Релевантность или нерелевантность конкретной группы затрат определяется особенностями того или иного управленческого решения
Управление затратами требует также учета внешних и внутренних издержек.
Внешние затраты — это оплата ресурсов сторонних поставщиков.
Внутренние ~ стоимость неоплачиваемых самой фирмой ресурсов, т.е. потенциальный доход, который мог быть получен при наиболее выгодном использовании находящихся в распоряжении собственных ресурсов.
Суммарная стоимостная оценка используемых в процессе создания и реализации аудиовизуальной продукции природных, производственных, трудовых, финансовых и других ресурсов является себестоимостью этой продукции.
Исходя из структуры используемых в аудиовизуальной сфере факторов, в настоящее время Службой кинематографии Министерства культуры РФ рекомендуется структура статей и разделов затрат на производство художественных фильмов, приведенная ниже.
ПЛАНИРОВАНИЕ СРОКОВ ПРОИЗВОДСТВА АВП
Главным фактором, определяющим уровень затрат, необходимых для реализации кинопроекта, является время.
Фактор времени оценивается с помощью календарно-постановочного плана.
Определение временных параметров реализации кинопроекта (планирование сроков производства фильма) осуществляется в несколько этапов.
1. На основе литературного сценария или киносценария устанавливаются ориентировочные плановые сроки производства по отдельным технологическим периодам.
2. На периоды разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительный период составляются календарные планы проведения работ.
3. В подготовительном периоде разрабатывается календарно-постановочный план на весь период производства до момента сдачи фильма и исходных фильмовых материалов.
Ориентировочные плановые сроки производства являются одним из основных затратообразующих факторов при формировании предварительной себестоимости фильма.
Сроки разработки киносценария, режиссерского сценария и подготовительного периода устанавливаются в каждом конкретном случае исходя из предполагаемого объема работ, выполняемых в том или ином периоде, с соблюдением имеющихся «рамочных» условий, к которым следует отнести:
- необходимость начать съемки фильма или отдельных его эпизодов в определенное время года;
- наличие залимитированных финансовых средств на проведение всего комплекса предсъемочных работ;
- ограничения в сроках работы над фильмом актера или актеров;
обязательство сдать законченный фильм к фиксированной дате и др.
Определению временных параметров предшествует составление съемочной группой плана работы в конкретном технологическом периоде и оценка предполагаемых затрат времени на выполнение отдельных этапов этих работ.
По фильмам средней постановочной сложности продолжительность предсъемочных периодов, как правило, составляет: разработка киносценария — 6—10 недель, режиссерская разработка 6—12 недель, подготовительный период — 8—14 недель.
Принципы и методы планирования
Эффективность деятельности организаций аудиовизуальной сферы определяется в значительной степени уровнем планирования, применяемыми принципами и методами построения планового механизма.
Специфический характер фильмопроизводства обусловил формирование следующих основных принципов планирования в организациях аудиовизуальной сферы.
1. Необходимость планирования как условие рационального использования ограниченных ресурсов изготовителя аудиовизуальной продукции. Это особенно актуально сегодня при возросших затратах на съемки аудиовизуального произведения (стоимость полнометражного художественного кинофильма средней постановочной сложности, например, достигла в 2002 г. 28—32 млн руб.).
2. Непрерывность планирования, начиная с разработки творческих (тематических) программ, что позволяет обеспечить реальность показателей плана и их своевременную корректировку при изменении внешней и внутренней ситуации. Процесс планирования должен осуществляться без остановок, постепенно переходя от стратегических планов (творческих или тематических программ) к тактическим и далее к оперативным.
3. Гибкость планирования, позволяющая осуществлять корректировку установленных показателей. Длительный технологический цикл, состояние неопределенности и непредсказуемости многих ситуаций и участие разнообразных специалистов, технических и материальных средств не предполагают жесткого механизма планирования.
4. Точность планов, имеющая важное значение при определении прежде всего временных параметров и выборе кардинальных постановочных решений.
5. Комплексность планирования, что обусловлено использованием большого количества разнообразных материалов, технических средств, трудовых ресурсов. Количественное и качественное изменение хотя бы одного из них приводит к соответствующему изменению многих других показателей.
6. Принцип оптимальности, предполагающий выбор лучшего варианта из альтернативных. Критерием оптимальности могут служить: минимизация себестоимости продукции; максимизация прибыли и других конечных результатов.
7. Принцип координации, необходимость которого продиктована наличием обширной инфраструктуры аудиовизуальной сферы, поэтому деятельность подразделений одного уровня следует планировать во взаимосвязи с другими подразделениями.
Существуют и другие общеэкономические принципы, которыми следует руководствоваться: системность, целенаправленность, эффективность, сбалансированность, равнонапряженность, научность, приоритетность, самостоятельность.
На основе указанных принципов в процессе практической деятельности формируются методы, технологии и процедуры планирования.
РАСЧЕТ ПЛАНОВОЙ СЕБЕСТОИМОСТИ ФИЛЬМА