Понятие стратегической зоны хозяйствования
Тема 4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
4.1. Понятие стратегической зоны хозяйствования (СЗХ).
4.2. Параметры СЗХ и порядок их выделения.
4.3. Жизненные циклы спроса и технологий.
Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.
Понятие стратегической зоны хозяйствования
Многие организации годами работали над проблемой создания соответствующих структур для стратегического планирования.
В 1968 году компания "Дженерал электрик" состояла из децентрализованных производств и обычной штаб-квартиры. Ответственность за соотношение прибылей и убытков сосредоточивалась на уровне отделений, которых насчитывалось около 170. Отделения были сведены в 50 филиалов, составлявших, в свою очередь, 10 групп в соответствии с обычной иерархической схемой.
Последующая реорганизация концентрировалась вокруг внедренного в компании стратегического планирования. Для целей оперативного управления и контроля была сохранена существовавшая структура отделений.
Для решения задач планирования будущего организации было создано 43 стратегических зоны хозяйствования (СЗХ). Они определялись как"... такие направления или группа смежных направлений хозяйственной деятельности с выраженной специализацией, конкурентами, рынком и так далее, что ответственность за это направление как в кратко-, так и в долгосрочном аспектах может быть реально возложена на одного управляющего. Этот управляющий отвечает за стратегию своей СЗХ, но при распределении ресурсов его план уточняется с целью балансирования интересов компании в целом".
СЗХ может представлять собой отделение, филиал или группу, то есть находиться на любом уровне иерархии.
Например, в компании "Дженерал электрик" СЗХ формируются вокруг таких продуктов, как предметы домашнего обихода: телевизоры, звуковоспроизводящая аппаратура, транспортные средства: локомотивы, транзитные вагоны, дизельные двигатели; вспомогательные транспортные средства; аэрокосмическая продукция.
Таким образом, СЗХ организуется для стратегического планирования, вследствие чего происходит наложение еще одной организационной структуры на уже существующую.
Хотя существующая иерархическая структура и сохраняется в целях управленческого контроля, создаются новые рамки для стратегических нововведений, новый организационный подход, позволяющий объединить под руководством одного линейного управляющего все факторы стратегического порядка.
Очевидный успех СЗХ в компании "Дженерал электрик" был превзойден компанией "Вестингауз электрик". На основе концепции СЗХ, разработанной в "Дженерал электрик", 110 отделений корпораций были объединены в 37 базовых СЗХ, каждую из которых возглавил генеральный управляющий. Еще 120 отделений остались на правах центров прибыли, но стратегические плановые решения, которые касаются роста рынка и капиталовложений, сосредоточились на уровне СЗХ. Группировка отделений "Вестингхауз электрик" по рыночным сферам в неявном виде существовала в течение нескольких лет. Заключительным шагом в этом направлении явилось создание СЗХ.
Проанализируйте деятельность своей организации и определите, по каким критериям одна СЗХ отличается от другой. Впишите выбранные критерии.
СЗХ компании «Бугурусланский Хлебокомбинат» можно поделить по следующим критериям:
1. по технологиям производства
2. по спросу
3. различные виды продукции
Приведите примеры действующих и предполагаемых СЗХ своей организации, соответствующих этим критериям.
СЗХ 1 | производство и реализация оптом пищевых концентратов | |
СЗХ 2 | производство и реализация оптом макаронных изделий | |
СЗХ 3 | производство и реализация оптом хлеба | |
СЗХ 4 | производство и реализация оптом сухарных изделий | |
СЗХ 5 | производство и реализация оптом кремовых изделий | |
СЗХ 6 | производство и реализация оптом булочных изделий | |
СЗХ 7 | производство и реализация оптом кондитерских изделий |
4.2. Параметры СЗХ и порядок их выделения
Анализ, выделение и сопоставление разных СЗХ ведется по параметрам перспектив роста, перспектив рентабельности и уровню ожидаемой нестабильности.
Условимся, что временной период, который мы стремимся охватить, составляет 5 лет.
Определите тенденции текущих показателей роста и рентабельности выбранных Вами СЗХ.
СЗХ | |||||||
СЗХ-1 | СЗХ-2 | СЗХ-3 | СЗХ-4 | СЗХ-5 | СЗХ-6 | СЗХ-7 | |
Рост (в процентах) | 7.43 | 5.38 | 10,06 | 8,74 | 7.5 | 8.42 | 11.97 |
Рентабельность (в процентах) | 5,8 | 5,4 | 7,2 | 4,3 | 9,8 | 7,4 | 9,2 |
Показатели объема продаж за последние 4 года
№ СЗХ | ||||
СЗХ 1 | ||||
СЗХ 2 | ||||
СЗХ 3 | ||||
СЗХ 4 | ||||
СЗХ 5 | ||||
СЗХ 6 | ||||
СЗХ 7 |
Рост = (Vпр 1-Vпр0)/Vпр0*100%
(V2010-V2009)/V2009 | (V2011-V2010)/V2010 | (V2012-V2011)/V2011 | Средний темп роста % | |
СЗХ 1 | 10,06 | 2,75 | 9,48 | 7,43 |
СЗХ 2 | 5,72 | 6,69 | 3,72 | 5,38 |
СЗХ 3 | 13,67 | 7,41 | 9,11 | 10,06 |
СЗХ 4 | 6,01 | 5,31 | 6,16 | 5,82 |
СЗХ 5 | 6,06 | 6,7 | 9,99 | 7,59 |
СЗХ 6 | 9,25 | 9,62 | 6,4 | 8,42 |
СЗХ 7 | 6,99 | 16,66 | 12,27 | 11,97 |
Рост:
СЗХ 1 = Темп ростаСЗХ 1= (40545000-36840000)/36840000*100%=10,06% (2009-2010 г.)
Темп роста СЗХ 1= (41661000-40545000)/40545000*100%=2,75% (2010-2011 г.)
Темп роста СЗХ 1=(45612000-41661000)/41661000*100%=9,48% (2011-2012 г.)
Средний рост =10,06+2,75+9,48=7,43%
СЗХ2=
СЗХ 3 =
СЗХ 4 =
СЗХ 5 =
СЗХ 6 =
СЗХ 7 =
Рентабельность
Себест-ть (руб.) | Прибыль (руб.) | Рентабельность (руб.) | Себест-сть (руб.) | Прибыль (руб.) | Рентабельность (руб.) | Средняя Рентаб-ть | |
СЗХ 1 | 5,99 | 5,53 | 5,8 | ||||
СЗХ 2 | 5,26 | 5,62 | 5,4 | ||||
СЗХ 3 | 6,73 | 7,68 | 7,2 | ||||
СЗХ 4 | 4,24 | 4,35 | 4,3 | ||||
СЗХ 5 | 7,59 | 12,01 | 9,8 | ||||
СЗХ 6 | 6.45 | 8,34 | 7,4 | ||||
СЗХ 7 | 8,89 | 9,61 | 9,2 |
Рентабельность = (прибыль / себестоимость) *100%
Рентабельность:
СЗХ 1 = 2357000/39304000*100=5,99 (2012 г)
Г)
(5,99+5,53)/2=5,8 (средняя рентабельность)
СЗХ 2 = 1734500/32983000*100=5,26 (2012 г)
Г)
(5,26+5,62)/2=5,4 (средняя рентабельность)
СЗХ 3 = 3357500/49876000*100= 6,73 (2012 г)
Г)
(6,73+7,68)/2=7,2 (средняя рентабельность)
СЗХ 4 = 122350/2886500*100=4,24 (2012 г)
Г)
(4,24+4,35)/2=4,3 (средняя рентабельность)
СЗХ 5 = 2778500/36568000*100=7,59 (2012 г)
Г)
(7,59+12,01)/2=9,8 (средняя рентабельность)
СЗХ 6 = 1965000/30438000*100=6,45 (2012 г)
Г)
(6,45+8,34)/2=7,4 (средняя рентабельность)
СЗХ 7 = 2841500/31974600*100=8,89 (2012 г)
Г)
(8,89+9,61)/2=9,2 (средняя рентабельность)
По каждой СЗХ и каждому параметру определите факторы успеха (принимая во внимание результаты анализа и оценки внешней и внутренней среды, полученные Вами ранее). Результаты впишите в таблицу.
Таблица 4.2.1
СЗХ | Параметр | Факторы успеха |
СЗХ-1 | Рост | Повышение спроса на муку |
Рентабельность | Низкая себестоимость за счет технологичного производства | |
СЗХ-2 | Рост | Рост потребления макаронных изделий |
Рентабельность | Низкие затраты по доведению продукции до потребления | |
СЗХ-3 | Рост | Широкий ассортимент |
Рентабельность | Высокое качество продукций, низкая себестоимость | |
СЗХ-4 | Рост | Широкий ассортимент |
Рентабельность | Низкая себестоимость | |
СЗХ-5 | Рост | Стабильно высокий спрос |
Рентабельность | Высокое качество и широкий ассортимент продукции | |
СЗХ- 6 | Рост | Стабильно высокий спрос на продукцию |
Рентабельность | Низкая себестоимость | |
СЗХ 7 | Рост | Увеличение потребления населением кондитерских изделий |
рентабельность | Высокое качество продукции |
Используя результаты проведенного ранее анализа внешней среды, оцените будущую нестабильность по каждой СЗХ. Рассчитайте уровень нестабильности, проявляющийся через благоприятные тенденции и через неблагоприятные тенденции в условиях деятельности организации.
Усиление нестабильности среды фирмы | ||||||
Стадии/ Характеристики | 1900 Стабильность | 1930 Реакция на проблемы | 1950 Предвидение | 1970 Исследование | 1990 Творчество | |
Привычность событий | Привычные | В пределах экстраполяции опыта | Неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом | Неожиданные и совершенно новые | ||
Темп изменений | Медленнее, чем реакция фирмы | Сравнимый с реакцией фирмы | Быстрее, чем реакция фирмы | |||
Предсказуемость будущего | По аналогии с прошлым | Путем экстраполяции | Предсказуемы серьезные проблемы и новые возможности | Частичная предсказуемость по слабым сигналам Непредсказуемые изменения | ||
Шкала нестабильности | ||||||
Рис. 3.2. Шкала оценки нестабильности среды
организации по И. Ансоффу [4, с. 46]
Таблица 4.2.2
Условия деятельности фирмы Характеристики | Отсутствие барьеров для расширения доли рынка | Возможность реализации крупных инвестиционных и инновационных проектов | Стабильное развитие экономики | |||||||||||||||||||||
СЗХ | СЗХ | СЗХ | ||||||||||||||||||||||
Привычность событий | ||||||||||||||||||||||||
Темп изменения | ||||||||||||||||||||||||
Предсказуемость | ||||||||||||||||||||||||
Общий балл | ||||||||||||||||||||||||
Средний балл | 2,55 | 2,67 | 2,44 | 2,22 | 2,89 | 2,55 | 2,67 | |||||||||||||||||
Благоприятные тенденции
1) (3+3+3+2+3+2+3+2+2)/9=2,55
2) (2+3+2+4+3+3+4+1+2)/9=2,67
3) (3+2+2+3+2+2+3+2+3)/9=2,44
4) (1+3+1+2+3+3+3+2+2)/9=2,22
5) (3+2+4+2+2+3+4+3+3)/9=2,89
6) (3+3+4+1+2+2+4+1+3)/9=2,55
7) (2+3+4+2+3+2+3+2+3)/9=2,67
Таблица 4.2.3
Неблагоприятные тенденции
Условия деятельности фирмы Характеристики | Рост цен на сырье | Перераспределение рыночных долей в пользу конкурентов | Появление нового более сильного конкурента | ||||||||||||||||||||||||||||||||
СЗХ | СЗХ | СЗХ | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Привычность событий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Темп изменения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предсказуемость | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий балл | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средний балл | 2,33 | 2,78 | 2,44 | 2,33 | 2,55 | 2,78 | 2,33 | ||||||||||||||||||||||||||||
1) (3+3+3+2+3+1+2+3+1)/9=2,33
2) (3+2+3+4+2+2+4+3+2)/9=2,78
3) (4+3+3+2+2+2+3+2+1)/9=2,44
4) (2+2+2+4+3+1+4+2+1)/9=2,33
5) (3+3+4+3+3+1+2+3+1)/9=2,55
6) (4+3+4+3+3+2+2+3+1)/9=2,78
7) (2+2+3+3+3+1+2+3+1)/9=2,33
Результаты расчетов объедините в таблице.
Таблица 4.2.4