Вопрос 51. Правовой режим коммерческой тайны.

Ответственность возможна за незаконное использование чужой коммерческой тайны. Под незаконным использованием информации, составляющей коммерческую тайну, можно понимать её непосредственное применение в своей хозяйственной деятельности при отсутствии согласия первоначального обладателя лицом, осознающим неправомерность своего использования. Как правило, незаконное использование является следствием получения или разглашения информации. Ведь для того, чтобы использовать какую-то информацию, для начала необходимо этой информацией обладать. В свою очередь, получение этой информации может быть как незаконным, так и основанным на законных основаниях.

Единообразный закон о Торговых Секретах определяет следующие случаи незаконного использования:

· использование чужого торгового секрета лицом, которое знает или имеет все основания полагать, что торговый секрет был получен ненадлежащими методами;

· использование торгового секрета без согласия обладателя лицом, которое:

а) применило ненадлежащие методы для его получения, или

б) на момент использования знало или должно было знать, что торговый секрет:

был получен от лица, использовавшего ненадлежащие методы для его получения, был приобретён при обстоятельствах, устанавливающих обязанность по сохранению торгового секрета в тайне или ограничивающих его использование, или был получен от лица, в отношении которого существовала обязанность по соблюдению секретности или ограничению в использовании торгового секрета,

в) знало, что используемая им информация является торговым секретом, и что эта информация была получена в результате ошибки или случайно.

Как видно, американский закон исходит из того, что незаконным является любое использование, когда лицо, использующее торговый секрет, знает об отсутствии у него достаточных оснований для использования. Очевидно, что при решении вопроса о незаконности использования в российской практике следует исходить из тех же начал. Незаконное использование коммерческой тайны влечёт за собой применение мер уголовной ответственности, гражданско-правовой и ответственности по нормам о недобросовестной конкуренции.

Уголовная наказуемость незаконного использования сведений, составляющих коммерческую тайну, установлена частью второй статьи 183 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей ответственность за незаконное использование сведений, составляющих коммерческую тайну, без согласия их владельца, совершённое из корыстной или иной личной заинтересованности.

Формой недобросовестной конкуренции будет использование чужой коммерческой тайны без законных оснований, в целях получения необоснованных преимуществ в конкурентной борьбе.

«Конфиденциальность информации» – это «обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя», а «обладатель информации», в свою очередь (п. 5 ст. 2 Закона об информации), – лицо, либо самостоятельно создавшее информацию, либо получившее право разрешать или, наоборот, ограничивать доступ к ней.

Вопрос 52. Ответственность за нарушение коммерческой тайны.

Нарушение требований Закона о коммерческой тайне влечет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность (п. 1, 2 ст. 14). Дисциплинарная ответственность в виде полной материальной ответственности предусмотрена пунктом 7 статьи 243 ТК РФ, гражданско-правовая в виде возмещения убытков – статьей 15 ГК РФ, административная ответственность в виде штрафа – статьей 13.14 КоАП РФ, уголовная ответственность в виде штрафа или лишения свободы установлена в статье 183 УК РФ «Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну».

Вопрос 53. Служебная тайна.

К служебной тайне отнесены "служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами".По смыслу служебную тайну составляют "сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан", которые госслужащие не должны разглашать.

При этом сведения, составляющие служебную тайну, могут включать в себя и сведения, являющиеся профессиональной тайной. Иными словами, служебная тайна - это четкий перечень сведений с пометкой "Для служебного пользования". Защита служебной тайны, в основном, определяется требованиями руководящего документа "Специальные требования и рекомендации по технической защите конфиденциальной информации (СТР-К)", а также иных действующих нормативных документов ФСТЭК России, определяющих требования по защите конфиденциальной информации.

Служебная тайна может циркулировать как в защищаемых помещениях, так и в автоматизированных системах при их обработке, хранении и передаче.

1. Защита речевой информации

Перечень обязательных и опциональных мероприятий по конкретному защищаемому объекту определяется, исходя из требований соответствующих нормативных документах ФСТЭК России, и может включать в себя следующие мероприятия:

· Проектирование, защита и аттестация объектов информатизации

· Специальные исследования объектов информатизации

· Специальная проверка объектов информатизации

· Исследования акустической и вибрационной защищенности

2. Защита информации в автоматизированных системах

Перечень обязательных и опциональных мероприятий по конкретному защищаемому объекту определяется, исходя из требований соответствующих нормативных документах ФСТЭК России, и может включать в себя следующие мероприятия:

· Информационный аудит и создание защищенных автоматизированных систем (IT-security)

· Проектирование, защита и аттестация автоматизированных систем

· Специальные исследования автоматизированных систем

· Специальная проверка автоматизированных систем

Вопрос 54. Понятие рекламы.

Понятие рекламы раскрывается как информация, характеризующаяся совокупностью признаков. Реклама – это информация:

а) распространяемая в любой форме (устной, письменной, с помощью рисунков, графиков и т. п.);

б) распространяемая с помощью любых средств (средств массовой информации, транспортных средств и др.);

в) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях;

г) которая предназначена для неопределенного круга лиц;

д) целью которой является формирование или поддержание интереса к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям, начинаниям;

е) которая в результате повышенного интереса к товарам, идеям, начинаниям способствует их реализации.

Общие требования к рекламе перечислены в ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

1. Реклама должна быть распознаваема без применения технических средств именно как реклама в момент ее представления. Использование в радио-, теле-, видео-, аудио– и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки «на правах рекламы») не допускается.

2. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов Российской Федерации реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.

3. Если деятельность рекламодателя является лицензируемой, в рекламе должен быть указан номер лицензии и орган, ее выдавший.

4. Реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться соответствующей пометкой.

5. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.

6. Использование в рекламе объектов исключительных прав допускается только в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

7. Реклама не должна побуждать к насилию, агрессии, возбуждать панику, побуждать к опасным действиям.

8. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Кроме того, в соответствии с нормами Закона о рекламе не допускается ненадлежащая реклама, то есть реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, в частности недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная, скрытая реклама.

Наши рекомендации