Комплексная система управления качеством продукции.
Качество продукции согласно Международному стандарту ИСО 8402-86 - это совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Показатель качества продукции - это количественная оценка одного или нескольких свойств продукции. Основные показатели качества продукции отражены в стандартах (международных, национальных, отраслевых) предприятий и технических условиях.
Для оценки качества продукции используется система показателей, которая включает следующие группы.
1. Обобщающие,характеризующие общий уровень качества продукции: объем и долю прогрессивных видов изделий в общем выпуске, сортность (марочность) продукции (в легкой, цементной отраслях промышленности), экономический эффект и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества.
2. Комплексные,характеризующие несколько свойств изделий, включая затраты, связанные с разработкой, 1щризводством иэксплуатацией. В каждой отрасли промышленности применяются свои специфические комплексные показатели.
3. Единичные,характеризующие одно из свойств продукции.
Они подразделяются на показатели:
назначения, характеризуют приспособленность изделий для использования по назначению и область их применения, например мощность двигателя, скорость, производительность станка, грузоподъемность, ходимость шин, или их пробег до износа, процент содержания полезного вещества в сырье и т. д.;
надежности и долговечности. Надежность - это свойство изделия сохранять технические параметры в заданных пределах и фиксированных условиях эксплуатации, например частота отказов изделия, вероятность отказа, безотказность, сохраняемость, работоспособность и т. п. Долговечность - это свойство изделия длительно сохранять работоспособность в определенных режимах и условиях эксплуатации до разрушения или другого предельного состояния, например срок службы, ресурс работы (число километров пробега автомобиля, часы работы подшипника, ходимость
шин и т. д.);
технологичностиизделия, характеризуют эффективность конструкции машин и технологии их изготовления. К ним относятся показатели блочности и агрегатности конструкций, выражающие простоту монтажа изделия, удельной трудоемкости, материале- и энергоемкости, коэффициент рационального использования прогрессивных материалов в изделии и т. д.;
эргоиометричеекие. позволяющие определять удобство и безопасность эксплуатации изделий. Они характеризуют систему человек - изделие - среда и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. К показателям этой группы относят степень освещенности, влажности, шума, вибрации, запыленности, расположение и удобство сидений, органов управления, рациональность интерьера и рабочего места. С их помощью измеряются параметры продукции, влияющие на работоспособность человека при ее эксплуатации;
эстетические, характеризующие способность продукции удовлетворять потребность в красоте. Они определяют такие свойства продукции, как внешний вид, гармоничность, целостность, выразительность, оригинальность, красоту форм, соответствие среде, стилю, моде и т. п. С их помощью устанавливается художественно-конструкторский уровень изделия;
стандартизации и унификации, определяющие степень использования в продукции стандартизированных составных частей изделия (сборочных единиц, деталей, узлов) и уровень их унификации (конструктивной преемственности), например отношение стандартизированных и унифицированных частей изделия к общему числу частей в изделии, коэффициенты повторяемости, применяемости по типоразмерам и составным частям продукции;
патентно-правовые, характеризующие удельный вес отечественных изобретений в данном изделии ивозможность беспрепятственной реализации продукции как в своей стране, так и за рубежом (показатели патентной защиты, патентной чистоты);
транспортабельности, определяющие приспособленность продукции к перевозкам. К ним относятся средняя продолжительность и стоимость подготовки к перевозкам, погрузочно-разгрузочным работам, средняя материалоемкость упаковки;
экономические, характеризующие затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, экономическую эффективность ее эксплуатации. К ним относятся цена, прибыль, себестоимость, рентабельность изделия, эксплуатационные издержки как в абсолютном выражении, так и на единицу основного показателя назначения изделия.
Необходимым инструментом, характеризующим соответствие показателей качества продукции требованиям нормативно-технической документации и стандартам является сертификация.
Сертификация (лат.) - сделано верно.
Сертификация - это оценка, подтверждающая с необходимой достоверностью соответствие продукции требованиям государственных и международных стандартов, техническим условиям.
Установление соответствий показателей (параметров) качества продукции заданным требованиям сопряжено с ее испытанием, задачей которого является установление соответствия характеристик объекта заданным требованиям
Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях.
Любая система сертификации использует стандарты (международные, национальные, региональные) на соответствие требованиям. Информация о соответствии стандартам необходима покупателям, страховым компаниям, правительственным органам для самых разных ситуаций, связанных с продуктом труда.
В системе сертификации третьей стороной применяются 2 способа указания соответствия стандартам:
1. Сертификат соответствия.
2. Знак соответствия, которые являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном продукте.
Сертификат соответствия - это документ, изданный по правилам системы сертификации и сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Информация, представленная в сертификате, должна обеспечивать возможность ее сравнения с результатами испытаний (измерений параметров), на основе которых он выдан.
Знак соответствия - это документ в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция (процесс, услуга) соответствуют конкретному стандарту или другому нормативному документу.
Знак соответствия подтверждает качество продукции, и как правило, размещается на сертификатах, таре и упаковке.
Первым таким знаком был «Знак качество». В странах Европейского содружества (ЕС) в качестве единого знака соответствия принят знак (С^)
С^ означает соответствие продукции законодательству ЕС, национальные знаки остаются, но они не могут отразить соответствие законодательству ЕС. Знак С^ - единственный знак, который может указывать на соответствие различным директивам ЕС и становится фактором конкурентоспособности продукции.
Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, ответственности, методов, процессов и ресурсов, обеспечивающих проведение определенной политики в области качества. Она разрабатывается с учетом ориентации на потребителя, конкретного продукта, охвата всех стадий жизненного цикла продукции. Система качества должна:
- обеспечивать управление качеством на всех этапах жизненного
цикла продукции:
- обеспечивать участие в управлении качеством всех работников
предприятия;
- устанавливать ответственность на всех этапах управления;
- обеспечивать непрерывность деятельности по качеству с деятельностью снижения затрат;
- обеспечивать проведение профилактических проверок по предупреждению несоответствий и дефектов;
- обеспечивать обязательность выявления дефектов и препятствовать их допуску в производство и к потребителю;
- устанавливать порядок проведения периодических проверок, анализа и совершенствования системы;
- устанавливать и обеспечивать порядок документального оформления всех процедур системы.
В соответствии с ГОСТом управление качеством продукции -это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве, обращении или эксплуатации или потреблении путем систематического контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество
продукции.
Управление качеством продукции на отечественных предприятиях осуществлялось в рамках Комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП). КСУКП имеет ряд особенностей:
- система являлась объектом организационного проектирования;
- в своей основе она базировалась на разработке технологических карт управления - организационно-регламентированных стандартов предприятия (СТП);
- система была создана на основе обобщения и анализа передового
опыта по управлению качеством продукции;
- в системе четко определялись цели, принципы и функции управле-
ния качеством.
КСУКП, внедряемая на предприятиях по четырем стадиям жизненного Цикла изделия (проектирование, изготовление, реализация и эксплуатация).
Осознанная необходимость комплексного подхода к управлению, качеством, как составной части системы управления предприятием, привела к тому, что в промышленно развитых странах в 60-70-е годы стали (разрабатываться стандарты на системы управления качеством. Основные цели данных документов - содействие в развитии стандартизации в мировом масштабе для облегчения товарообмена, взаимная помощь, и, как следствие, - повышение конкурентоспособности и создание базы доверия в отношениях между изготовителем и потребителем.
Координатором работы в этой области является Технический комитет 176 Международной организации по стандартизации (ИСО), который в 1987 году подготовил и опубликовал пять международных стандартов на системы качества, получивших в ИСО индекс 9000 Первый из них, ИСО 9000, представляет собой руководство по выбору и применению стандартов этой серии. Стандарты ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 содержат нормативные требования к системам качества для различных этапов жизненного цикла продукции. Назначение указанных стандартов - быть сравнительными моделями при оценке системы качества производителя в контрактных отношениях, при сертификации или иных ситуациях. Стандарт ИСО 9004 представляет собой руководящие указания, устанавливающие требования к системе качества, и предназначен для использования предприятием-изготовителем при разработке и внедрении системы.
Одним из элементов системы управления качеством является организация технического контроля на предприятии.
Под техническим контролем понимается проверка соблюдения требований, предъявляемых к качеству продукции на всех стадиях ее изготовления, и всех производственных условий, обеспечивающих его.
Основной задачей технического контроля является обеспечение выпуска высококачественной и комплектной продукции, соответствующей стандартам и техническим условиям.
Технический контроль за качеством продукции производится на предприятиях централизованно, через отдел технического контроля ОТК) -самостоятельное структурное подразделение.
В функции ОТК входят:
- контроль поступающих на предприятие со стороны сырья, материалов, полуфабрикатов; топлива;
- контроль состояния оборудования и технического оснащения;
- контроль выполнения технологического процесса на всех стадиях изготовления продукции; контроль качества продукции; предупреждение, выявление и учет брака; установление причин брака;
- разработка мероприятий по устранению брака, рекламаций и улучшению качества продукции.
Виды и объекты технического контроля. Для решения задач, стоящих перед ОТК, необходимо правильно выбрать вид технического контроля.
По назначению технический контроль различают:
- входной определяющий соответствие закупаемых для производства сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий требованиям научно-технической документации (НТД). Проверяется наличие у них сертификатов качества: При этом контролируется комплектность поставок, правильность оформления сопроводительной документации и маркировки продукции;
- предварительный, осуществляется с целью предотвращения поступления в производство бракованных предметов труда и заключается в проверке качества сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий до начала их обработки (сборки);
- промежуточный, осуществляется в процессе Изготовления какого-либо объекта по отдельным операциям. Он может быть пооперационным (проверка после каждой операции) и групповым - проверка после нескольких операций;
- окончательный, производится при приемке готовых изделий для
выявления некачественной продукции. Он сопровождается специальными
испытаниями и анализом уровня качества в соответствии со стандартами и
техническими условиями.
К объектам технического контроля относятся сырье, материалы, полуфабрикаты, детали, сборочные единицы, изделия, оборудование и технологическое оснащение, транспортные средства и технологические процессы.
В процессе контроля используются различные контрольно-измерительные приборы, аппараты, инструменты, устройства.
Методы количественной оценки качества продукции. Процесс контроля качества продукции состоит из определения количественного значения контролируемого параметра и его сравнения с установленным стандартом или другим нормативным значением.
Методы количественной оценки качества продукции изучает специальная наука - квалиметрия. Количественные значения показателей качества продукции определяются:
- экспериментальным методом, базирующимся на применении
технических средств. Он позволяет дать наиболее объективную количест-
венную оценку качеству, так как в его основе лежат физические экспери-
менты - методы метрологии (измерение геометрических размеров, массы,
твердости, электропроводности, износоустойчивости и т. п.);
- органолептическим методом, основанным на определении качества соответствующими специалистами с помощью органов чувств по балльной системе (измерение вкуса, запаха, цвета);
- социологическим методом, основанным на использовании данных учета и анализа потребителей продукции; экспертным методом, базирующимся на использовании обобщенного опыта и интуиции специалистов и потребителей продукции.
Перечисленные методы предусматривают 100%-ный охват контролируемых объектов. Однако нередко оказывается целесообразным подвергать проверке лишь часть контролируемых объектов. В этом случае применяются статистические методы контроля.
Под статистическим методом контроля понимается контроль качества продукции или состояния технологического процесса, проводимый с использованием теории вероятности и математической статистики.
Мировой опыт управления качеством сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000 - 9004. принятых международной организацией по стандартизации в марте 1987 г. и обновленных в 1994 г.
Главная цель ИСО - содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечения- международного товарообмена, а также для расширения сотрудничества в области научной, технической и экономической деятельности Он устанавливает единый, признанный во всем мире, подход к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентирует отношения между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качеством продукции.
Стандарт ИСО серии 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качеством» содержит руководящие указания по выбору и использованию стандартов в соответствии с конкретной ситуацией в деятельности предприятии.
Международные стандарты ИСО серии 9000 - устанавливают единый, признанный во всем мире подход к договорным условиям по оценке систем обеспечения качеством и регламентирования отношений между покупателем продукции и ее поставщиком по вопросам обеспечения качества
продукции.
Кроме того существуют стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003, которые содержат нормативные требования в системе качества для различных этапов жизненного цикла продукции. Стандарт 9004 - это руководящие указания, устанавливающие требования в системе качества и предназначен для использования предприятием-изготовителем для разработки и внедрения системы.
Существуют также специализированные региональные организации по стандартизации: Европейский комитет стандартов (СЕН), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА) и другие. Разрабатываемые ими нормативно-технические документы в отличие от международных, носящих обязательный характер, подлежат обязательному введению в национальную практику стран, которые к ним присоединились.
Производственная группа | Потребительская группа | ||||||||||||||
технологичности | надежности | ||||||||||||||
: | |||||||||||||||
назначения | трудоемкости изготовления | /доемкости подготог шя к функциоииров | материалоемкость | стандартизации и унификации | прочие показатели | патентно-правовые | долговечности | безотказности | сохраняемое™ | ремонтопригодно | эргономически | эстетические | экологически! | безопасности | прочие показате |
Технического уровня | |||||||||||||||
капиталовложения | капиталовложения, | ||||||||||||||
в производство изделия | связанные с эксплуатацией | ||||||||||||||
изделия | |||||||||||||||
юмиче | себестоимость и оптовая цена изделия | юмичес | себестоимость единицы работы (продукции), | ||||||||||||
выполняемой изделием | |||||||||||||||
рентабельность | производительность | ||||||||||||||
труда |
Рис. 1.2. Показатели качества изделия
Измерение числовых значений показателей качества производится с помощью приборов, измерительных инструментов, опытным или расчетным путем и выражается в натуральном (баллы, другие единицы) либо стоимостном выражении.
Для оценки некоторых свойств продукции (например, эстетических) технические средства неприемлемы, поэтому измерения производятся органолептическими методами (с помощью органов чувств по балльной системе). Иногда свойства продукции оцениваются путем социологических опросов потребителей или экспертами.
Перечисленная выше номенклатура показателей качества
является основой для количественной оценки качества конкретного вида продукции. Причем уровень качества изделия может оцениваться в зависимости от поставленной цели дифференцированно по единичным, комплексным или интегральным показателям, производственной или потребительской группе. Таким образом, уровень качества— эт относительная характеристика, основанная на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими показателями продукции, принятой в качестве базы для сравнения.Данный показатель определяется по формуле
где QLo, Qi.e — соответственно значение г-го показателя качества
оцениваемого и базового изделия, баллы;
/ = 1 , 2, 3, . . ., п — число показателей качества изделия. Наряду с уровнем качества определяется технический уровень продукции — относительная характеристика, полученная путем сопоставления некоторой совокупности показателей качества изделий рассматриваемого типа с соответствующей совокупностью базовых показателей. Технический уровень продукции обычно оценивается при разработке новых или аттестации серийно выпускаемых изделий по номенклатуре показателей, представленных на рисунке 1 .2. В состав номенклатуры включаются только технические показатели производственной и потребительской групп.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Инструментальное хозяйство на предприятии создается для централизации управления и проведения работ по обеспечению производства инструментом и технологической оснасткой, ее хранению, эксплуатации и ремонту.
Основными задачами инструментального хозяйства являются:
– классификация и индексация инструмента;
– определение потребности предприятия в инструменте;
– планирование обеспечения предприятия инструментом;
– организация производства технологической оснастки;
– организация эксплуатации оснастки, обеспечение ею рабочих мест;
– организация учета и хранения инструмента;
– технический надзор за эксплуатацией оснастки, разработка мероприятий по совершенствованию инструментального обслуживания и снижению затрат на его обеспечение;
– повышение эффективности инструментального хозяйства.
Инструментальное хозяйство включает: инструментальный отдел, инструментальные цехи по производству технологической оснастки, центральный инструментальный склад, цеховые инструментально-раздаточные кладовые, мастерские по ремонту, заточке и восстановлению инструмента. В производственных цехах организацию инструментального обслуживания осуществляют бюро инструментального хозяйства (БИХ).