Ii. изучение нового материала

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1.Повторение изученных букв.

—Рассмотрите буквенную сороконожку в букваре (с. 106—107).

Назовите «соседей» буквы Ф.

—буквы следуют за Д, X, Ч?

—Сколько букв, судя по пустым кружочкам, нам осталось изучить? О чем говорят нам своим цветом три пустых кружочка? (Осталось вы учить одну букву гласного звука, одну букву согласных звуков и одну букву, которая на обозначает звуков, а на что-то указывает.)

—Прочитайте слоги по лучевым схемам.

Ii. изучение нового материала - student2.ru

—Какие звуки обозначают буквы Ж, Ш, Ч, Ц?

—Что объединяет все четыре буквы? (Каждая из них обозначает лишь один согласный звук: Ж, Ш, Ц — твердый согласный, Ч — мягкий со гласный. У них нет парных звуков по твердости-мягкости.)

2. Звуковой анализ слов.

— Отгадайте:

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник)

—Какой твердый звук в слове-отгадке? Охарактеризуйте его.

—В каких словах загадки встречается мягкий согласный звук [ч']? (Пыхчу, не хочу, чай.)

3. Чтение и дополнение чистоговорок.

— Составьте слоги с буквой Ч и знакомыми вам буквами гласных зву­
ков. Напечатайте их на доске.

ЧА ЧУ 40 ЧЁ ЧИ ЧЕ

—Каких буквосочетаний с Ч вы не встретите в русском языке? (С буква­ми Я, Ы, Э.)

—Прочитайте слоги, сочините строки.

Ча-ча-ча-ча

Горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу-чу

Молоточком я стучу.

Чи-чи-чи-чи

День и ночь кричат грачи.

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня ко мне пришло необычное письмо. (Учитель достает конверт и вынимает листок с текстом.) Слова в нем написаны не полностью, пропущєна какая-то буква. Из-за этого трудно что-либо понять. Помогите мне, ре­нта, догадаться, какой буквы здесь не хватает.

II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

. Выделение мягкого согласного звука [ИГ] в речи.

— Вот послушайте строки из письма. Может быть, вы догадаетесь, ка-
. кого звука не хватает в словах?

..[6]голь ..[и]гол на березе ..[и]бечет,
..урится, греясь на солнышке, кречет.

..иплет теленок траву у реки... ..[э]дрые, добрые нынче деньки!

(В. Лунин)

—Что делает теленок с травой? (Щиплет.)

—Что делает кречет, греясь на солнышке? (Щурится.)

—Какие денъки стоят нынче? (Щедрые, добрые.)

—Кто это на березе (Щегол.)

Дети хором вместе с учителем проговаривают стихотворение, называя лова целиком.

— Какого же звука не хватало в словах?

—Произнесите его. Обратите внимание на то, что звук [in'] мы произносим долго. Воздух проходит через щель между серединой языка и нёбом.

—Охарактеризуйте этот звук. Какой он: гласный или согласный, твер­дый или мягкий?

2. Узнавание мягкого согласного звука [ПТ] в речи.

— Послушайте скороговорки. Запомните слова со звуком [ш'].

Для ухи нужны лещи,

А щавель нужен на щи.

([ш']: лещи, щавель, щи.)

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

([ш']: в роще, щебечут, щеглы.)

— Подберите слова, в которых было бы звукосочетание [ш'и].

Давай сегодня сварим щи!

Слова такие отыщи,

Чтобы в каждом было щей немножко.

(Щи, ищи, пищит, щипцы, ящик, клещи и т. д.)

3. Ознакомление с буквой Щщ.

Учитель сообщает, что согласный долгий мягкий звук [ш'] обозначает­ся на письме буквой Щ, предлагает детям рассмотреть большую и малую пе­чатные буквы Щщ.

— Сколько палочек нам понадобятся, чтобы выложить букву Щ?

Ii. изучение нового материала - student2.ru Сравните буквы ЩйШ, Щ и Ц.

—На что похожа буква Щ?

—(Буква похожа на расческу или щуку, кото рая заплыла в водоросли!)

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего? Ну что же!

(Е. Тарлапан)

Дети печатают буквы Щщ в тетрадях.

4. Чтение слогов с буквой Щ.

Учитель достает самодельный картонный ящик и карточки-конверты со слогами.

Нам нужно отправить по почте необычные письма. Вот почтовый ящик. В нем щель. Мы будем читать письма-слоги и опускать их в ящик.

Ii. изучение нового материала - student2.ru

5. Физкультминутка.

6. Чтение слогов и слов с буквой Щ.

Учащиеся читают слоги и слова по букварю (с. 110). Учитель обраща­ет внимание детей на то, что в слогах перед буквами А, У звук [пГ] произно­сится мягко.

Для выборочного чтения слов предлагаются следующие задания:

—Прочитайте названия рыб. (Лещ, щука.)

—Найдите слово, которое обозначает небольшой лиственный лес. (Роща.)

—Прочитайте, как называется густой непроходимый лес, заросший, запущенный, неухоженный. (Пуща.)

—Прочитайте фамилии людей. Как они образовались? Есть ли у нас в классе дети с такими фамилиями?

—Какие еще фамилии со звуком [ST.] вы знаете?

7. Звуко-буквенный анализ слов.

— Как мы отправляем письма в другие города или села? Куда мы их
кладем? Как письма попадают в почтовый ящик?

Учащиеся по вариантам делают полный звуко-буквенный анализ слов.

Какие буквы обозначают мягкость звука [ш']? (Буквы Е, И.)

—Какой буквой вы обозначили мягкость звука [л'] в слове ЩЕЛЬ? (Мягким знаком.)

—Назовите первый слог в слове ЯЩИК. Сколько в нем звуков? Как вы на письме обозначили звуки [йа]?

8.Слушание, понимание текста.

Учитель предлагает послушать текст «Письмо товарищу» и добавить в предложения недостающив«ія^а.

Своему товарищу в Симферополь написал письмо Сергей ... (Рощин).

Сергей живет под Киевом в ... (Пуще-Водице).

Мальчик опустил конверт в ... (щель почтового ящика; в почтовый ящик).

Сережу заинтересовало, как его письмо попадет к ... (товарищу).

IV. ИТОГ УРОКА

—Какую букву мы изучали на уроке?

—Какой звук она обозначает?

—Как образуются некоторые фамилии людей?

—Узнайте дома, как письма из почтового ящика попадают к своим адре­сатам. С помощью родителей напишите сами себе письмо и бросьте его в почтовый ящик.

Наши рекомендации