Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Казанский государственный аграрный университет

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Программа, методические указания и контрольные задания

студентам заочного обучения по специальностям

080502«Экономика и менеджмент» и

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Казань 2010 г.

УДК-63:658.382.3

ББК-У248

Составители: Якимов Ю.В., Антонов В.В.

Рецензенты: доцент кафедры « Промышленная

безопасность»КГТУ Зиннатуллина Г.Н.

доцент кафедры

«Статистики и менеджмента» Гатина Ф.Ф.

Методическое пособие утверждено и рекомендовано к печати на кафедре «Безопасность жизнедеятельности» Казанского ГАУ.

Протокол №3 от 25 ноября 2010 г.

Методические указания обсуждены и рекомендованы к печати методической комиссией Института «Механизация и технического сервиса» Казанского ГАУ.

Протокол №5 от 15 декабря 2010 г.

Методическое пособие по изучению курса «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов заочной формы обучения по специальностям «Экономика и менеджмент», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» в сельскохозяйственном производстве.

Пособие содержит рабочую программу курса, вопросы и задачи для контрольной работы, методические указания по решению задач контрольной работы, а также справочный материал, используемый при их решении.

Пособие может быть использовано студентами дневной формы обучения при самостоятельной работе.

УДК-63.658.382.3

ББК-У248

© Казанский государственный аграрный университет, 2010 г.

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Цель данного курса - получение студентами основ знаний в области безопасности жизнедеятельности в процессе трудовой деятельности, необходимых для практической работы специалиста, а также теоретическая подготовка студентов по вопросам создания здоровых и безопасных условий труда в сельскохозяйственном производстве путем рационального планирования и финансирования мероприятий по охране труда и претворения их в жизнь, т.е. профилактики на этой основе травматизма и заболеваемости.

Задача курса - формирование у студентов экономистов способностей реализовать решения правительств РФ и РТ, направленные на повышение эффективности мероприятий по улучшению условий труда и повышение эффективности производства, а также овладеть методами анализа травматизма и профессиональной заболеваемости. Обучаемые должны: овладеть знаниями, необходимыми для: разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий производственных факторов; проектирования и эксплуатации техники, технологических процессов и объектов экономики в соответствии с требованиями безопасности и экологичности: обеспечения устойчивости функционирования; объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях, и принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, а также для принятия мер по ликвидации их последствий.

Для изучения данной дисциплины необходимо предварительное усвоение вопросов общеобразовательных (Высшая математика, Физика, Химия, электротехника, гидравлика, теоретическая механика, термодинамика), а также социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин. Методические указания составлены в соответствии с типовой учебной программой курса «Безопасность жизнедеятельности» Министерства образования Российской Федерации, изданной в соответствии с Государственными общеобразовательными стандартами высшего профессионального образования в 2000м году и типовой учебной программой курса «Охрана труда» для сельскохозяйственных высших учебных заведений по специальности «Экономика и организация сельского хозяйства» и «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве», утвержденной Главным управлением Высшего и среднего сельскохозяйственного образования МСХ 3.04.1984г.

Изучать материал курса следует в последовательности, указанной в данных методических указаниях по мере усвоения всех тем курса.

Контроль по каждой теме можно осуществлять путем устных ответов на вопросы данной темы. Эти вопросы включены также и в контрольные задания, которые студент - заочник выполняет в межсессионный период.

Контрольная работа высылается в университет на рецензию. Положительный результат является необходимым условием допуска студента к экзамену или зачету.

В период экзаменационной сессии студенты слушают лекции, выполняют и сдают лабораторные работы, после чего сдают экзамен (зачет). Экзамен принимается при условии предоставления студентом зачтенной контрольной работы.

В объем материала, необходимого для изучения курса входят: настоящая программа, методические указания и контрольные задания, рекомендованная учебная литература, инструктивные материалы Российских и республиканских организаций, ведомств по охране труда, система стандартов безопасности труда (ССБТ).

Рекомендуемая литература приводится в конце программы курса.

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности на производстве» студент должен усвоить: теоретические основы безопасности жизнедеятельности, правовые, нормативно - технические и организационные основы безопасности, основы физиологии человека и рациональные условия деятельности, последствия воздействия на человека опасных и вредных производственных факторов, средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических систем и технологических процессов, методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки мероприятий по ликвидации их последствий.

Полученные знания студенты должны применять при выполнении курсовых работ и проектов и выпускной квалификационной (дипломной) работы в разделе «Охрана труда (БЖП)» и в дальнейшей практической деятельности для обеспечения безопасных и здоровых условий труда работников предприятий, учреждений и организаций.

Содержание разделов курса

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности, основные понятия, термины, определения

Характерные системы «человек-среда обитания». Производственная, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Основы оптимального взаимодействия.

Аксиома «о потенциальном негативном воздействии в системе» «человек-среда обитания». Негативные воздействия естественного антропогенного и техногенного происхождения. Принцип воздействия негативных факторов на человека и природную среду. Критерии оценки негативного воздействия: численность травмированных и погибших, материальный ущерб, сокращение продолжительности жизни, их значимость.

Соответствие условий жизнедеятельности физиологическим, физическим и психическим возможностям человека – основа оптимизации параметров среды обитания. Критерии оценки дискомфорта.

Нарушение устойчивого развития экосистем, неконтролируемый выход энергии, ошибочные и несанкционированные действия человека, стихийное явление - причины возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.

Этапы формирования и решения проблемы оптимального воздействия человека со средой обитания. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Возможности и обязанности специалистов в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. Научные основы и.перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Всемирная программа действий «Повестка на 21й век».

Наши рекомендации