Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
КОЛЛЕДЖ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА № 36 ИМЕНИ КАРЛА ФАБЕРЖЕ
ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Специальность: 072501 Дизайн (по отраслям) 072501Дизайн в информационных технологиях
Квалификация: «Дизайнер»
ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Профессия 072500.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ»
Группа: ДИ-2А
Выполнил: Абраменко Алексей Александрович
Руководители практики: Акимов С. П., Орчакова Л. В.
Оценка руководителей практики, подпись _________________
Москва 2014
Содержание
Введение………………………………………………………………………..… Стр.3 1. Шрифтовая практика…………………………………………….… Стр.3 1.1 Историческая справка…………………………………..…… Стр.3 1.2 Инструменты и материалы…………………………..…… Стр.7 1.3 Технологическя часть…………………………………..….... Стр.8 2. Декупажная практика………………………………………..…….. Стр.10 1.1 Историческая справка………………………………..……... Стр.10 1.2 Инструменты и материалы……………………………….. Стр.11 1.3 Технологическя часть………………………………………… Стр.12 Заключение………………………………………………………………………. Стр.13 | |
Введение
В наши дни художественно-оформительские работы стали неотъемлемой частью разработки дизайна. Они насчитывают множество различных технологий требующих знания приемов и владения инструментария. Одной из важнейших опорных точек в этом вопросе является шрифт, как неотъемлемая часть подобной деятельности.
Шрифтовая практика
Историческая справка.
Шрифт(нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.
Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии
Шумерская клинопись (4 тыс. до н.э.)
Первая клинописная письменность в мировой истории. Древнейшие памятники, датируемые концом 4-го — началом 3-го тысячелетий до н.э., отражают ещё рисуночный характер шумерских иероглифов, но из-за специфического материала для письма (шумеры писали на глине) ещё в 3-м тысячелетии до н.э. идеограммы всё больше теряют связь между изображённым и значением, иначе говоря, превращаются в иероглифы. Из-за того, что писали на глине, иероглифы имели вид наборов чёрточек с клиновидными утолщениями на конце, откуда и название.
Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появляющимеся к тому времени системами записи языка.
Египетское иероглифическое письмо (4 тыс. до н.э.)
Восходит к IV тысячелетию до н.э. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков — довольно четкие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлеченных понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе — ваза с вытекающей водой, старости — сгорбленный человек. Очевидно, что современным дизайнерам иконок можно даже кое-чему поучиться у древних египтян в плане соотношения слова образу.
Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.
Греческое капитальное письмо (III в. до н.э.)
С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселенные греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикян, сосредоточивших в своих руках большую часть торговли Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, состоявший из 22 согласных и полусогласных знаков, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка. Их знаки отличались большой ясностью и геометрической простотой форм .
В 4 веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.
Маюскульный и минускульный римские курсивы (I-VI вв.)
Латинских манускриптов дошло до наших времен немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). Без сомнения, буквы, написанные от руки и высеченные на камне, были когда-то одинаковыми. Но постепенно они начинают все больше отличаться друг от друга. Если эпиграфическое письмо стремилось к монументальности, то написанное от руки тяготело к простоте, округленности форм и лучшей связи букв между собой, что обусловливалось необходимостью писать быстро.
Римское капитальное письмо (I-V вв.)
К греческому алфавиту восходит латинский. В I веке завершилось формирование римского капитального письма. Классический образец его — на знаменитой колонне Траяна (II век).
Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой. В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз — эти же элементы в преображенном виде мы замечаем и в буквах.
Унциальное письмо (IV-VIII вв.)
В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру стал все больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал все более проникать и в письмо. Уже в одном из произведений третьего столетия, написанном в Египте, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.
Вырабатывается новый стиль — унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, развившееся полностью в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более четок, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.
Полуунциальное письмо (VI-IX вв.)
Со временем в унциал стали все больше просачиваться элементы непрерывно развивающегося курсива. Таким образом в V столетии был нарушен принцип размещения букв строки в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом, и унциал приблизился к строчному курсиву. Если в капитальном письме только связка буквы Q была выведена за нижнюю линию, немногим нарушая установленную закономерность строки, то в курсиве такие «нарушения» (удлиненная форма буквы S и другие) становятся обычными.
Меровингское и вестготское письма (VIII-IX вв.)
Галлия, современная Франция, была к началу переселения народов полностью романизирована, особенно сильно в южной своей части. Поэтому римские формы письма продержались здесь дольше. Галлия пережила упадок вместе с империей, и лишь с распространением христианства началось развитие своего письма. Это так называемое меровингское письмо (названное по имени династии, царствовавшей в V-VIII вв.) было в употреблении лишь с VI по VIII столетие. В основе его лежит ранний римский курсив.
Старо-италийское письмо (IX-XIII вв.)
Старо-италийские виды письма развились в IX, достигли своего совершенства в XI и были в употреблении еще в XIII столетии. Округление букв и здесь совершалось на основе традиций раннего римского курсива. Как центры письма прославились два монастыря: в Южной Италии монастырь бенедиктинцев Монте Кассино и монастырь Боббио в Верхней Италии.
Готика, текстура (XI-XV вв.)
В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля — готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоевывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а ее место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля.
Ротунда, швабское письмо (XV в.)
В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. rotondo— круглый, округлый). В его буквах сохраняются закругления, они размашисты и стремительны. Надломлены только верхние концы стоек. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и по праву рассматривается в настоящее время как промежуточная форма между готикой и антиквой. Это один из немногих видов готического письма, к которым можно было приспособить маюскулы антиквы.
Инструменты и материалы.
Перья для каллиграфии (остроконечные (рис.1), ширококонечные (рис.2), плакатные (рис.3)), держатели для перьев (рис.4), тушь, линейка с бортом, тряпка планшет, клей пва, валик, резиновый клей из натурального каучука, калька
рис.1
рис.2
рис.3
рис.4
Технологическая часть.
1. Выполнение пером линий и метрических рядов (рис.5)
2. Начертание шрифтов и текстовых надписей (рис.6)
3. Монограмма по инициалам ФИО (рис.7)
4. Шрифтовая композиция в плоскости геометрических фигур (рис.8)
5. Слово образ, буква (рис.9)
6. Шрифтовая композиция в цвете (по трафарету) (рис.10)
7. Информационный шрифтовой плакат (рис.11)
8. Проект пригласительного билета (рис.12)
9. Манускрипт (рис.13)
(рис.5) (рис.6)
(рис.7) (рис.8)
(рис.9) (рис.10)
(рис.11)
(рис.12) (рис.13)
Декупаж
Историческая справка
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффектности, сохранности и долговечности.
Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Европе, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты 30-40 слоями лака.
Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.
Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.
В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.
Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.
В России интерес к декупажу возник в начале XXI века и получил массовое распространение.
Инструменты и материалы.
Салфетки, клей пва (рис.14), заготовки, кисти, акриловая белая краска (рис.15), акрил, паркетный лак, скатерть, наждачка, кракелюрный лак (рис.16).
(рис.14)
(рис.15)
(рис.16)
Технологическа часть.
1. Примеры грунтовки заготовок (рис.17,18)
2. Примеры композиций (рис.19,20)
3. Часть зашкуренных магнитов (рис.21)
4. Пример кракле (рис.22)
(рис.17) (рис.18)
(рис.19) (рис.20)
(рис.21) (рис.22)
Заключение
В заключение отчета стоит упомянуть, что проведенные практические занятия дали ценный опыт для дальнейшей продуктивной деятельности в области художественно-оформительского творчества. Все навыки и технологии очень полезны и привнесли огромный вклад в мою жизнь.