Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения.

Для оценивания сформированности компетенции используется интервальная шкала. Интервальная шкала как более значимая включает остальные (порядковую, наименования, отношений) и позволяет определить значение «весовых коэффициентов» успешности усвоения знаний, умений и способов владения ими. Эту шкалу можно использовать для оценивания качества выполнения разноуровневых заданий, для оценки результатов практики (отчетная документация). В оценочные средства по практике можно включить пять заданийI, II, III, IV, V уровней (либо одно комплексное задание, интегрирующее несколько уровней). В соответствии с выбором инструментария (содержания и количества контрольных заданий) изменится и интервальная шкала расчета весовых коэффициентов качества усвоения ЗУВ (таблица 7).

Таблица 7

Шкалы оценивания знаний, умений и способов владения ими на разных уровнях их усвоения

Уровни усвоения ЗУВ
Шкалы оценивания
порядка наименования отношения интервалов
I II III IV V распознание запоминание понимание применение владение I:II:III:IV:V 1:3:5:7:9 I:II:III:IV:V 1:3:5:7:9 4:12:20: 28:36
I II III IV распознавание и запоминание понимание применение владение I : II : III : IV
1:3

:5:7:9

I : II : III : IV
1:3

:5:7:9

16 : 20 : 28 : 36

I II III распознавание, запоминание, понимание применение владение I: II: III
1:3:5

: 7 : 9

I: II: III
1:3:5

: 7 : 9

36 : 28 : 36

4.3. Требования к отбору заданий для промежуточной аттестации.

4.3.1. Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

4.3.2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний (действия по алгоритму).

4.3.3. Третья группа заданий направлена на проверку умения применять знания в реальной профессиональной деятельности (производственная практика).

4.4. Способы проверки и оценки заданий промежуточной аттестации и сформированности компетенции.

4.4.1. Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа:

Кy=n/m;

где:

Кy – коэффициент успешности;

n – количество выполненных операций (заданий) обучающимся;

m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить обучающийся.

4.4.2. Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий.

Успешность выполнения разноуровневых заданий (таблица 7 строка 1) с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции:

ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV

Если в контроль включено четыре разноуровневых задания (таблица 7 строка 2), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV

Если в контроль включено три разноуровневых задания (таблица 7 строка 3), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:

ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII

Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что если у обучающегося коэффициент составляет 0,5–0,7, то он готов и способен демонстрировать компетенцию в своей профессиональной деятельности, в частности на педагогической практике.

4.5. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности обучающихся

В соответствии с Положением об организации практик процесс организации практики делится на три этапа: подготовительный, основной и итоговый (п. 1.1.).

Текущий контроль осуществляется в основной и итоговый периоды практики.

В основной период практики студенты выполняют программу практики:

– во время производственной практики посещают и анализируют занятия (уроки), ведут дневник практики, готовят конспекты, разрабатывают технологические карты, осуществляют индивидуальное планирование, готовят аналитические справки и характеристики и пр. (в соответствии с содержанием программы практики);

На основе представленных студентами индивидуальных планов работы (расписания) групповые руководители и другие преподаватели кафедр проводят консультации и посещают студентов на местах практик (п. 1.2). Руководители практики осуществляют контроль за своевременностью выполнения заданий, заполняя карту оценки сформированности компетенций обучающихся (по результатам наблюдения).

На заключительном этапе практики (п. 1.3.) анализируются студенческие отчеты групповым и другими руководителями практики. На совещании руководителей и организаторов практики подводятся итоги текущего контроля (на основе анализа характеристик с мест прохождения практики, листа экспертной оценки результатов практики обучающегося и собственно отчетной документации студента (в соответствии с программой практики, таблица 5 «Отчетная документация по практике»)). На основании анализа отчетов и итогов текущего контроля определяются коэффициенты сформированности компетенций, измеряемых в рамках текущего контроля. Коэффициенты представляются в таблице (таблица 5).

Промежуточная аттестация осуществляется на основе результатов текущего контроля, анализа листа экспертной оценки (приложение 1) и отчета студентов на итоговой конференции по практике.

Итоговая конференция по практике проводится руководителем практики в ходе круглого стола и защиты презентации. Обучающийся на итоговой конференции по практике представляет (защищает) отчет. Защита отчета может проходить в индивидуальной и групповой форме. В приложении 2 представлен план презентации.

Руководитель практики оценивает результаты практики на основе критериев, представленных в таблице 8.

Таблица 8

Примерные критерии оценивания обучающихся по практике

Критерии Отметка
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1; – выполнилвсроки навысокомуровневесьобъем работы, требуемыйпрограммойпрактики; – владеет теоретическимизнаниями на высокомуровне; – умеет правильно определять иэффективно осуществлять основную профессиональную задачу сучетомособенностейпроцесса(возрастныхииндивидуальных особенностейобучающихся,спецификиработыорганизации); – проявляетв работе самостоятельность,творческийподход,такт,педагогическую культуру   «отлично»  
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69; – выполнил всроквесьобъем работы, требуемыйпрограммойпрактики; –умеетопределять профессиональныезадачииспособыихрешения; – проявляетинициативу вработе, но приэтомв отдельных случаяхдопускает незначительныеошибки; –владееттеоретическими знаниями, но допускает неточности «хорошо»  
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59; – выполнил весьобъем работы, требуемыйпрограммойпрактики; – не всегда демонстрирует умения применять теоретическиезнания различных отраслей наукина практике; – допускаетошибкив планированиии проведении профессиональной деятельности; – непроявляет инициативыприрешениипрофессиональныхзадач «удовлетвори-тельно»  
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5; – не выполнилнамеченныйобъемработывсоответствиис программойпрактики; – обнаружилслабыетеоретическиезнания,неумениеихприменять для реализации практическихзадач; –неустановилправильныевзаимоотношениясколлегамии другими субъектамидеятельности; –продемонстрировал недостаточновысокий уровень общей и профессиональной культуры; – проявил низкую активность – не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; – во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий); – отсутствовал на базе практике без уважительной причины; – нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; – не сдал в установленные сроки отчетную документацию «неудовлетвори-тельно»  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ

Список литературы

Основная литература:

1. Будникова Е. С. Педагогическая помощь учителя-дефектолога родителям детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]:[методические рекомендации ]/ Е.С. Будникова, Е.В. Рузникова, М.Б. Хабибулина.-Челябинск:Изд-во ПИРС,2010.

2. Верещагина Н.В. "Особый ребенок" в детском саду [ Текст]: практ. рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии/Н.В.Верещагина.-СПб.:Детство- Пресс,2009.

3. Положение о практике обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования в ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» / Утверждено учёным советом ЧГПУ, протокол № 1 от 29.08. 2014 г.

Дополнительная литература

4. Баряева Л.Б., Зарин А. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

5. Баряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. – СПб, 2001.

6. Гаврилушкина О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991.

7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание./ Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева – М., 2003

8. Чумакова И.В. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М.: Владос, 2001.

9. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М.: Просвещение, 1984.

10. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002.

11. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: СОЮЗ, 2001.

12. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.

13. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М.,1973.

14. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

15. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста: Программа для специальных дошкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1991.

16. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя/ Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1993.

17. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов.- 2-е изд., перераб.-М.: Просвещение: Владос, 1995.

18. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.

19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988.

20. Корекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных учреждениях/ Под ред. Н.Г. Морозовой. – М.: Изд-во АПН СССР, 1979.

21. Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

22. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

23. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984.

24. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой. – М.: Просвещение, 1984.

25. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии. – М., 1998.

26. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. – М.: Просвещение, 1996.

27. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учеб.для вузов / В.В.Лебединский. – М.: Академия, 2004. – 142 с.

28. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза / И.И. Мамайчук. – СПб., 2000.

29. Ульенкова У.В., Лебедева О.С. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002.

5.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

30. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологич. основы: Учеб. пособие для вузов / Л.И.Акатов. – М.: Владос, 2004. – 364 с.

31. Актуальные проблемы диагностики психического развития детей/ под ред. К.С. Лебединской.- М., 1982.

32. Венгер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагополучных вариантов развития личности детей и подростков / Л.А. Венгер - М.-Рига, 2000.- 92 с.

33. Выгодская И. Г.Сюжетно-ролевая игра на занятиях в группе подготовки к школе : [детей с нарушениями развития] / Выгодская И. Г., Субботина Е. В.// Аутизм и нарушения развития. - 2008. - № 3. - С. 34-42.

34. Выготский, Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.- 654 с.

35. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.

36. Дрягина И. С.Создание профессионального педагогического сообщества как основной ресурс развития инклюзивного образования / Дрягина И. С// Дефектология. - 2013. - № 1. - С. 68-74.

37. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умст­венного развития детей [Учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов] — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение: Владос, 1995.— 112 с.

38. Катаева А. А. Дошкольная олигофренопедагогика: учебник для вузов / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: Владос, 2005.

39. Колесникова Г. И. Психокоррекция нарушений развития [ Текст]:учеб. пособие для вузов/Колесникова Г.И.-Ростов н/Д.:Феникс,2009.

40. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.П. Коломинский , Е.А. Панько , С.А. Игумнов. - СПб. : Питер, 2004.- 480 с.

41. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л. Коломинский [Е.А. Панько, С.А. Игумнов и др.]– СПб..: Питер, 2005. – 480 с.

42. Кондратьева С. Ю.Развитие основ культуры познания у старших дошкольников с ЗПР в условиях образовательного учреждения / Кондратьева С. Ю., Лебедева Н. В.// Дошкольная педагогика. - 2012. - № 3. - С. 46-48.

43. Королева А. А.Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Королева А. А.// Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 34-43.

44. Королева А. А.Использование креативных методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития / Королева А. А.// Специальное образование. - 2009. - № 3. - С. 34-43.

45. Лебедева И. Н.Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / Лебедева И. Н.// Специальное образование. - 2011. - № 3. - С. 136-141.

46. Лебедева И. Н.Связная речь : речь в общении и речь в деятельности / Лебедева И. Н.// Специальное образование. - 2012. - № 1. - С. 166-183.

47. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2004.- 400 с.

48. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. Ранний и дошкольный возраст. М. Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997.- 303 с.

49. Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие/ Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: «Владос», 2003.- 408 с.

50. Многоотраслевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ – 10. –М.: СПб., 2003.

51. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: Хрестоматия по психологии / Сост.В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2002. – 256 с.

52. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя-дефектолога / авт.-сост. Л.М. Шипицына, Е.И. Казакова, М.А. Жданова; ред. Л.М. Шипицына. – М.: Владос, 2003. – 527 с.

53. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.- М. : АРКТИ, 2000. – 208с.

54. Соколова Е. В. Психология детей с задержкой психического развития [ Текст ]:учеб. пособие/Е.В. Соколова.-М.:Сфера,2009.

55. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ [Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.]; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 с.

56. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.]; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2009. – 400 с.

57. Фурманов, И.А. Психология депривированного ребенка: Пособие для психологов и педагогов / И.А.Фурманов, Н.В. Фурманова. – М.: Владос, 2004. – 319 с.

1.3.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

58. Альманах института коррекционной педагогики РАО: Режим доступа: http://almanah.ikprao.ru/1/contents.htm

59. Дефектология Режим доступа: http://www.shishkova.ru/library/journals/defectology.htm-http://defektologlub.ru

60. Журнал «Вестник образования»: Режим доступа:: http://vestnik.edu.ru

61. Образовательный портал г. Челябинска: Режим доступа:: http://www.chel-edu.ru

62. .http://www.defectology.ru

63. http://www.school. edu.ruhttp://www.4stupeni.ru/.

64. .http://www.specialneeds.ru/

Наши рекомендации