Кто есть кто на российском рынке средств информатизации
Хотя финансовое положение российских производителей и поставщиков средств информатизации установить пока сложно, особенно для фирмы, не располагающей соответствующими специалистами, опытом и связями, тем не менее, структура рынка информатизации постепенно формируется, и некоторая информация о действующих субъектах появляется.
Интерес к российскому рынку существует и у зарубежных компаний. Он рассматривается как вполне перспективный, в связи с чем известная компания Dataquest раз в квартал составляет аналитические отчеты. Эти материалы доступны через Интернет, естественно, за соответствующую плату, которая является для отечественных возможностей весьма ощутимой.
Поэтому для специалистов технологического профиля доступными являются, прежде всего, публикации в компьютерной прессе. Количество периодических изданий в стране превышает сотню, их уровень - самый различный: от достаточно популярных и обзорных до глубоко профессиональных. Степень их доступности не вполне удовлетворительна, большинство изданий выходит в Москве, и их распространение не обеспечивается в необходимой мере. Использование сети Интернет несколько снимает эту проблему.
Формируются и ориентированные на применение в бизнесе систематические материалы. Выпускаются каталоги, рекламные материалы, книги-справочники, содержащие информацию о персонах компьютерного рынка, региональные указатели фирм, торговые марки, проекты и др. Информационные материалы публикуются также в Интернете.
Российское агентство маркетинговых исследований Dator в течение нескольких лет формировало и выпускало обзор «top 100 компьютерного бизнеса России». Этот рейтинг подвергался традиционной критике за отсутствие ясной методики и четких критериев определения лидеров рынка, что в данных условиях является совершенно естественным: авторитет, каким пользуются во всем мире, например, Dataquest или IDC, завоевывается в течение многих лет даже такими грандами маркетинга.
Во всяком случае Dator принял решение в сентябре 1998 г. отказаться от составления рейтинга «top 100 компьютерного бизнеса России» и перейти на формирование материалов под девизом «Анализ текущего состояния компьютерного рынка». Материал формируется теперь в виде множества таблиц, обработка которых поможет компаниям принимать эффективные решения.
Многомерное описание фирм не требует, конечно, их одномерного ранжирования, что снимает в какой-то мере остроту критики со всех сторон в необъективности оценки. Агентство просто собирает и упорядочивает информацию и предоставляет потребителю самому составить любой рейтинг-лист по своим собственным критериям и мотивам. В этом тоже специфика рынка России: во время кризиса 1998 г. в агентство Dator в течение длительного времени не обратилась ни одна фирма за какими-либо материалами аналитического характера, и в самом агентстве таких оперативных данных, характеризующих кризис, тоже сформировано не было.
По данным российского отделения IDC, российский рынок ИТ в 2000 г. еще не вернулся к докризисному состоянию. Спад был очень глубоким, он еще не преодолен, хотя рост и имеется (табл. 9.3).
Таблица 9.3
Динамика российского рынка ИТ
Сегмент рынка | Год | |||
Рынок ПК, млн. шт. | 1,4 | 0,95 | 1.2 | 1.33 |
Рынок ИТ, млрд долл., всего | 3,48 | 2,43 | 2.2 | 2.6 |
в том числе: | ||||
сетевого оборудования, млн. долл. | 180,4 | 190,8 | -. | |
офисной техники, млн. долл. | - | |||
серверов, млн. долл. |
К прежним показателям не вернулся еще и рынок ПК. Среди компаний-сборщиков к числу собранных машин лидерами являются «Формоза», R&K. HP, Compaq и «Аквариус». Фирмы консалтинговые и системных интеграторов оценить существенно сложнее в силу специфики их продукции. Поэтому любые данные имеют характер оценок и не претендуют на точность. Российские компьютерные компании традиционно не очень охотно откликаются на предложения заполнить какие-либо анкеты, в кризисный период все они стали еще более замкнутыми.
9.1.4. ОБОБЩЕННАЯ ОЦЕНКА ИНДЕКСА ПРОИЗВОДСТВА
Предприятия, занимающиеся одной и той же деятельностью, как известно, очень часто имеют разную эффективность. Так было даже во времена жесткого планового регулирования экономики. При действии рыночных механизмов эти различия резко усиливаются, поскольку каждое предприятие предоставлено самому себе, вернее - квалификации и опыту имеющихся у него специалистов, в том числе информационных менеджеров, если они у него есть и осознаются как таковые.
В связи с этим и информационному менеджеру нужно иметь методы и критерии, дающие возможность обобщенно оценить состояние производства и перспективы его развития. Для этой цели может быть применено широко известное в макроэкономике уравнение Дугласа (Paul H. Douglas) [4]
Y= a KaLb; (9.1)
где Y - индекс производства;
a - коэффициент производительности труда;
К - индекс капитала;
L - индекс рабочей силы;
a > 0, b > 0 - коэффициенты эффективности соответствующих ресурсов-капитала и рабочей силы.
Уравнение (9.1) получено в 20-е гг. американским экономистом П. Дугласом, выявившим, что на выпуск продукции в обрабатывающей промышленности решающее влияние оказывают два фактора: труд и капитал. Обработка информации как индустриальная сфера по ее внешним характеристикам в значительной мере может быть уподоблена обрабатывающим технологиям в промышленности (см. главу 1), поэтому уравнение Дугласа и в сфере информатизации может использоваться для обобщенной оценки бизнеса.
На основе регрессионного анализа множества реальных данных, характеризующих различные производства, выявлено, что в среднем действует следующее соотношение между коэффициентами эффективности ресурсов:
a+b=1, (9.2)
которое принято в качестве характеристики свойств идеальной модели производства. С учетом соотношения (9.2) уравнение Дугласа (9.1) используется в форме Кобба-Дугласа, имеющей следующий вид:
Y= a KaL1-a; 0<a<1, a+b=1, (9.3)
Уравнение (9.3) является классическим в макроэкономике. Оно позволяет оценить обобщенные производственные возможности любого предприятия, не прибегая к детальным и потому рискованным и дорогостоящим проектным и исследовательским мероприятиям.
В тех случаях, когда сфера деятельности предприятия является бурно развивающейся, обобщенный показатель производительности труда может ощутимо изменяться за счет научно-технического прогресса в данной сфере. В сфере информатизации это имеет место в глобальном масштабе. Для таких условий уравнение Кобба-Дугласа (9.3) может использоваться в следующем виде:
Y= aelt KaL1-a; 0<a<1, a+b=1, (9.4)
где aelt - множитель, позволяющий учесть научно-технический прогресс (предполагается, что этот процесс имеет экспоненциальные свойства); А, - показатель темпа прогресса.
Однако при стационарных условиях или при отсутствии достаточных данных вполне уверенно применяется уравнение Кобба-Дугласа в его классическом виде (9.3), что тоже представляет интерес.
Хотя формулы (9.3) и (9.4) по существу эмпирические, на их основе выполняются важные и универсальные исследования. В самом деле, для создания любого продукта требуются капитал и рабочая сила, и уравнение Кобба-Дугласа позволяет оценить возможное увеличение производства при наличии имеющихся или планируемых ресурсов. Произведенный продукт нужно реализовать, но это уже рынок с его законами; данное уравнение характеризует только производство.
Кроме того, на основании уравнения (9.3) можно вполне успешно сравнивать эффективность производства на различных предприятиях по составу их ресурсов, а также по типу их организации. В уравнении Кобба-Дугласа влияние организации проявляется через значение коэффициента а, характеризующего обобщенную производительность. Это уравнение позволяет наглядно показать, что не следует рассчитывать, будто удастся скомпенсировать нехватку наукоемкого и эффективного, но, естественно, дорогостоящего оборудования, т.е. капитала, привлечением большого числа малоквалифицированных и плохо сплачиваемых рабочих или просто увеличением количества работающих, т.е. индекса рабочей силы.
Из уравнения (9.3) следуют также мотивы, побуждающие перетекание тех или иных производств из одного региона в другой:
в промышленно развитых странах имеются в избытке финансовые ресурсы, но недостает рабочей силы. Это означает, что в таких странах крайне невыгодны на макроуровне дешевые и неэффективные производства. Так, один из экспертов правительства ФРГ по инвестициям, профессор Вернер Гохт (Werner Gocht) из RWTH Aachen сказал в начале 90-х гг. автору, что ФРГ не может себе позволить выпускать, например, автомобили дешевле 17 тыс. марок.
Аналогичным образом может быть проанализирована деятельность предприятия: состояние, состав и объем его ресурсов, необходимых для данного производства, как на самом предприятии, так и в окружающих его условиях. То же можно проделать и по отношению даже просто к отдельному работнику в его частных индивидуальных устремлениях. В этом случае индекс рабочей силы характеризуется прежде всего уровнем профессиональной квалификации - опыта и образования, а индекс капитала - доступными ему для осуществления его планов финансовыми ресурсами.
ЭКОНОМИКА ИНФОРМАТИЗАЦИИ