II. Организация усвоения знаний и формирование умений

Актуализация знаний учащихся.

* * *

Бумажная птичка по речке плывет,

Над речкой бумажный летит самолет.

Я маску могу смастерить из бумаги

И сделать на праздник бумажные флаги.

—Что вы можете сделать из бумаги в технике оригами?

—Посмотрите, что получилось у молодого японца Ватару Ито (рис. 17).
Четыре года он трудился над своей работой «Замок на океане». Бумажный замок увеличивался в размерах, он занимал все свободное про­странство небольшой квартиры. По словам Ватару, из-за недостатка сво­бодного места спать ему приходилось под столом. И это немудрено, ведь размеры бумажной композиции 2,4 м х 1,8 м и 1 м в высоту.

Основной элемент композиции — замок. Центральная башня окруже­на собором, школой, парком, фабрикой и аэропортом.

— Можно ли создать такое чудо из бумаги только с помощью пальцев?

Напомните, как по-японски прозвучит слово «резать». (Кири.) Как на­зывается изготовление поделок складыванием бумаги с применением ножниц? (Кириками.) На каком этапе мы применяем ножницы? (При за­готовке квадрата из прямоугольного листа бумаги.)

—Какую же технику мы используем: оригами или кириками?

—Чем отличаются поделки в технике кириками от поделок в технике оригами? Сравните двух журавликов (рис. 18) и определите, в какой тех­нике они изготовлены.

б) Азбука оригами.

—Учитель.Изготавливать поделку мы будем с помощью азбуки орига­ми. Я буду демонстрировать вам условные обозначения, а вы попробуй­те вспомнить и рассказать, что они обозначают (см. приложение «Азбука оригами», с.).

Таким образом, повторяются условные знаки:

согнуть;

согнуть и развернуть;

перевернуть.

2. Изучение нового материала.

а) Тренировочные упражнения.

—Учащиеся выполняют задания на тренировочных квадратах со стороной 10 см. Учитель предлагает выполнять задания, читая азбуку оригами (учеб­ник, с. 40). Таким образом, дети по команде учителя выполняют действия.

выполните сгиб долиной;

В выполните сгиб горой;

согните квадрат по диагонали и расправьте;

согните по диагонали и вогните уголок внутрь;

найдите центр квадрата, складывая его по диагонали.

б) Знакомство с новыми условными обозначениями.

Учитель.Рассмотрите с. 44—45 учебника и найдите условные знаки, которые не сможете объяснить.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.

III. Практическая работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

а) Заготовка квадрата из прямоугольного листа бумаги.

б) Складывание базовой формы «Квадрат» по технологической карте (учебник, с. 44).

в) Складывание коробочки с комментированием учителя по техноло­гической карте (учебник, с. 45).

г) Самостоятельная работа учащихся по украшению коробочки рисун­ками или аппликацией.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

В готовые коробочки учитель кладет свою записку с каким-либо пожелани­ем, например: «Пусть все дети мира живут в счастливых семьях». Учащимся предлагается дома придумать пожелание, записать и положить в коробочку.

2. Рефлексия.

 

3.Информация о подготовке материалов и инструментов к сле­дующему уроку.

4.Организация уборки рабочих мест.

Тема: Изготовление изделий из бумаги и картона Конструирование объемных форм из бумаги ТВ при работе с ножницами и клеем

Задачи:расширить представления о конструировании объемных форм из бумаги, познакомить с приемами конструирования объемных форм; содействовать развитию воображения, развивать мелкую мо­торику рук; создавать условия для формирования навыков коллектив­ной работы, чувства товарищества.

Оборудование:цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, кисточка для клея, образец плоскостной аппликации и образец изделия — домик из трубочек бумаги, картонные фигурки трех цветов для распределения на группы, таблица с буквами, изображения героев, конверты-«письма героев», изображения деревьев.

Ход урока

I. Организационный этап.

Игра на тренировку взаимодействия и распределение на группы.

Учащиеся по очереди подходят к столу учителя, берут картонную фи­гурку одного из трех цветов — желтого, фасного или зеленого, затем ста­новятся возле доски по группам:

1 группа — с фасными фигурками,

2 группа — с желтыми фигурками,

3 группа — с зелеными фигурками.

Ученики группы с красными фигурками закрывают глаза, а ученики с желтыми фигурками должны взять одного из них за руку и осторож­но, не толкаясь и не натыкаясь на парты или товарищей, провести на рабочее место.

Ученики с зелеными фигурками выстраиваются «паровозиком» и осто­рожно направляются на рабочие места.

Задача: выполнить задания тихо, не толкаясь, не причиняя друг другу и себе травм, не нарушая порядка.

Учащиеся, распределившись на группы, готовят свои места к рабо­те: по команде учителя выкладывают на парты цветную бумагу, картон, ножницы, клей, кисточку для клея, карандаш. Команды учитель подает молча, демонстрируя поочередно перечисленные предметы.

р и м м а г п е л
ы ш к а Ф р и м о.
б у б л е а д г к
к ш у ы д к ю у я
м а т И о с к и н
у Р к О Р а м X н
Р и О ю Ф д и м а
к н п е ч к и н
г а в р ю ш а п к

Задача: сохранить тишину, быть внимательным, быстро приготовиться.

II. Организация усвоения знаний и фор­мирование умений.

1. Определение темы и задан урока. Учитель. Рассмотрите письмо от литератур­ных героев, которые тоже все делали дружно, вместе, и прочтите их имена.

— Из какого произведения эти герои? Кто кем был? (Дядя Федор — мальчик, Шарик— пес, Ма-троскин — кот, Печкин — почтальон, Гаврю-ша — теленок, Римма — мама, Дима — папа.) Сегодня Дядя Федор, пес и кот пришли к нам в гости. Они опять хотят поехать в деревню, но, к сожалению, домик был ветхий и совсем разрушился. Они просят вашей помощи. Если вы смо­жете работать так же дружно, как наши герои, то к концу урока сможе­те сделать для них новый домик. А герои будут наблюдать, советовать

2. Изучение нового материала.

Демонстрируются образцы изделий — изображение домика в пло­скостной аппликации и модель домика из бумажных трубочек.

— Как вы думаете, какой домик предпочтут наши герои? Чем разли­чаются эти домики? (Объемный домик можно рассмотреть со всех сто­рон, можно заглянуть внутрь.)

Значит сегодня мы должны сделать объемный домик.

Под руководством учителя учащиеся рассматривают технологическую карту (учебник, с. 39), образец изделия и определяют, из каких деталей состоит домик.

3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания,

а) Определение последовательности работы.

Кот Матроскин, как самый хозяйственный, предлагает организовать работу так:

1.«Заготовка бревен».

2.Уборка дома.

3.Изготовление окошек.

4.Изготовление крыши.

5.Сборка домика.

— Согласны ли вы с таким ходом работы? Что лишнее? (Уборка дома.)

— Из чего будем заготавливать «бревна», делать крышу и на чем со­берем домик?

Под руководством учителя ученики планируют работу. План (записан на доске).

1.Подготовка материалов и инструментов.

2.Изготовление трубочек и окошек.

3.Сборка домика на картонной основе,

б) Технология изготовления трубочек.

Перед началом планирования работы трем ученикам (по одному из каж­дой группы) дается задание самостоятельно рассмотреть технологическую карту по изготовлению трубочек из бумаги (учебник, с. 39) и попробовать из­готовить трубочки самостоятельно, используя тренировочные листы бумаги (старую обложку от тетради, тетрадные листочки и т. п.).

Готовые трубочки сравниваются, одним из учащихся комментируется изготовление трубочки. Обращается внимание на следующие детали:

г трубочки должны быть одинаковой длины и толщины;

В сворачивать бумагу надо аккуратно, чтобы торцы были ровные и т. п.

в) Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и клеем.

Учитель. Шарик, как верный друг, всегда спешит на помощь. Вот и в этот раз он так торопился напомнить вам о безопасности, что от волнения все забыл. Вспомнить он смог только отрывочные слова. Давайте попробуем додумать, о чем хотел напомнить Шарик.

От имени героя учитель произносит слова, дети формулируют прави­ла по ТБ при работе с ножницами и клеем:

О Клей, стол, клеенка. (Перед работой с клеем стоп надо застелить клеенкой.)

В Клей, одежда, глаза. (Следить, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно в глаза.)

И Клей, плотно. (После работы клей плотно закрыть.) В Ножницы, движение. (Не резать ножницами во время движения.) В Ножницы, передать. (Передавать ножницы в закрытом виде.)

III. Практическая работа учащихся и текущий инструктаж учителя.

а) Подготовка материалов и инструментов.

В качестве основы необходимо взять целый лист картона. Для изго­товления трубочек предлагается лист цветной бумаги сложить вдоль и разрезать на две полосы, затем каждую полосу, складывая два раза пополам, разрезать на 4 части. Всего из одного листа бумаги можно из­готовить 8 трубочек длиной около 10 см.

б) Работа в группах.

Организовывается следующим образом: 1—2 человека — изготавли­вают окошки, 4—5 человек — изготавливают по 8 трубочек.

Для строительства деревянного дома можно использовать практи­чески любые породы деревьев, лишь бы древесина была здоровой. Однако существуют определенные традиции деревянного зодчества, согласно которым баню лучше всего строить из липы или осины, и если такой возможности нет, то хотя бы произвести отделку парной матери­алами, изготовленными из этих деревьев, а жилой дом — из хвойных пород дерева: ели, сосны или лиственницы. Самым прочным мате­риалом для стен является, конечно, лиственница, и, если нет возмож­ности сделать из нее весь дом, постараться использовать ее хотя бы в нижних его венцах.

в! Анализ выполненных трубочек и выбраковка.

Учитель. Сложите все трубочки возле героев и подумайте, какие из ваших заготовок наши внимательные «контролеры» могут забраковать.

г) Сборка домика-

Обращается внимание на расположение трубочек-венцов в шахмат­ном порядке.

IV. Заключительный этап.

1. Анализ работ и подведение итогов.

Учитель. Думаю, героям понравится жить в ваших домиках. Как вы ду­маете, почему у вас все получилось? (Работали дружно.) Если бы домик пришлось строить каждому из вас в одиночку, какой был бы итог урока?

2. «Экологическая страничка».

Учитель. У каждого из героев есть свои мечты. Из какого дерева они хотели бы иметь дом, вы догадаетесь, когда послушаете письмо каждого из них.

Хорошо читающие ученики каждой группы декламируют письмо-по­слание от своего героя. Учащиеся выясняют, о каком дереве идет речь. Пер Шарик-

Это дерево относится к хвойным породам. В Беларуси его можно встретить везде. Живет 400—600 лет и в зрелом возрасте (120—150 лет) достигает высоты 30—40 ме­тров. Ствол у него прямой, ровный, его легко строгать и пилить. При обработке древесина не растрескивается. Древесина может быть очень смолистой — смолкой и не очень — сухощепкой. Смолка может пролежать на дне ре­ки много лет и не сгнить, поэтому ее часто использовали при постройке кораблей, пристаней. (Сосна.)

Дядя Федор.

Это тоже хвойное дерево, которое живет около 600 лет и достигает 45 метров в высоту. Но оно на­много прочнее сосны, устойчивее к сырости. Дом из этого дерева может простоять до 300 лет. И все это время дерево будет выделять в воздух лекарствен­ные вещества, которые помогут живущим в таком доме людям чувствовать себя здоровыми, бодрыми и даже лучше видеть. Именно из этого дерева сде­ланы сваи — нижние столбы, на которых стоит много столетий город Венеция — город, где вместо улиц — реки, по которым пере­мещаются на лодках. (Лиственница.) Кот Матроскин,

А я хочу дом из такого твердого дерева, которое я своими когтями никогда не испорчу. Это лиственное дерево живет до 1 000 лет, и чем старше, тем прочнее становится. Раньше в домах все старались делать из него: и стол, и ступу, и даже колодцы на улице, тогда и вода всегда будет чистой и студеной. Настолько це­нили это дерево, что 200 лет тому назад за незакон­ную его вырубку грозила смертная казнь. (Дуб.) 3. Рефлексия.

Учитель. Наши герои от радости хотят прокричать свое любимое «Ура!». Прокричите «Ура!» те, кто хорошо поработал в группе.

Прокричите «Ура!» те, кому понравилось строить дом вместе с това­рищами.

Прокричите «Ура!» те, кто сможет сделать трубочки из бумаги и по­строить дом самостоятельно.

4. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.

5. Организация уборки рабочих мест.

Тема: Изготовление изделий из бумаги и картона Конструирование объемных форм из бумаги

Задачи: расширить представления детей о сюжетной композиции, продолжить знакомство с приемами конструирования объемных форм из бумаги; содействовать развитию воображения, развивать мелкую моторику рук; создавать условия для формирования навыков коллек­тивной работы, чувства товарищества.

Оборудование: цветная бумага, клей, кисточка для клея, ножницы, модели домиков, изготовленные на прошлом уроке, изображения геро­ев с прошлого урока, изображение дома в Простоквашино, изображе­ния деревьев, тренировочные листы бумаги у каждого ученика, модель синей рефлексивной шляпы.

Ход урока

I. Организационный этап.

Учащиеся размещаются в группы в соответствии с работой на про­шлом уроке.

Метод организации благоприятной коммуникации в группах: «Если бы я был...».

1 группа — «Если бы я был животным...».

2 группа — «Если бы я был сказочным героем...».

3 группа — «Если бы я был деревом. .». Работа в группах.

Обсуждается ответ на вопрос: «Что за пословица спряталась за забо-

ром?

II. Организация усвоения знаний и формирование умений - student2.ru

II. Организация усвоения знаний и формирование умений.

Наши рекомендации