Требования к индивидуальному заданию
Программа технологической практики
для студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика»
(профиль подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»)
Цель практики
Основная цель технологической практики - приобретение студентами бакалавриата, обучающимися по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» (профиль подготовки «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит»), умений и навыков практической и организационной работы по обоснованию предложений повышения эффективности производства на основе изучения применяемых технологий и формирования для них пакета необходимой документации в условиях реального производства, проведение научных исследований.
Задачи практики
Исходя из цели практики определяются ее задачи:
- приобретение умений и навыков повышения эффективности производства на основе знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, изучения существующих технологий производства;
- овладение инновационными профессионально-практическими умениями, производственными навыками и современными методами организации выполнения работ;
- овладение основами профессии в операционной сфере: ознакомление и усвоение методологии и технологии решения профессиональных задач (проблем);
- ознакомление с инновационной, в том числе маркетинговой и менеджерской деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
- овладение умениями и навыками профессиональной деятельности: технологической, технической, экономической, социальной, правовой.
Методические указания по выполнению программы практики
Общее задание студентам на период прохождения технологической практики
В процессе работы в организациях АПК в должности или в качестве практиканта студент обязан получить практические навыки в области технологии производства продукции. Для этого он должен, по возможности, принять непосредственное участие в деятельности организации в качестве специалиста экономического профиля, а также во всех организационных мероприятиях (собраниях, балансовых комиссиях, совещаниях и т.п.).
В ходе прохождения производственной практики студент должен собрать и проанализировать информационно-документальный материал (в динамике за последние 3 календарных года) с целью изучения различных сторон деятельности организации.
Общее задание на практику предполагает внимательное изучение практикантом тех сторон деятельности исследуемого объекта, которые имеют отношения к следующим тематическим блокам:
1. Общие сведения о предприятии:
полное и краткое наименование, юридический и фактический адрес (месторасположение центрального офиса) организации; цели, задачи и краткая история ее создания;
географическое положение, расстояние до крупных населенных пунктов, промышленных центров, транспортных узлов;
общая земельная площадь, рельеф, почвенно-климатические условия; транспортное сообщение, состояние и протяженность автомобильных дорог, расстояние до рынков сбыта и т.п. (для сельскохозяйственной организации).
2. Организационно-правовые основы деятельности предприятия:
а) организационно-правовая форма исследуемого предприятия (производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное или муниципальное унитарное предприятие и т. п.);
содержание основных учредительных документов организации (устав, учредительный договор и др.);
порядок и особенности создания, формирования капитала, членства в кооперативе (обществе, товариществе и т.д.);
права, обязанности и ответственность участников;
порядок распределения доходов (прибыли);
порядок вступления, выхода из предприятия, передачи своей доли (пая, вклада) другим лицам и др.;
соответствие выбранной организационно-правовой формы требованиям законодательства и производственно-экономическим условиям деятельности организации;
договорная практика предприятия; договоры предприятия (двусторонние и многосторонние), условия и сроки их реализации;
споры и разногласия, возникающие между сторонами в рамках договорных отношений, практика их разрешения (при прохождении практики в коммерческой организации).
3. Организационная структура предприятия:
предприятие как комплексное (системное) образование;
структурные подразделения предприятия, существующие между ними связи и характер взаимодействия.
4. Организация управления на предприятии:
порядок формирования и функционирования органов управления (общего собрания, наблюдательного совета, правления и др.);
состав и структура органов управления, их компетенция, порядок созыва и работы и др.;
порядок принятия и содержание управленческих решений на уровне предприятия (некоммерческой организации) и его (ее) структурных подразделений;
оперативность принятия управленческих решений;
порядок оформления принимаемых управленческих решений;
организация управленческого труда.
5. Трудовые отношения в организации:
правовое регулирование трудовых отношений в организации (прием на работу, перевод на другую должность и увольнение, правила внутреннего трудового распорядка, привлечение к дисциплинарной или к материальной ответственности, трудовые споры и конфликты, их причины);
порядок установления и регулирования в организации режимов труда и отдыха;
состояние дел на предприятии (в некоммерческой организации) по соблюдению законодательства об охране труда;
вопросы материального стимулирования труда (размер, формы и системы оплаты труда, виды дополнительной оплаты труда и премий, порядок их выплаты, участие наемных работников в распределении прибыли и др.);
состав руководителей, специалистов и рабочих массовых профессий по образованию, полу и возрасту (стажу работы);
повышение квалификации и переподготовка работников: проблемы, сложившиеся формы и механизмы их решения, источники финансирования.
6. Состояние экономики (сфер деятельности) и финансов предприятия:
а) наличие, состав и качественная характеристика земельных, материальных, трудовых, финансовых, инновационных ресурсов предприятия;
специализация предприятия, внутренние и внешние факторы, определяющие выбор производственного направления (специализации);
отрасли предприятия и используемые в них технологии производства;
технологические карты по основным отраслям предприятия;
документация сопровождения, используемая в технологиях основных отраслей производства;
организация производства и материально-технического обеспечения предприятия;
участие предприятия в кооперативных структурах (в сфере производства, переработки, обслуживания и др.);
спрос и предложение на производимые предприятием товары (продукцию, работы, услуги);
объемы производства и реализации продукции (услуг), ее состав и качество; проблемы управления производственными и сбытовыми издержками;
характеристика различных каналов реализации продукции предприятия;
характеристика ценовой политики предприятия;
процесс товародвижения (состояние складского хозяйства, возможности товарной доработки и переработки, транспортировки продукции);
организация торговли, опыт работы собственной торговой сети или перспективы ее создания; возможности и эффективность использования рекламы; методы стимулирования реализации продукции предприятия (использование скидок, закупки продукции на местах производства и др.);
распределение прав и обязанностей в системе управления маркетингом;
эффективность производства, реализации продукции (услуг) и использования ресурсного потенциала предприятия;
финансовая устойчивость предприятия;
взаимоотношения предприятия с бюджетом: виды налогов и порядок их уплаты в бюджет, имеющиеся налоговые льготы; субсидии и дотации, получаемые из бюджета;
взаимоотношения предприятия с внебюджетными фондами: размер вносимых взносов и порядок их уплаты;
взаимоотношения предприятия с банками и другими кредитными учреждениями; виды и размер получаемых кредитов, порядок их получения и использования, штрафные санкции и т.д.;
порядок деятельности предприятия на рынке ценных бумаг (виды и типы ценных бумаг, выпускаемых и приобретаемых предприятием, размещение ценных бумаг на первичном рынке, дивиденды и проценты, выплачиваемые предприятием по размещенным ценным бумагам, доходы, получаемые предприятием по приобретенным ценным бумагам, взаимоотношения организации с брокерскими конторами и фондовыми биржами и др.);
реализуемые и перспективные инновационные (инвестиционные) проекты предприятия, механизмы управления ими;
эффективность принимаемых управленческих решений на уровне предприятия.
7. Планирование производства (деятельности) на предприятии:
а) планы предприятия (текущие, годовые, перспективные; оперативные, тактические, стратегические): порядок разработки, доведения до отдельных подразделений, контроль выполнения и др.;
состояние бизнес-планирования инвестиционных проектов на предприятии (при прохождении практики в коммерческой организации);
б) особенности планирования деятельности некоммерческой организации (при прохождении практики в некоммерческой организации).
8. Организация управленческого учета и делопроизводства на предприятии:
наличие и функционирование упорядоченной системы выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления информации, важной для принятия управленческих решений по деятельности предприятия (учреждения);
организация делопроизводства: прием и регистрация поступающей корреспонденции, оформление исходящей информации и др.;
использование программных продуктов в целях автоматизации управленческого учета и делопроизводства на предприятии (в учреждении).
Требования к индивидуальному заданию
Перед отъездом на практику студент обязан получить индивидуальное задание по теме ВКР. Основные положения результатов выполнения индивидуального задания должны найти отражение в отчете о практике.
План прохождения практики должен быть согласован с руководством выпускающей кафедры (кафедра «Бухгалтерский учёт и финансы») и научным руководителем студента, а также руководителем практики от соответствующей организации (предприятия, учреждения).
Содержание индивидуальной части практики определяется программой, разрабатываемой совместно научным руководителем и студентом. В индивидуальном задании указываются:
- научная проблема и задачи исследования;
- названия основных разделов;
- система показателей, которые используются при проведении исследования (ряды динамики, группировки, индексы и т.д.);
- методы сбораданных и анализа изучаемых процессов.
На изложение результатов выполнения индивидуального задания должно быть предусмотрено не менее одной трети объема итогового отчета о практике.