Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет»

УТВЕРЖДАЮ

декан филологического факультета

Н.А. Кузнецова

_______________________

«___»_____________2008 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине ЛОГИКА

для специальности ФИЛОЛОГИЯ, ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ, СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

факультет Филологический

кафедра теории коммуникации, риторики и русского языка

курс 2

семестр 3

лекции 18 часов экзамен не предполагается

практические (семинарские)

занятия 16 часов зачет в третьем семестре

лабораторные занятия 0 часов

всего часов 34 самостоятельная работа 34 часов

Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС 68 часов

2007 г.

Рабочая программа составлена на основании

______

Индекс__________________________________

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории коммуникации, риторики и русского языка протокол № 2 «___»______________2007 г.

Составитель канд.филол.наук, ст.преп. Е.А. Кузнецова

заведующий кафедрой______________________

Одобрено советом (методической комиссией) филологического факультета

«___»____________200__ г.

Председатель комиссии_____________________

(ф.и.о., подпись)

Введение (пояснительная записка)

Данный курс «Логика» предназначается для студентов филологического факультета, обучающихся по специальностям «Филология», «Зарубежная филология», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

Предполагается проведение 9 лекционных занятий (18 часов), 7 практических занятий (14 часов) и одного семинарского занятия (2 часа).

Предполагается проведение двух контрольных работ: промежуточной и итоговой.

Работа студента включает также: подготовку домашних работ, изучение терминологического минимума, включающего основные понятия логики.

Завершается курс «Логика» сдачей зачета (3 семестр). Зачет выставляется при следующих условиях:

· посещение студентом всех лекционных, семинарских и практических занятий;

· своевременное удовлетворительное написание контрольных работ;

· удовлетворительное знание основных понятий логики.

РАЗДЕЛ 1.

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Логика является философской дисциплиной, исследующей человеческое мышление: законы, которым оно подчиняется и формы, в которых оно протекает. Особенностью данного курса является то, что логика рассматривается в связи с лингвистикой, в рамках проблемы соотношения языка и мышления. Этот аспект является наиболее значимым в преподавании логики на филологическом факультете, поскольку язык, являясь объектом изучения филолога, является так же и средством мышления, оформления и выражения мысли.

Цели преподавания дисциплины: познакомить студентов с историей науки и основными ее направлениями, основными законами мышления (закон тождества, закон достаточного основания, закон непротиворечия, закон исключенного третьего) и формами его существования (понятие, суждение, умозаключение и их виды), с основными логическими операциями и правилами (деление, обобщение, ограничение, определение, классификация понятий; установление истинности простых и сложных суждений; правила построения силлогизма, выявление степени вероятности индуктивного умозаключения, построение хорошей аналогии). Показать, что соблюдение правил логики является залогом правильного рационального мышления. Выработать навыки критического мышления: умение находить и исправлять ошибки в построении суждения, умозаключения, определении понятия, связанные с нарушением законов и правил логики.

Филолог специалист должен уметь непротиворечиво выражать свои мысли, избегать логических ошибок в своей речи и уметь выделять и исправлять их в речи других. Филолог должен уметь проводить научное исследование, используя общенаучные методы, рассуждать в соответствии с правилами рационального мышления.

Задачи изучения логики. Студент должен:

  • иметь представление: о истории формирования логики как науки, ее объекте и предмете исследования; о современных научных направлениях в логике (математическая логика, диалектическая логика, теория аргументации);
  • знать законы, логические операции и правила их проведения;
  • знать формы мышления, их виды;
  • обладать навыками нахождения и исправления в речи (тексте) различных видов логических ошибок;
  • уметь вести непротиворечивое, логически верное рассуждение о предмете;

Воспитательной задачей изучения логики студентами-филологами является повышение культуры мышления.

Для изучения логики студентам необходимы знания о языковых уровнях, о структуре лексического значения слова, предложения и высказывания.

РАЗДЕЛ 2

Содержание дисциплины

Тематический план лекционных занятий

  1. Логика как наука. История развития логики (2 часа)

Объект и предмет логики. Справочно-академический и исторический методы определения логики. Формальная и диалектическая логика. Традиционная, классическая и неклассическая логика.

Предпосылки формирования логики (Аристотель). Средневековая логика. Логика в эпоху Возрождения. Логика в XII-XIII вв. (Ф. Бекон, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц). Логика в XIX – XX вв. (Ч. Пирс, Г. Фреге, Б. Рассел). Логика и теория аргументации.

  1. Мышление, его формы и законы (2 часа)

Мышление как предмет изучения логики. Мышление и познание. Этапы познания: чувственное познание (ощущение, восприятие, представление), абстрактное мышление и его особенности. Мышление и язык. Законы мышления: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Наши рекомендации