Вопрос 1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
План
1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны.
2. Защита коммерческой информации.
3. Информационное обеспечение управления коммерческой деятельностью предприятия.
4. Роль товарных знаков в коммерческой работе.
5. Использование и уступка товарного знака.
Литература:
1. О коммерческой тайне. Федер. закон РФ № 98-ФЗ от 29.07. 2004 г.
2. О средствах массовой информации. Федер. закон РФ от 27.12.1991 г.
3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации. Федеральный закон РФ № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.
4. Об участии в международном информационном обмене. Федеральный закон РФ № 85-ФЗ от 4.07.1996 г.
5. Уголовный кодекс РФ.
6. Гражданский кодекс РФ, ч. 4. Интеллектуальная собственность.
7. Кодекс об административных правонарушениях РФ.
8. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов. – 9-е изд., перераб. и доп. / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. – М.: ИТК «Дашков и Кº», 2008. – 696 с.
9. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб. / Ф.Г. Панкратов. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и Кº», 2008. – 500 с.
10. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учеб. / Ф.П. Половцева. – 3-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 248 с.
Вопрос 1. Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны
В развитии бизнеса значительную роль играет его инфраструктypa, в том числе информационная. Предпринимателю для успешного ведения дел в настоящее время желательно понять важность информации и информационно-интеллектуальных систем, так как неотъемлемой чертой современного общества является его информатизация.
►Благодаря современным информационным технологиям можно практически мгновенно подключаться к любым электронным массивам и использовать их для активного обучения, повышения квалификации в интересах (бизнеса или культуры. Такие информационные массивы (базы данных, электронные справочники и энциклопедии, оперативные сводки, аналитические исследования, законодательные и нормативные акты и т.д.) оперативно поступают из международных, региональных и национальных информационно-вычислительных сетей.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЮТ:
● получать, накапливать и эффективно использовать персональный автоматизированный информационный ресурс в электронной форме для решения профессиональных задач;
● объединять электронные информационные ресурсы с развитыми программными средствами интеллектуальной обработки информации с целью выполнения расчетов и оптимизации;
● вести электронные журналы, электронную отчетность и электронную бухгалтерию, а также использовать эти электронные документы и информационные массивы для расчетов балансов, поиска альтернативных вариантов и определения рациональных (оптимальных) решений в любой деловой сфере.
►ИНФОРМАЦИЯ (ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации») | сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; |
►ПРОЦЕСС получения информации | и ее использования является процессом приспособления предприятия к изменениям рынка и его собственной жизнеспособности в рыночной среде. |
Информационные ресурсы могут образовываться из отдельных документов, отдельных массивов документов, документов в информационных системах (библиотеках» архивах» фондах и др.).
►СТРУКТУРА КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Коммерческая информация в современных условиях имеет трехслойную структуру:
Бизнес-архитектура (персонал, использующий информацию) | ||||
Бизнес-платформа (основное производство, технология, бизнес-стратегия, поведение на рынке) | ||||
Бизнес-капитал (любое благо, порождающее поток доходов, инвестиции) | ||||
►В ПРОЦЕССЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ предпринимательской деятельности складываются различного вида информационные отношения, классификация которых может быть представлена следующим образом:
1. Публично-правовые информационные отношения, возникающие в процессе формирования и использования государственных информационных ресурсов, а также в процессе государственного регулирования коммерческой деятельности:
Ø правоотношения по поводу предоставления информации хозяйствующими субъектами государственным органам;
Ø правоотношения по поводу предоставления информации государственными органами хозяйствующим субъектам;
Ø информационные отношения, складывающиеся в процессе регулирования предпринимательской деятельности;
Ø информационные отношения по поводу обмена информацией государственными органами.
2. Частноправовые информационные отношения, складывающиеся по поводу хозяйственного оборота информации. Правовыми формами,опосредующими информационные отношения, в данном случае являются различные договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами: договоры на оказание маркетинговых, консультационных, инжиниринговых, аудиторских услуг и т.п. Кроме того, информационные обязанности предусмотрены большинством гражданско-правовых договоров.
►ПРАВОВОЙ РЕЖИМ информационных ресурсов представляет собой совокупность правил, определяющих:
Ø порядок документирования информации;
Ø собственника данного вида ресурсов;
Ø категорию информации по уровню доступа к ней;
Ø порядок пользования информационными ресурсами;
Ø порядок правовой защиты информации.
Обеспечение правовых условий использования цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, является целью ФЗ «Об электронной цифровой подписи» от 10 января 2002 г. № 1.
►ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ (ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи») | реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. |
►НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- выявление проблем и определение информационных потребностей;
- отбор источников информации;
- сбор информации;
- обработка информации и оценка ее полноты и значимости:
- анализ информации и выявление тенденций в избранных сферах;
- разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия;
- оценка альтернатив различных действий,
- выбор стратегии и принятие управляющих решений для реализации стратегических планов;
- обобщение результатов коммерческой деятельности.
►ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
1. Установление стратегических целей и задач коммерческой деятельности предприятия и использование всех внутренних бизнес-ресурсов.
2. Принятие обоснованных и своевременных коммерческих решений.
3. Координация действий отдельных структур на предприятии, направление их усилий на достижение коммерческих целей.