шоссейных дорог, потому что в цветах и листьях растений накапливаются вредные вещества – продукты выхлопных газов автомобилей. Нельзя также собирать лекарственные растения в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных ему нет, рвать его нельзя. Нельзясобирать и в тех местах, где лекарственных растений очень мало.

Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколькокрепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зряне рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять. Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хороши для подсушивания дачные чердаки.

При сушке кладите растения по отдельности, между собой они не должны быть перепутаны. Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь. Тогда все пойдет в дело, ничто не пропадет.

II. Открытие нового знания. I. Сообщение темы урока - student2.ru

Если я сорву цветок, И деревья, и кусты…

Если ты сорвешь цветок, И не будет красоты.

Если все: и я, и ты – И не будет доброты.

Если мы сорвем цветы, Если только я и ты –

То окажутся пусты Если мы сорвем цветы…

Т. Собакин

3. Викторина «Зеленая аптека под ногами».

Учитель читает описание лекарственного растения, учащиеся называют его и рассказывают о его применении.

Описание 1.

Этои сорняк, и лекарственное растение одновременно. Его русское название происходит от древнерусского слова «коприна» – шелк. Из его стеблей получали волокно для выработки тканей. Даже в сказках об этом говорится. Вспомните сказку Андерсена «Дикие лебеди». Это растение может прекрасно останавливать кровотечение, насытить ваш организм витаминами. Вот почему весной, когда витаминов мало, из него можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. (Крапива.)

Описание 2.

Эта ягода – одна из любимейших ягод в России, называют ее виноградом Севера. И действительно, по пищевым и лечебным качествам она не уступает солнечной ягоде. Растет в зоне хвойных лесов. Собирают ягоды два раза в год – осенью и весной. (Клюква.)

Описание 3.

Это красивое лиственное дерево с темной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева – старинное народное средство, применяемое при простуде. (Липа.)

Описание 4.

Это растение используют в медицине как отхаркивающее средство при кашле. Кто бывал на торфяных болотах в жаркий летний день, наверняка помнит сильный одурманивающий запах. Источник – листья этого растения. Название его произошло от старинного слова «багулить» – отравлять. (Багульник.)

Описание 5.

В былые времена на Руси это растение считалось «травой от девяноста девяти болезней». Специальным царским указом растение везли из Сибири в Москву. Однако, как оказалось, зря. Этой травы много и в лесах Европейской части России. Народная молва наделила траву «страшной» силой – дескать, косит она всякое зверье направо и налево. Отсюда и название травы. Что это за трава? (Зверобой.)

Описание 6.

В былые времена это растение называли солдатской травой. И действительно: оно смелое, выносливое, не боится ни жары, ни морозов, ни плохих почв. Оно останавливает кровь и заживляет раны. Согласно легенде, Ахилл – герой Троянской войны – излечил этой травой от ран своего друга Патрокла. Поэтому растение получило название «Ахиллесова трава». А как эту траву называет русский народ? (Тысячелистник.)

Наши рекомендации