Цели и задачи практики, ее место в учебном процессе
С.Ю. Борхович
С.Б. Колесова
Программы и методические рекомендации
По организации практик студентов
Обучающихся по направлению подготовки
131000 «Нефтегазовое дело»
(квалификация (степень) «бакалавр»)
Ижевск 2016
УДК 622.27 (07)
ББК 33.36 р 30
Б 838
Рекомендовано к изданию Учебно-методическим советом УдГУ.
Рецензенты: доктор технических наук, профессор, академик РАЕН В.И. Кудинов
Борхович С.Ю., Колесова С.Б.
Программы и методические рекомендации по организации практик студентов обущающихся по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело». Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2016. – 68с.
В настоящей работе изложено содержание и виды сквозной практики по принципу выделения главных факторов и возможности использования аналитических решений теоретических занятий в конкретных практических условиях разработки и эксплуатации нефтяных месторождений. Представлены основные формы и методы организации и руководства практикой, приведены формы отчетности по практике.
Программы переработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования направление подготовки 131000 «Нефтегазовое дело»(квалификация (степень) «бакалавр»)
Работа предназначена для преподавателей и студентов высшего нефтегазового профиля.
УДК 622.27 (07)
ББК 33.36 р 30
© С.Ю. Борхович, С.Б. Колесова, 2016
© ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения…………………………………………………………….4
2. Цели и задачи практики, её место в учебном процессе………….................4
3. Организация и руководство практикой ……………………………………..5
4. Содержание программы практики …………………………………………..6
5. Содержание отчетов по практике ………………………………………….12
6. Основные требования и правила оформления отчета по практике………14
7. Программа и график проверки прохождения практик студентами……...23
8. Приложения …………………………………………………………………25
Приложение 1. Форма титульного листа отчета ……………………………..25
Приложение 2. Вопросы к отчету по 1-й учебной практике ………………...26
Приложение 3. Вопросы к отчету по 2-й учебной практике ………………...27
Приложение 4. Вопросы к отчету по 1-й производственной практике для студентов, не работающих на должностях операторов, помощников бурового мастера или помощников мастера по добыче нефти…………………………………………………………………………………28
Приложение 5. Вопросы к отчету по 2-й производственной практике для студентов, не работающих на должностях операторов, помощников бурового мастера или помощников мастера по добыче нефти ………………………............................................................................................29
Приложение 6. Вопросы к отчету по производственной практике для студентов, работающих операторами по добыче нефти ……………………………30
Приложение 7. Вопросы к отчету по производственной практике для студентов, работающих операторами подземного ремонта скважин ………………31
Приложение 8. Вопросы к отчету по производственной практике для студентов, работающих помощниками бурильщиков капитального ремонта скважин……………………………………………………………………………….32
Приложение 9. Вопросы к отчету по производственной практике для студентов, проходящих практику помощниками мастера по добыче нефти ……...34
Приложение 10. Вопросы к отчету по производственной практике для студентов, проходящих практику в качестве помощников бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения на нефть и газ…………………….35
Приложение 11. Примерный перечень основных вопросов к отчету по преддипломной практике студентов специальности 130503 (090600) в зависимости от темы дипломного проекта………………………………………………36
Приложение 12. Форма дневника учебной практики………………………...42
Приложение 13. Форма дневника производственной практики……………..45
Приложения 14 – 23. Таблицы для отчета по преддипломной практике …...59
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Практика студентов образовательных учреждений высшего образования является составной частью основной образовательной программы.
Практическая подготовка способствует развитию у студентов умений и навыков, регламентированных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (квалификация (степень) «бакалавр»), и проводится по программе, охватывающей все виды практик.
Между отдельными видами практик должна соблюдаться определенная преемственность, это достигается соответствующим построением программ практик и последовательным закреплением теоретических знаний в процессе прохождения практики.
Продолжительность всех видов практики, сроки их проведения устанавливаются Рабочим учебным планом по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело».
С помощью непрерывной практической подготовки достигается основная цель практик – закрепление и расширение полученных в университете теоретических знаний посредством поэтапного изучения работы предприятий (организаций), овладения передовыми методами труда и управления, профессиональными навыками, приобретения опыта организаторской работы в производственном коллективе.
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению подготовки 21.03.01 «Нефтегазовое дело» (квалификация (степень) «бакалавр»), в соответствии с профилем подготовки: «Эксплуатация и обслуживание объектов добычи нефти».
В связи с постоянными изменениями организационно-правовых форм предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, кафедра может вносить на рассмотрение методического совета Института нефти и газа имени М.С. Гуцериева изменения и дополнения к программам практик, отражающие реальные условия функционирования предприятий нефтегазового комплекса.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Основной целью сквозной практики студентов является приобретение навыков практической работы на производстве по выбранной специальности и закрепление знаний, полученных в процессе обучения в вузе.
Задачи практики включают получение и освоение одной из рабочих профессий по выбранной специальности; получение навыков практической работы в качестве стажера мастера и инженера; изучение технологии и организации работ, выполняемых при разработке нефтяных залежей, скважинной добыче нефти, сборе и подготовке продукции; получение навыков решения практических задач, связанных с регулированием и контролем режимов работы отдельных скважин и залежи в целом; приобретение навыков организации и управления производственными процессами в нефтегазодобывающих организациях. Практики в учебном процессе подразделяются на два вида: учебные, производственные.
Цель учебной (по получению первичных профессиональных умений и навыков) практики – ознакомление с организацией нефтегазового производства, задачами, функционированием и технологическим оснащением основных звеньев этого производства.
Цель учебной (промысловой) практики – ознакомление с организационной структурой производственного объекта по профилю специальности, его техническим оснащением, спецификой выполняемых работ, технологическими процессами, входящими в производственный цикл.
Цель производственной практики (пополучению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) – изучение инструкций по профессиям и видам работ конкретного производства, технических характеристик оборудования и обязанностей персонала по его эксплуатации и техническому обслуживанию, технологической документации по выполняемым видам работ.
Цель производственной (технологической) практики – освоение практических навыков обслуживания и технической документации используемого оборудования, безопасных приемов выполнения технологических операций, порядка приема и сдачи смены (вахты) и документального их оформления.
Цель производственной (преддипломной) практики – подготовить студента к решению организационно-технологических задач на производстве и к выполнению выпускной квалификационной работы.
Задачи производственной (преддипломной) практики:
– осуществление сбора необходимой исходной информации для выполнения дипломной работы;
– проведение исследований по выбранной теме и разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию производственного процесса добычи нефти.
- изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;
- ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых на предприятии или в организации по месту прохождения практики;
- изучение особенностей строения, состояния, ведения конкретных технологических процессов;
- освоение приемов, методов и способов выявления, наблюдения, измерения и контроля параметров производственных технологических и других процессов;
- принятие участия в конкретном производственном процессе или исследованиях;
- усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований;
- приобретение практических навыков в будущей профессиональной деятельности или в отдельных ее разделах.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Область профессиональной деятельности:
- освоение месторождений;
- транспорт и хранение углеводородов.
Объекты профессиональной деятельности:
- техника и технологии добычи нефти, сбора и подготовки скважинной продукции;
- техника и технологии промыслового контроля и регулирования извлечения углеводородов;
- оборудование для добычи нефти и газа, сбора и подготовки скважинной продукции;
- техническая, технологическая и нормативная документация.
Виды профессиональной деятельности:
- производственно-технологическая;
- организационно-управленческая;
- проектная деятельность.
Задачи профессиональной деятельности:
- осуществлять технологические процессы добычи нефти, сбора и подготовки скважинной продукции;
- эксплуатировать и обслуживать технологическое оборудование, используемое при добыче нефти, сборе и подготовке скважинной продукции;
- осуществлять промысловый контроль и регулирование извлечение углеводородов;
- выполнять технические работы в соответствии с технологическими регламентами разработки и освоения нефтяных месторождений, транспорта и хранения углеводородов;
- выполнять работы по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих;
- оформлять техническую и технологическую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования.