Учение - это активный процесс усвоения знаний, умений и навыков

Своеобразие этого процесса у учащихся с нарушениями слуха сопряжено с особенностями их общего и речевого развития, с уровнем сформированности мотивов учебной деятельности, степенью развития активности и самостоятельности.

Образование является результатом процесса обучения, в ходе которого происходит овладение учащимися систе­мой знаний, умений, навыков из определенных облас­тей науки, техники, культуры. Оно включает в себя раз­витие интереса и способности к познанию, развитие мышления, памяти и воображения, внимания и наблюда­тельности.

Образование обеспечивает формирование у учащихся ос­нов научного мировоззрения, способности к систематиче­скому и самостоятельному приобретению знаний, к индиви­дуальной и коллективной познавательной деятельности, а также прививает им этические и нравственные ценностные нормы поведения. Своеобразие школьника с нарушенным слухом харак­теризуется тем, что отклонение в развитии словесной речи тормозит развитие всех познавательных процессов, накла­дывает отпечаток на развитие социальных потребностей, ог­раничивает общение с окружающими. Поэтому усвоение учащимися объема школьных знаний сопряжено с коррекционной направленностью обучения через особые коррекционные предметы: предметно-практическое обуче­ние, групповые и индивидуальные занятия по развитию ре­чевого слуха и произносительной стороны речи, музыкаль­но-ритмические занятия. Специальные методы обучения, особое структурирование содержания общих с массовой школой учебных предметов — особенно это касается рус­ского языка, — создание особых условий сообщения и закреп­ления знаний, увеличение информационной насыщенности всех уроков, использование специальных технических средств обучения (индивидуальные слуховые аппараты, спе­циальные классы, оборудованные современной слуховой аппаратурой) придают процессу обучения в специальной школе специфический характер. Обеспечение учащимся с недостатками слуха равных со слышащими прав в получении образования ста­вит перед школой для лиц с нарушениями слуха задачи поиска дополнительных, специально ориентированных на ребенка с нарушенным слухом способов преодоления недостатков в развитии, обеспечивающих подготовку к продолжению образования, к жизни и труду в различных отраслях народного хозяйства, к самосовершенствованию.

Основываясь на технологической концепции саморазвивающего обучения Г.К. Селевко, можно утверж­дать, что важную роль в самосовершенствовании наряду с образованием играет самообразование.

Самообразованиеосновано на собственных усилиях уча­щихся, не подвержено внешнему контролю и осуществля­ется, главным образом, в соответствии с собственной, само­стоятельно разработанной программой.

Именно поэтому основными условиями успешного само­образования являются систематический самоконтроль и самооценка. Источником самообразования выступают по­требности личности, исполнителем — сама личность, стре­мящаяся углубить свои знания путем индивидуального изучения интересующего ее материала.

Таким образом, самообразование необходимо рассмат­ривать как стремление личности учащегося к высокому уровню познания, достижению личных и социальных целей, подготовке себя к процессу адаптации в обществе. Самооб­разование неслышащих учащихся можно рассматривать как достижение ими максимально возможной самостоятельно­сти, высокого качества социализации и предпосылки для самовыражения и самоутверждения.

Значительную роль в самообразовании играет развитие самостоятельности. В процессе учебной работы глухие учащиеся обучаются различным приемам мыслительной деятельности, логическим приемам формирования обоб­щенных понятий, определений, приемам творческой дея­тельности. Особое внимание уделяется формированию ор­ганизационных умений и навыков работы с книгой, спра­вочниками, дополнительными источниками информации по различным учебным предметам.

Функции процесса обучения

В практической деятельности учителя условно выделя­ются образовательная, воспитательная и развивающая функции. Для практики обучения учащихся с нарушенным слухом харак­терна также коррекционная функция, пронизывающая весь педагогический процесс.

Образовательная функция предполагает усвоение науч­ных знаний, формирование специальных и общеучебных умений и навыков. Научные знания включают в себя фак­ты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.

Специальные умения и навыки включают в себя харак­терные для соответствующего учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки. Например, по физике и химии — это решение задач, проведение лабораторных и исследовательских работ, показ, демонстрация. По геогра­фии — работа с картой, географические измерения, ориен­тирование с помощью компаса и других приборов и т.п. По математике — решение задач, работы с вычислительными машинами различного типа, с логарифмической линейкой, с моделями и др. По биологии — работа с гербариями, муля­жами, коллекциями, препаратами, микроскопом.

Кроме специальных умений и навыков в процессе образова­ния учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыка­ми, которые имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгой, справочниками, библиографиче­ским аппаратом, навыками чтения и письма, рациональной организации учебного труда, соблюдения режима дня и др.

Специфика учебного процесса в специальной школе требует овладения специфическими умениями и навыками: зритель­ного и слухозрительного восприятия устной речи (чтение с губ), пользования дактильной формой словесной речи, ис­пользования остаточного слуха в учебной деятельности с целью восприятия учебного материала. Реализуя образо­вательную функцию обучения, сурдопедагог должен орга­низовать процесс овладения знаниями как активный, соз­нательный, по возможности максимально самостоятельный и творческий процесс, в котором должны принимать учас­тие все учащиеся. В процессе образования формируется познавательная деятельность учащихся, которая, по определению Ю.К. Бабанского, представляет собой «единство чувственного восприятия, теоретического мыш­ления и практической деятельности».

Считается, что учащиеся с нарушенным слухом усваивают теоретические знания формально, механически овладевают ими, а потому испытывают трудности применения этих знаний на практике.

Продвижению глухих и слабослышащих учащихся в умственном развитии способствуют не только приобретенные знания, но и спо­собы их усвоения. Важно отметить, что глубокое усвоение знаний возможно только на основе овладения сло­весной речью, а для закрепления полученных знаний необ­ходима их систематическая повторяемость. Учитывая коррекционную направленность образовательной функции в специальной школе, процесс обучения предполагает разносто­роннюю деятельность учащихся с целью обогащения чувст­венного опыта и развития сенсорной базы, развития комму­никативных способностей. Следует избегать механической тренировки речевых умений и навыков.

Осуществляя процесс обучения в единстве с формирова­нием словесной речи, дидактика специальной школы разработа­ла своеобразную систему использования различных видов речи на всех этапах образования учащихся в ком­муникативно-деятельностной системе. Научный подход к усвоению родного языка (С.А. Зыков) на основе учета со­циальной сущности и коммуникативной функции языка, его материальной природы с учетом своеобразия развития неслышащего ребенка позволил усваивать родной язык как сред­ство общения и пользоваться им на всех этапах обучения в условиях социального взаимодействия при изучении всех общеобразовательных дисциплин. Эта система позволяет глухим учащимся сознательно овладевать учебным мате­риалом и развивать свои познавательные возможности.

Одновременно с образовательной процесс обучения реа­лизует и воспитательную функцию, формируя у учащих­ся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды, убеждения, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе.

Воспитательная функция обучения заключается в том, что образовательный процесс одновременно является воспитывающим, направленным на определенные изме­нения в сознании и поведении учащихся.

Воспитательное воздействие процесса обучения детей с нарушениями слуха вы­текает из содержания и методов обучения. Использование сур­допедагогом воспитательных возможностей учебного материа­ла, связь изучаемых проблем с глубокими эмоциональными переживаниями на основе подбора подходящих фактов, ис­пользование художественных средств, выразительной речи и жестов обеспечивает осознание личной значимости для учащегося ценных в воспитательном отношении проблем, свя­занных с его личным опытом и переживаниями. Процесс вос­питания при правильной организации оказывает благотворное влияние на ход обучения, способствует воспитанию трудолю­бия, организованности, активности, создает условия для более активного и успешного обучения.

Таким образом, между обучением и воспитанием суще­ствует двусторонняя связь, при которой эффективность обучения зависит от уровня воспитанности учащихся, а са­мо обучение способствует формированию определенных взглядов, убеждений, нравственных норм и понятий, соци­альных установок, направленности личности на обществен­ные, материальные и духовные ценности, воспитание пред­почтительного отношения к тем или иным из них.

Развивающая функция обучения направлена на обес­печение высокого уровня общего развития учащихся с нарушенной функцией слухового анализатора. В процессе обучения ставятся познавательные задачи, которые постоянно побуждают и стимулируют развитие лич­ности учащегося. Обучение при специальной направленно­сти включает учащихся в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорное восприятие, двигательную, ин­теллектуальную, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. При такой направленности обучение осуществ­ляет развивающую функцию. Содержание развивающей функции обучения представляет развитие и формирование психических процессов и свойств личности учени­ка, его познавательной активности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Развивающая функция обучения в специальной школе определяется содержанием образо­вания, где каждый этап обучения подготавливает школьни­ков к переходу на следующую ступень в освоении учебных дисциплин и одновременно обеспечивает стимулирующее воздействие на развитие психической деятельности ребен­ка данной возрастной группы.

Коррекционная функция процесса обучения заключает­ся в поддержке фундаментальных способностей уча­щегося, позволяющей ему усвоить объем знаний, требуемых программой, а также достичь уровня развития, необходи­мого для интеграции в обществе.

Эта функция процесса обучения реализуется главным образом через коррекционные курсы обучения неслышащих, которые создают особую педагогически организован­ную слухоречевую среду, обеспечивают формирование и раз­витие речи в условиях предметно-практической деятельно­сти. Коррекционная направленность обучения реализуется также на общеобразовательных предметах и обеспечивает неслышащим детям полное образование в объеме массовой общеобразовательной школы. Комплексное воздействие на нарушенные функции в специально организованном про­цессе обучения, обогащение мотивационно-потребностного плана взаимосвязанных видов деятельности в учебном про­цессе позволяют сгладить основной дефект и приблизить неслышащего ребенка к естественному пути развития.

Рассмотренные выше функции находятся в сложно пе­реплетающихся связях, которые реализуются комплексом задач урока, направленных на образование, воспитание, раз­витие и коррекцию речевых недочетов и других отклоне­ний в развитии личности ребенка. Функции обучения рассматриваются с точки зрения системного под­хода, позволяющего определить, чему нужно и возможно научить школьников. По своей сути рассмотренные выше функции фактически отражают сущность процесса обу­чения в специальной школе.

Наши рекомендации