Выбор диагностического и ремонтного оборудования для АТП и СТОА
Выбор и определение необходимого числа диагностического и ремонтного оборудования для АТП различного типа и мощности
Технологическое оборудование, как одна из основных частей материально-технологической базы ТО и TP, существенно влияет на трудоемкость, качество и стоимость работ, эффективность всего процесса поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии, а также на производительность работы и эффективность эксплуатации автомобилей.
Неправильный выбор оборудования приводит к: значительному экономическому ущербу; потери энергии, материалов, а иногда к авариям и простоям рабочих постов участков. Увеличение числа единиц оборудования и возрастание сложности оборудования при его неправильном выборе приводит к неоправданному возрастанию численности обслуживающего персонала, увеличению материальных и финансовых затрат. Поэтому выбор оборудования является важнейшим этапом разработки и реализации мероприятий по механизации ТО и TP на каждом АТП.
Перечень и характеристики выбираемого оборудования, число одноименных образцов определяются требованиями, вытекающими из намеченных целей, масштабов и содержания мероприятий по механизации, в большой степени зависят от мощности АТП и имеющегося оборудования.
Как показывает опыт, большая эффективность механизации достигается в случае, если применение нового оборудования разумно сочетается с наиболее эффективными элементами действующей технологии работ и использованием имеющихся на АТП образцов оборудования.
АТП различных типов и мощностей предъявляют разные требования к номенклатуре и количеству одноименных образцов оборудования.
С увеличением мощности АТП возникают условия для более глубокой дифференциации работ и специализации рабочих постов, появляется необходимость перепланировки технологических звеньев производства для существенного повышения пропускной способности зон, участков и производительности труда исполнителей.
В этих условиях оказывается недостаточно правильным решение вопросов механизации только за счет соответствующего числа одноименного оборудования. Требуется применение более совершенных, высокопроизводительных образцов оборудования, каждый из которых способен заменить используемые.
Использование высокопроизводительного оборудования не только сокращает потребность в рабочей силе, но и оказывает влияние па организацию и технологию работ на данном рабочем посту, а также нередко и на других смежных или технологически связанных с ним, воздействуя таким образом на потребность в других образцах.
Сказанное свидетельствует о неразрывной связи между организационно-технологическими аспектами производства, техническими возможностями ЛТП различной мощности и оборудованием различной производительности, а также о необходимости комплексного подхода к определению номенклатуры оборудования и необходимого числа одноименных образцов.
Выбор диагностического и ремонтного оборудования для АТП и СТОА
При выборе оборудования учитываются многочисленные технические, экономические, производственные, эксплуатационные требования, их совокупность может быть удовлетворена на каждом АТП различными комплексами оборудования, причем те или иные требования будут выполнятся в различной степени в зависимости от конкретных задач механизации или автоматизации работ. При этом возникает многоальтернативная задача выбора и определения такого набора оборудования, который наилучшим образом обеспечивал бы решение указанных задач.
Для обоснованного или комплексного выбора необходимого оборудования требуется учитывать, например, следующее:
1. техническую характеристику, область применения, возможности каждого образца;
2. конструкцию автомобилей и мест их обслуживания с применением данного образца;
3. приспособленность данного образца к имеющимся на АТП типам и моделям автомобилей;
4. суточную или годовую трудоемкость ТО и TP автомобилей на АТП и ее долю, приходящуюся на работы с использованием образца оборудования;
5. количество, конструкцию, расположение и специализацию постов ТО и TP;
6. организацию и технологию ТО и TP на АТП;
7. экономические показатели ТО и TP и оборудования (стоимость работ, образца, эффективность его применения и др.).
Выбор необходимого оборудования, естественно, предполагает сравнение различных вариантов технического обеспечения работ с учетом разнообразных критериев и факторов, определение наилучшего сочетания многообразных местных производственных условий и возможностей технологического оборудования.
Данные, характеризующие производственные условия АТП, далее названы факторами АТП, а показатели технической характеристики оборудования - факторами оборудования.
Выбор оборудования и определение необходимого числа одноименных его образцов состоит не только в получении или расчете необходимых данных, но и в сопоставлении, взаимной увязке требований производства и возможностей образца.
Хотя, в разряде отдельных случаев факторы оборудования могут играть первостепенную роль (например, при внедрении принципиально новых высокопроизводительных образцов оборудования существенно изменяется технология, а нередко и организация работы ТО и TP), и их нельзя признать ведущими.
Во-первых, потому, что такие случаи не являются типичными и наблюдаются весьма редко, и, во-вторых, потому, что выбор оборудования всегда должен подчинятся требованиям производства. Поэтому, при выборе оборудования и определении необходимого числа одноименных образцов, перевоосновой должны являться условия и требования производства, а следовательно, факторы АТП.
Факторы АТП.
1. «Мощность АТП» включает в себя данные о списочном количестве
автомобилей на АТП, а следовательно, предопределяет суточную (годовую)
программу ТО и TP и, соответственно, их трудоемкости.
Трудоемкости групп работ или операций по видам ТО и TP являются базовыми показателями для определения потребности АТП во многих образцах оборудования - моечно-уборочном, подъемно-осмотровом и др.
2. «Специализация АТП» характеризует главным образом специализацию АТП по составу автомобильного парка и его тип (грузовые, легковые автомобили и автобусы). Он имеет большое значение при смешанном парке, при выборе оборудования, специализированного для одного или двух типов автомобилей.
3. «Конструкция автомобилей», входящих в состав парка АТП, предусматривает необходимость более углубленного рассмотрения и детального учета требований, вытекающих из особенностей устройства и действия отдельных агрегатов, узлов автомобилей и выполнения по ним работ. Эти требования учитываются при выборе узкоспециализированного оборудования, например, установки модели К-465М для проверки рулевых управлений с гидроусилителем, предназначенного для проверки рулевого управления непосредственно на автомобилях.
4. «Число рабочих, постов, зон и участков» включает в себя соответствующие фактические, перспективные или расчетные (для строительства новых объектов АТП) данные. Этот фактор имеет значение при выборе оборудования, необходимого для обустройства и оснащения постов или оборудования индивидуального применения, например, верстаков, комплектов гаечных ключей и др.
5. «Планировка и размеры зон, участков, постов» предполагает характеристику фактических, перспективных или расчетных рабочих данных АТП, влияние которых проявляется, главным образом, при выборе оборудования, предназначенного для использования в различных зонах, на нескольких участках, постах, (например, тележки для транспортировки и демонтажа колес автомобиля, домкратов гаражных и др.).
6. «Энерго-воздухо-водоснабжение» аккумулирует вопросы, характеризующие возможности АТП по обеспечению технологического оборудования видами его привода, охлаждения и др. Фактор имеет значение при выборе одинакового по значению оборудования, но с различными видами его привода, работы охлаждения, например, солидолонагнетатели и др.
7. «Система организации ТО и TP на АТП» объединяет вопросы и требования к оборудованию, вытекающие из особенностей организационно-управленческих решений, осуществляемых на АТП. Фактор имеет значение, в основном, для больших АТП, где приходится чаще решать задачи комплексной механизации и автоматизации процессов ТО и TP, для оборудования, предназначенного поддерживать постоянные, заданные процессы в каком-либо производственном цикле (моечные работы, фиксация и передача диагностической информации и др.).
8. «Технология и содержание работ ТО и ТР» включает в себя вопросы по оборудованию и требованиям к нему, различным технологическим принципам и характеру выполнения отдельных операций или их комплексов, необходимости более дифференцированного подхода к выбору оборудования применительно к действующей на АТП или типовой технологии.
9. «Специализация постов ТО и ТР» охватывает вопросы, относящиеся к характеристике оснащения постов и работ, выполняемых на них. Она предусматривает ряд дополнительных требований к оборудованию: пригодность к использованию в заданных условиях специализации постов, технология работ на нем, распределение работ между исполнителями и др.
10. «Базовые устройства поста ТО и ТР» объединяют требования к выбору оборудования, связанные с различной конструкцией подъемно-осмотровых базовых устройств (осмотровая канава, подъемник, эстакада и др.). Базовыми эти устройства названы потому, что они формируют тип поста, его возможности и условия выполнения работ.
11. «Техника безопасности» включает в себя вопросы обеспечения безопасности работы при выполнении операций ТО и ТР. Этот фактор универсален, так как в равной степени относится и к человеку, и к оборудованию. Он имеет особое значение при выполнении работы одновременно несколькими исполнителями.
Факторы оборудования.
1. «Основное назначение» содержит сведения о выполняемых образцом функциях и его прямом назначении, которые приводятся в названии оборудования, в его технической документации или инструкции по применению.
2. «Область применения» объединяет данные о возможностях использования оборудования не предприятиях автомобильного транспорта (АТП, СТОА и др.) для тех или иных типов автомобилей и др. Учет этого фактора при выборе оборудования по изделиям, выпускаемым заводами объединения «Росавтоспецооборудование», как правило, не вызывает затруднений, так как четко определен в его технической характеристике. Некоторые затруднения возникают при выборе оборудования общетехнического назначения (сварочное оборудование, металлорежущие станки и др.), которое производится заводами различных отраслей.
3. «Специализация» включает в себя данные, характеризующие возможность использования оборудования для выполнения работ по одному или нескольким агрегатам и узлам автомобиля с учетом перечисленных выше факторов.
Вопрос о целесообразности применения тех или иных средств механизации работ в каждом конкретном случае решается индивидуально.
Выбор и определение необходимого числа оборудования целесообразно начинать с базового (подъемники и др.), затем комплектовать оборудование для оснащения постов и, наконец, составлять наборы образцов оборудования личного пользования (приборы, инструменты и др.).