II. Организация усвоения знаний и формирование умений
Актуализация знаний учащихся.
* * *
Бумажная птичка по речке плывет,
Над речкой бумажный летит самолет.
Я маску могу смастерить из бумаги
И сделать на праздник бумажные флаги.
—Что вы можете сделать из бумаги в технике оригами?
—Посмотрите, что получилось у молодого японца Ватару Ито (рис. 17).
Четыре года он трудился над своей работой «Замок на океане». Бумажный замок увеличивался в размерах, он занимал все свободное пространство небольшой квартиры. По словам Ватару, из-за недостатка свободного места спать ему приходилось под столом. И это немудрено, ведь размеры бумажной композиции 2,4 м х 1,8 м и 1 м в высоту.
Основной элемент композиции — замок. Центральная башня окружена собором, школой, парком, фабрикой и аэропортом.
— Можно ли создать такое чудо из бумаги только с помощью пальцев?
Напомните, как по-японски прозвучит слово «резать». (Кири.) Как называется изготовление поделок складыванием бумаги с применением ножниц? (Кириками.) На каком этапе мы применяем ножницы? (При заготовке квадрата из прямоугольного листа бумаги.)
—Какую же технику мы используем: оригами или кириками?
—Чем отличаются поделки в технике кириками от поделок в технике оригами? Сравните двух журавликов (рис. 18) и определите, в какой технике они изготовлены.
б) Азбука оригами.
—Учитель.Изготавливать поделку мы будем с помощью азбуки оригами. Я буду демонстрировать вам условные обозначения, а вы попробуйте вспомнить и рассказать, что они обозначают (см. приложение «Азбука оригами», с.).
Таким образом, повторяются условные знаки:
согнуть;
согнуть и развернуть;
перевернуть.
2. Изучение нового материала.
а) Тренировочные упражнения.
—Учащиеся выполняют задания на тренировочных квадратах со стороной 10 см. Учитель предлагает выполнять задания, читая азбуку оригами (учебник, с. 40). Таким образом, дети по команде учителя выполняют действия.
выполните сгиб долиной;
В выполните сгиб горой;
согните квадрат по диагонали и расправьте;
согните по диагонали и вогните уголок внутрь;
найдите центр квадрата, складывая его по диагонали.
б) Знакомство с новыми условными обозначениями.
Учитель.Рассмотрите с. 44—45 учебника и найдите условные знаки, которые не сможете объяснить.
3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания.
III. Практическая работа учащихся и текущий инструктаж учителя.
а) Заготовка квадрата из прямоугольного листа бумаги.
б) Складывание базовой формы «Квадрат» по технологической карте (учебник, с. 44).
в) Складывание коробочки с комментированием учителя по технологической карте (учебник, с. 45).
г) Самостоятельная работа учащихся по украшению коробочки рисунками или аппликацией.
IV. Заключительный этап.
1. Анализ работ и подведение итогов.
В готовые коробочки учитель кладет свою записку с каким-либо пожеланием, например: «Пусть все дети мира живут в счастливых семьях». Учащимся предлагается дома придумать пожелание, записать и положить в коробочку.
2. Рефлексия.
3.Информация о подготовке материалов и инструментов к следующему уроку.
4.Организация уборки рабочих мест.
Тема: Изготовление изделий из бумаги и картона Конструирование объемных форм из бумаги ТВ при работе с ножницами и клеем
Задачи:расширить представления о конструировании объемных форм из бумаги, познакомить с приемами конструирования объемных форм; содействовать развитию воображения, развивать мелкую моторику рук; создавать условия для формирования навыков коллективной работы, чувства товарищества.
Оборудование:цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, кисточка для клея, образец плоскостной аппликации и образец изделия — домик из трубочек бумаги, картонные фигурки трех цветов для распределения на группы, таблица с буквами, изображения героев, конверты-«письма героев», изображения деревьев.
Ход урока
I. Организационный этап.
Игра на тренировку взаимодействия и распределение на группы.
Учащиеся по очереди подходят к столу учителя, берут картонную фигурку одного из трех цветов — желтого, фасного или зеленого, затем становятся возле доски по группам:
1 группа — с фасными фигурками,
2 группа — с желтыми фигурками,
3 группа — с зелеными фигурками.
Ученики группы с красными фигурками закрывают глаза, а ученики с желтыми фигурками должны взять одного из них за руку и осторожно, не толкаясь и не натыкаясь на парты или товарищей, провести на рабочее место.
Ученики с зелеными фигурками выстраиваются «паровозиком» и осторожно направляются на рабочие места.
Задача: выполнить задания тихо, не толкаясь, не причиняя друг другу и себе травм, не нарушая порядка.
Учащиеся, распределившись на группы, готовят свои места к работе: по команде учителя выкладывают на парты цветную бумагу, картон, ножницы, клей, кисточку для клея, карандаш. Команды учитель подает молча, демонстрируя поочередно перечисленные предметы.
р | и | м | м | а | г | п | е | л |
ы | ш | к | а | Ф | р | и | м | о. |
б | у | б | л | е | а | д | г | к |
к | ш | у | ы | д | к | ю | у | я |
м | а | т | И | о | с | к | и | н |
у | Р | к | О | Р | а | м | X | н |
Р | и | О | ю | Ф | д | и | м | а |
к | н | п | е | ч | к | и | н | |
г | а | в | р | ю | ш | а | п | к |
Задача: сохранить тишину, быть внимательным, быстро приготовиться.
II. Организация усвоения знаний и формирование умений.
1. Определение темы и задан урока. Учитель. Рассмотрите письмо от литературных героев, которые тоже все делали дружно, вместе, и прочтите их имена.
— Из какого произведения эти герои? Кто кем был? (Дядя Федор — мальчик, Шарик— пес, Ма-троскин — кот, Печкин — почтальон, Гаврю-ша — теленок, Римма — мама, Дима — папа.) Сегодня Дядя Федор, пес и кот пришли к нам в гости. Они опять хотят поехать в деревню, но, к сожалению, домик был ветхий и совсем разрушился. Они просят вашей помощи. Если вы сможете работать так же дружно, как наши герои, то к концу урока сможете сделать для них новый домик. А герои будут наблюдать, советовать
2. Изучение нового материала.
Демонстрируются образцы изделий — изображение домика в плоскостной аппликации и модель домика из бумажных трубочек.
— Как вы думаете, какой домик предпочтут наши герои? Чем различаются эти домики? (Объемный домик можно рассмотреть со всех сторон, можно заглянуть внутрь.)
Значит сегодня мы должны сделать объемный домик.
Под руководством учителя учащиеся рассматривают технологическую карту (учебник, с. 39), образец изделия и определяют, из каких деталей состоит домик.
3. Вводный инструктаж по выполнению практического задания,
а) Определение последовательности работы.
Кот Матроскин, как самый хозяйственный, предлагает организовать работу так:
1.«Заготовка бревен».
2.Уборка дома.
3.Изготовление окошек.
4.Изготовление крыши.
5.Сборка домика.
— Согласны ли вы с таким ходом работы? Что лишнее? (Уборка дома.)
— Из чего будем заготавливать «бревна», делать крышу и на чем соберем домик?
Под руководством учителя ученики планируют работу. План (записан на доске).
1.Подготовка материалов и инструментов.
2.Изготовление трубочек и окошек.
3.Сборка домика на картонной основе,
б) Технология изготовления трубочек.
Перед началом планирования работы трем ученикам (по одному из каждой группы) дается задание самостоятельно рассмотреть технологическую карту по изготовлению трубочек из бумаги (учебник, с. 39) и попробовать изготовить трубочки самостоятельно, используя тренировочные листы бумаги (старую обложку от тетради, тетрадные листочки и т. п.).
Готовые трубочки сравниваются, одним из учащихся комментируется изготовление трубочки. Обращается внимание на следующие детали:
г трубочки должны быть одинаковой длины и толщины;
В сворачивать бумагу надо аккуратно, чтобы торцы были ровные и т. п.
в) Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и клеем.
Учитель. Шарик, как верный друг, всегда спешит на помощь. Вот и в этот раз он так торопился напомнить вам о безопасности, что от волнения все забыл. Вспомнить он смог только отрывочные слова. Давайте попробуем додумать, о чем хотел напомнить Шарик.
От имени героя учитель произносит слова, дети формулируют правила по ТБ при работе с ножницами и клеем:
О Клей, стол, клеенка. (Перед работой с клеем стоп надо застелить клеенкой.)
В Клей, одежда, глаза. (Следить, чтобы клей не попал на одежду, лицо и особенно в глаза.)
И Клей, плотно. (После работы клей плотно закрыть.) В Ножницы, движение. (Не резать ножницами во время движения.) В Ножницы, передать. (Передавать ножницы в закрытом виде.)
III. Практическая работа учащихся и текущий инструктаж учителя.
а) Подготовка материалов и инструментов.
В качестве основы необходимо взять целый лист картона. Для изготовления трубочек предлагается лист цветной бумаги сложить вдоль и разрезать на две полосы, затем каждую полосу, складывая два раза пополам, разрезать на 4 части. Всего из одного листа бумаги можно изготовить 8 трубочек длиной около 10 см.
б) Работа в группах.
Организовывается следующим образом: 1—2 человека — изготавливают окошки, 4—5 человек — изготавливают по 8 трубочек.
Для строительства деревянного дома можно использовать практически любые породы деревьев, лишь бы древесина была здоровой. Однако существуют определенные традиции деревянного зодчества, согласно которым баню лучше всего строить из липы или осины, и если такой возможности нет, то хотя бы произвести отделку парной материалами, изготовленными из этих деревьев, а жилой дом — из хвойных пород дерева: ели, сосны или лиственницы. Самым прочным материалом для стен является, конечно, лиственница, и, если нет возможности сделать из нее весь дом, постараться использовать ее хотя бы в нижних его венцах.
в! Анализ выполненных трубочек и выбраковка.
Учитель. Сложите все трубочки возле героев и подумайте, какие из ваших заготовок наши внимательные «контролеры» могут забраковать.
г) Сборка домика-
Обращается внимание на расположение трубочек-венцов в шахматном порядке.
IV. Заключительный этап.
1. Анализ работ и подведение итогов.
Учитель. Думаю, героям понравится жить в ваших домиках. Как вы думаете, почему у вас все получилось? (Работали дружно.) Если бы домик пришлось строить каждому из вас в одиночку, какой был бы итог урока?
2. «Экологическая страничка».
Учитель. У каждого из героев есть свои мечты. Из какого дерева они хотели бы иметь дом, вы догадаетесь, когда послушаете письмо каждого из них.
Хорошо читающие ученики каждой группы декламируют письмо-послание от своего героя. Учащиеся выясняют, о каком дереве идет речь. Пер Шарик-
Это дерево относится к хвойным породам. В Беларуси его можно встретить везде. Живет 400—600 лет и в зрелом возрасте (120—150 лет) достигает высоты 30—40 метров. Ствол у него прямой, ровный, его легко строгать и пилить. При обработке древесина не растрескивается. Древесина может быть очень смолистой — смолкой и не очень — сухощепкой. Смолка может пролежать на дне реки много лет и не сгнить, поэтому ее часто использовали при постройке кораблей, пристаней. (Сосна.)
Дядя Федор.
Это тоже хвойное дерево, которое живет около 600 лет и достигает 45 метров в высоту. Но оно намного прочнее сосны, устойчивее к сырости. Дом из этого дерева может простоять до 300 лет. И все это время дерево будет выделять в воздух лекарственные вещества, которые помогут живущим в таком доме людям чувствовать себя здоровыми, бодрыми и даже лучше видеть. Именно из этого дерева сделаны сваи — нижние столбы, на которых стоит много столетий город Венеция — город, где вместо улиц — реки, по которым перемещаются на лодках. (Лиственница.) Кот Матроскин,
А я хочу дом из такого твердого дерева, которое я своими когтями никогда не испорчу. Это лиственное дерево живет до 1 000 лет, и чем старше, тем прочнее становится. Раньше в домах все старались делать из него: и стол, и ступу, и даже колодцы на улице, тогда и вода всегда будет чистой и студеной. Настолько ценили это дерево, что 200 лет тому назад за незаконную его вырубку грозила смертная казнь. (Дуб.) 3. Рефлексия.
Учитель. Наши герои от радости хотят прокричать свое любимое «Ура!». Прокричите «Ура!» те, кто хорошо поработал в группе.
Прокричите «Ура!» те, кому понравилось строить дом вместе с товарищами.
Прокричите «Ура!» те, кто сможет сделать трубочки из бумаги и построить дом самостоятельно.
4. Информация о подготовке материалов и инструментов к сле-
дующему уроку.
5. Организация уборки рабочих мест.
Тема: Изготовление изделий из бумаги и картона Конструирование объемных форм из бумаги
Задачи: расширить представления детей о сюжетной композиции, продолжить знакомство с приемами конструирования объемных форм из бумаги; содействовать развитию воображения, развивать мелкую моторику рук; создавать условия для формирования навыков коллективной работы, чувства товарищества.
Оборудование: цветная бумага, клей, кисточка для клея, ножницы, модели домиков, изготовленные на прошлом уроке, изображения героев с прошлого урока, изображение дома в Простоквашино, изображения деревьев, тренировочные листы бумаги у каждого ученика, модель синей рефлексивной шляпы.
Ход урока
I. Организационный этап.
Учащиеся размещаются в группы в соответствии с работой на прошлом уроке.
Метод организации благоприятной коммуникации в группах: «Если бы я был...».
1 группа — «Если бы я был животным...».
2 группа — «Если бы я был сказочным героем...».
3 группа — «Если бы я был деревом. .». Работа в группах.
Обсуждается ответ на вопрос: «Что за пословица спряталась за забо-
ром?
II. Организация усвоения знаний и формирование умений.