Конструктивными решениями зданий и сооружений.
Вызванные эксплуатационной деятельностью реконструируемого предприятия,
2 характером застройки промышленной площадки и объемно-планировочными
конструктивными решениями зданий и сооружений.
К первой группе относятся следующие факторы:
• превышение установленных норм санитарно-гигиенической среды реконструируемого предприятия (пыль, шум, загазованность и т.д.). Отрицательное воздействие санитарно-гигиенической среды предприятия проявляется при производстве работ в действующих цехах, отнесенных к разряду вредных, с большим тепло- и газовыделением, высокой концентрацией пыли в воздухе, значи- тельными источниками шума и вибрации. В таких условиях увеличивается трудоемкость работ и снижается производительность труда, появляются дополнительные издержки строительного производства. В результате внедрения мероприятий по технике безопасности обеспечиваются нормальные условия работы строителей (устройство теплоизоляционных экранов, водяных завес и т.д.);
• повышенная опасность в зоне проведения СМР (взрыво-, пожароопасность). В этих случаях запрещается ведение сварочных работ; укрупнительная сборка строительных конструкций и технологического оборудования проводится вне территории предприятия;
• особенности технологических схем и процессов реконструируемого предприятия. При последовательной непрерывной технологии остановка одного из цехов на проведение реконструкции вызывает прекращение деятельности всего предприятия. В связи с этим реконструкцию обычно осуществляют участками, поэтапно. Поэтапная передача участков для производства СМР требует полного завершения работ на данном участке. Нередко это нарушает непрерывность строительных процессов из-за неподготовленности фронта работ на последующем участке и приводит к увеличению непроизводственных затрат времени;
• насыщенность зоны реконструкции действующим технологическим оборудованием и инженерными сетями. Это затрудняет применение имеющихся средств механизации, усложняет организацию материально-технического снабжения, вынуждает производить дополнительные работы по предохранению технологического оборудования от повреждений. Стесненность рабочей зоны приводит к резкому снижению эксплуатационной производительности машин и механизмов, увеличению объемов немеханизированных работ;
• эксплуатация внутризаводских транспортных коммуникаций строителями и производственниками. Наличие широкой сети автомобильных дорог и железнодорожных путей на территории промышленного предприятия снижает объемы работ по возведению временных транспортных коммуникаций, однако при эксплуатации дорог и путей одновременно подрядной организацией и заказчиком ограничивает время использования их строителями. Зачастую доставка строительных конструкций, материалов и оборудования в зону СМР возможна только во время перерывов в работе транспорта действующего предприятия;
• эксплуатация цехового грузоподъемного оборудования строителями и производственниками. Для подъема и перемещения строительных конструкций и материалов часто используют цеховое грузоподъемное оборудование. В этом случае составляется график его совместной эксплуатации строителями и производственниками, которым выделяется определенное время на использование оборудования.
Ко второй группе относятся:
• высокая плотность застройки территории предприятия. Это объясняется тенденцией увеличения производственной площади в пределах существующей территории. Из-за недостатка свободных площадей строительные организации вынуждены оборудовать перевалочные базы вне территории предприятия, что вызывает потери рабочего и машинного времени. При невозможности создания площадок для укрупнительной сборки конструкций ограничиваются возможности монтажа. Следствием стесненности строительной площадки является нерациональная организация внутриплощадочных транспортных потоков, затрудняющих передвижение рабочих, управление строительными машинами и механизмами;
• рассредоточенность реконструируемых объектов предприятия. Это приводит к нерациональному размещению временных зданий и сооружений на стройплощадке и увеличивает количество пересечений людских и грузовых строительных и эксплуатационных потоков, вызывает помехи в своевременной доставке строительных материалов, конструкций и технологического оборудования;
• насыщенность территории предприятия подземными коммуникациями. Существующая развитая сеть подземных коммуникаций не позволяет использовать землеройную технику с полной производительностью, усложняет технологию производства работ и снижает уровень механизации земляных работ;
• узость проездов внутризаводской автодорожной сети. Увеличение производственных площадей, сети автомобильных
и железных дорог в пределах существующей территории предприятия приводит к сужению проездов, проходов, уменьшению радиусов поворота транспортных путей. Это затрудняет перевозку длинномерных строительных конструкций и перемещение строительных машин, усложняет транспортные схемы доставки конструкций в зону монтажа. К третьей группе относятся:
• сложная конфигурация реконструируемых зданий и сооружений в результате многократных надстроек и пристроек здания и сооружения промышленных предприятий. При реконструкции таких зданий и сооружений усложняются трассы передвижения
кранов, производится их многократный монтаж и демонтаж, что снижает эффективность использования строительной техники;
• индивидуальность объемно-планировочных и конструктивных решений реконструируемых зданий и сооружений. Генеральные планы большинства промышленных предприятий формируются на протяжении нескольких десятилетий, что приводит к большой разнотипности объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений даже на одном предприятии. В этих условиях трудно или невозможно использовать типовые технологические карты, типовые конструктивные элементы;
• недоступность элементов и конструкций реконструируемых зданий и сооружений для детального обследования. Вследствие этого при разборке зданий и сооружений возникают непредвиденные работы по усилению и закреплению конструкций, не подвергаемых демонтажу. Для их выполнения приходится переводить людей с одного участка на другой, перемещать механизмы, что приводит к неритмичной работе. Указанные особенности отрицательно влияют на организацию и технологию работ по реконструкции.
В связи с этим по сравнению с новым строительством выработка на одного работающего снижается на 20—35%, удельный вес заработной платы повышается на 30—45%, эксплуатационные расходы на средства механизации увеличиваются в 1,5—2,5 раза, удельная себестоимость работ повышается на 15%.
При минимальной продолжительности остановки технологического процесса по выпуску продукции (или без нарушения ритма работы предприятия) главной задачей инженерной подготовки производства является обеспечение создания необходимых и благоприятных условий для планомерного развертывания и осуществления основных строительно-монтажных работ (СМР) по реконструкции предприятия индустриальными методами с высокими технико-экономическими показателями (ТЭП).
Инженерная подготовка производства — комплекс взаимосвязанных подготовительных мероприятий организационного, технического, технологического и планово-экономического характера, выполняемых до начала основных производственных процессов на строительной площадке и обеспечивающих своевременное проектирование, развертывание, осуществление и завершение реконструкции объекта в установленные сроки.
При этом подготовка и производство работ по реконструкции должны обеспечивать минимальную продолжительность остановки технологического процесса по выпуску продукции, а при возможности — проходить без нарушения ритма работы предприятия.
Комплексное решение и увязка всех подготовительных мероприятий и работ, связанных с реконструкцией, четкое определение структуры и содержания создают необходимые предпосылки для их непрерывного и эффективного выполнения.
При реконструкции объектов состав задач по инженерной подготовке производства возрастает, а методы их решения усложняются. Это связано с необходимостью детальной проработки технологии и организации производства таких специфичных для реконструкции и сложных работ, как разборка, усиление и замена строительных конструкций в условиях работы действующего предприятия, демонтаж оборудования, прокладка коммуникаций под транспортными путями и зданиями без прекращения их эксплуатации, устройство новых конструкций вблизи действующих цехов и т.п.
В процессе подготовки производства приходится дополнительно решать ряд инженерных и технологических задач (в частности, проводить детальное обследование объектов реконструкции, проектирование технологии и организации производства сложных и трудоемких строительных процессов), уделять особое внимание разработке нормативно-технологической документации и организации материально-технического обеспечения реконструкции.
Процесс инженерной подготовки производства условно можно разделить на два этапа: организационный и подготовительный.
- На организационном этапе генпроектировщик, заказчик и генподрядная строительная организация выполняют организационно-технологические мероприятия, предшествующие началу подготовительных работ на объекте реконструкции.
Генподрядчик в организационный период осуществляет разработку проекта организации реконструкции (ПОС(р)). Порядок его составления и состав решаемых при этом задач регламентируются Инструкцией по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ.
При разработке проекта реконструкции используются данные, полученные в процессе предпроектного обследования, а также сведения; предоставляемые заказчиком об этапах проведения реконструкции, возможной последовательности выполнения строительно-монтажных работ, продолжительности остановки отдельных цехов предприятия для выполнения работ, об услугах, оказываемых реконструируемым предприятием строительным организациям.
Все организационно-технологические решения, принимаемые в проекте, генподрядчик согласовывает с заказчиком, генподрядной и при необходимости с субподрядными строительными организациями.
В этот период заказчик решает следующие задачи:
• согласовывает, утверждает в установленном порядке и передает генподрядчику разработанную проектно-сметную документацию;
• открывает финансирование и заключает договор с генподрядчиком на проведение реконструкции объекта;
• получает фонды на материалы и производит размещение заказов на поставку необходимого оборудования;
• выдает спецификации генподрядчику для заказа конструкций, изделий и оборудования;
• решает вопросы последовательности предоставления фронта работ строителям и обеспечения строительной площадки электроэнергией, паром, теплом, газом и др.
Генподрядная строительная организация в этот период:
• определяет состав субподрядных и специализированных организаций;
• получает от заказчика, изучает и обрабатывает проектно-сметную документацию;
• передает ее своим исполнителям и субподрядчикам, размещает заказы на изготовление, поставку и комплектацию необходимых конструкций, изделий и материалов;
• осуществляет календарное планирование производства работ и обеспечения реконструкции материально-техническими и трудовыми ресурсами;
• разрабатывает, согласовывает и утверждает проекты производства подготовительных и основных СМР.
2 .На подготовительном этапе выполняются мероприятия и работы, связанные непосредственно с подготовкой строительной площадки и участков реконструкции к производству СМР.
Основными задачами этого этапа являются:
- создание необходимых технических, технологических и организационных условий для выполнения основных СМР и их бесперебойного материально-технического обеспечения;
- осуществление мероприятий по сочетанию работы действующего предприятия с выполнением работ по реконструкции;
- обеспечение максимального сокращения периода остановки промышленного производства по выпуску продукции;
- создание безопасных условий производства работ по реконструкции и обеспечение безопасности работников предприятия от воздействия условий строительного производства.
В зависимости от места выполнения подготовительные работы разделяют на внешнеплощадочные и внутриплощадочные (разборка зданий, путей; отключение, демонтаж и перенос существующих инженерных сетей, устройство проездов, расстановка временных зданий и т.д.).
Внешнеплощадочные подготовительные работы выполняют за пределами территории предприятия и включают (при необходимости) строительство железнодорожных путей и автомобильных дорог; прокладку магистральных подземных коммуникаций, линий электропередач, промежуточных баз складирования и укрупнения конструкций и т.п.
Внутриплощадочные подготовительные работы осуществляют на территории предприятия и разделяют на внутрицеховые и внецеховые, относящиеся к реконструкции одного или нескольких цехов.
В проекте производства работ (ППР) разрабатывается специальный раздел «Производство подготовительных работ», в котором отражаются основные виды, место, последовательность и специфика их выполнения в действующих цехах, около действующих агрегатов, оборудования, инженерных сетей и коммуникаций; приводятся рабочие чертежи по устройству временных защитных покрытий, оснастки, завес и т.п. При необходимости составляется ППР(р) на разработку отдельных зданий и сооружений; демонтаж существующего оборудования, усиление подземных коммуникаций.
Этот раздел разрабатывает, как правило, генеральная проектная организация с обязательным согласованием с заказчиком, генподрядчиком и субподрядными строительными организациями. По отдельным видам подготовительных работ вопросы технологии и организации разрабатывают генподрядчик и субподрядчик. При проектировании производства подготовительных работ, как и при новом строительстве, решают такие задачи: на строй-генплане указывают места расположения временных зданий производственного и бытового назначения, размещения строительных машин, механизмов и оборудования, площадок складирования конструкций и материалов от разборки зданий и демонтированного оборудования, временных ограждений; последовательность выполнения подготовительных и связанных с ними работ и процессов.
На графиках производства работ дополнительно указывают режим (сменность) работы строителей, последовательность выполнения фронта работ и порядок использования внутрицехового транспорта. Дополнительно разрабатывают графики подачи конструкций и материалов в тесной увязке с транспортными потоками действующего предприятия.
ППР разрабатывается проектной организацией на основе: СНиП 3.01.01—85* «Организация строительного производства»; проектного задания; проекта организации реконструкции предприятия; рабочих чертежей (цехов); сроков; порядка выполнения работ в сроках остановки основного производства; сведений о порядке и сроках обеспечения необходимыми конструкциями, материалами, механизмами; данных о наличии и возможности использования средств предприятия; сведений о режиме работы предприятий; справки предприятия о всех организациях; действующих нормативных документов.
ППР согласовывается с заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком.