Конструирование изделий из картона
Практическая работа
Учащиеся знакомятся с различными вариантами расположения листьев фона, выбирают один из них, подготавливают основу, отбирают необходимые растения, составляют букет и закрепляют его на основе (прокалывают основу толстой иглой или шилом и привязывают букетик ниткой или тонкой проволокой).
В учебном пособии проиллюстрирована последовательность изготовления панно из засушенных растений. Данную последовательность использую в качестве инструкционной карты.
Подведение итогов. Организация выставки.
2.3. Аранжировка растений
Цель урока: познакомить с искусством аранжировки растений, видами природного материала, пригодного для аранжировки, понятиями "односторонняя и многосторонняя композиция", "пропорции"; научить создавать простейшие композиции из засушенных растений.
Методический комментарий. Учитель знакомит учащихся с искусством аранжировки растений и демонстрирует готовые работы. При отсутствии работ можно воспользоваться фотографиями большого формата или иллюстрациями из учебного пособия (рис. 11).
Учитель сообщает ребятам, что в школе будет проводиться конкурс
на лучший осенний букет и предлагает принять в нем участие. При этом учитель подчеркивает, что для того, чтобы составить красивый букет, надо знать некоторые правила.
Затем реализуется задача ознакомления учащихся с принципами аранжировки растений, которые используются в процессе составления декоративной композиции. На этом уроке ребята знакомятся с такими понятиями, как "односторонняя и многосторонняя композиция", "пропорции" (соотношение величины вазы и размера растений).
Объяснение любого композиционного правила необходимо сопровождать демонстрацией работ, наиболее четко отображающих это правило. Можно использовать не только композиции, выполненные из растительного материала, но и рисунки, фотографии произведений декоративно-прикладного искусства.
При разъяснении особенностей многосторонней и односторонней композиции необходимо использовать простые, доступные для учащихся слова" и примеры. Так, многостороннюю композицию можно охарактеризовать следующим образом: эта композиция выглядит красиво, если на нее смотреть с любой стороны, ее можно поставить в центре стола и комнаты. В отличие от нее односторонняя композиция красива только с одной стороны, со второй видны одни стебли, ее нельзя поставить в центре стола, а только возле стены.
Учащимся довольно трудно понять правило "золотого сечения", поэтому знакомство с пропорциями необходимо построить на основе анализа готовых композиций, в процессе которого дети выявляют, что высота растений всегда больше высоты вазы. Подводя итоги, надо уточнить, что растения не просто больше вазы, а превосходят ее по высоте, именно в полтора-два раза. Если ваза широкая и низкая, то растения должны быть в полтора-два раза больше ширины вазы.
В учебном пособии учащимся предлагаются для сравнения рисунки пропорциональной и непропорциональной композиции.
В ходе практической работы ученики создают простые композиции из природного материала. Дети впервые выполняют такую работу, поэтому последовательность составления композиции из засушенных растений необходимо сообщить им в готовом виде.
Алгоритм создания композиции из сухих растений.
Составить образ букета
1. Подобрать основу и природный материал.
3. Закрепить на основе держатель для растений (плас-
тилин).
4. Укрепить растения в держателе.
5. Оценить получившуюся композицию.
Последовательность изготовления композиции из засушенных растений проиллюстрирована в учебном пособии. Ее можно использовать в качестве инструкционной карты.
Основное внимание в ходе вводного инструктажа уделяется технологии установки растений в держателе.
Прежде чем укрепить растение в держателе, надо приложить его к основе, определить необходимую длину растения, обрезать лишнее.
Последовательность заполнения держателя растениями.
1. Самые длинные растения укрепить в центре держателя.
2. Менее высокие ветки и цветы установить вокруг высоких. (Очень часто их укрепляют не вертикально, а немножко наклонив.)
3. Низкие растения у самой основы установить в последнюю очередь.
Учащиеся отбирают необходимые растения, составляют композицию и укрепляют цветы и ветки на основе. В качестве основы можно использовать любые маленькие емкости: пустые флаконы от шампуня, баночки от йогурта, крема).
Учитель осуществляет текущее инструктирование (контролирует работу учащихся, дает дополнительные разъяснения по выполнению трудовых приемов, обращает внимание детей на возможные ошибки и способы их предупреждения). Если в процессе работы возникает много одинаковых ошибок, то учитель приостанавливает работу всего класса и обращает внимание учащихся на правильное выполнение данной операции, указывает возможные способы предотвращения ошибок. При выявлении ошибок у двух-трех учеников с ними проводится индивидуальный инструктаж.
Наиболее типичные ошибки, которые допускают учащиеся 3-го класса при создании композиции из сухих растений:
1. Ломаются растения. Это происходит из-за хрупкости сухих растений и неаккуратного обращения с ними. Для предупреждения подобной ошибки надо обратить внимание учащихся на то, что сухие растения очень ломкие и с ними необходимо обращаться аккуратно. Особенно нежные и тонкие растения следует связывать в небольшие пучки при помощи проволоки, оставляя проволочную ножку. Вкалывать в держатель надо не стебли, а ножку, сделанную из проволоки.
2. Композиция неустойчива, падает. Эта ошибка появляется в том случае, если композиция перегружена растениями с одной стороны или использованы слишком крупные, тяжелые ветки. Чтобы не допустить такой ошибки, надо предостеречь учащихся от использования тяжелых веток, а также больших цветов на высоких стеблях.
3. В композиции виден держатель из пластилина. Такой недостаток возникает вследствие использования большого количества пластилина. Для предупреждения этой ошибки следует напомнить учащимся, что необходимо брать небольшой кусок пластилина и маскировать его в процессе работы.
2.4. Моделирование из полосок бумаги
Цель урока: учить анализировать конструкции изделий из полосок бумаги; совершенствовать навык разметки полосок с помощью линейки; формировать умение изготавливать изделия сложной формы из полосок бумаги способом плетения.
Методический комментарий. Учитель напоминает учащимся, что в 1-м и 2-м классах они изготавливали изделия из полосок бумаги, демонстрирует несколько объемных и плоскостных работ, аналогичных тем, которые дети выполняли в предыдущие годы обучения. В ряд демонстрируемых изделий следует включить и новые, выполненные плетением. Учащиеся кратко описывают известную им технологию изготовления поделок из полосок бумаги (нарезать полоски, скрутить или сложить из них фигурки, склеить полоски), отмечают изделия, с технологией
Конструирование изделий из картона
Цель урока:
· Научить делать разметку деталей сложной формы при помощи линейки; познакомить со щелевым соединением и научить его выполнять;
· Совершенствовать навыки резания картона;
· Научить вырезать по внутренним контурам.
Ход урока
1. Организация рабочих мест
2. Вступительная беседа