Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

КОЛЛЕДЖ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА № 36 ИМЕНИ КАРЛА ФАБЕРЖЕ

ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Специальность: 072501 Дизайн (по отраслям) 072501Дизайн в информационных технологиях

Квалификация: «Дизайнер»

ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»

Профессия 072500.01 «Исполнитель художественно-оформительских работ»

Группа: ДИ-2А

Выполнил: Абраменко Алексей Александрович

Руководители практики: Акимов С. П., Орчакова Л. В.

Оценка руководителей практики, подпись _________________

Москва 2014

Содержание

Введение………………………………………………………………………..… Стр.3 1. Шрифтовая практика…………………………………………….… Стр.3 1.1 Историческая справка…………………………………..…… Стр.3 1.2 Инструменты и материалы…………………………..…… Стр.7 1.3 Технологическя часть…………………………………..….... Стр.8 2. Декупажная практика………………………………………..…….. Стр.10 1.1 Историческая справка………………………………..……... Стр.10 1.2 Инструменты и материалы……………………………….. Стр.11 1.3 Технологическя часть………………………………………… Стр.12 Заключение………………………………………………………………………. Стр.13  
   
   
   
   
   
   
   

Введение

В наши дни художественно-оформительские работы стали неотъемлемой частью разработки дизайна. Они насчитывают множество различных технологий требующих знания приемов и владения инструментария. Одной из важнейших опорных точек в этом вопросе является шрифт, как неотъемлемая часть подобной деятельности.

Шрифтовая практика

Историческая справка.

Шрифт(нем. Schrift ← schreiben — писать) — графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определенного размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии

Шумерская клинопись (4 тыс. до н.э.)

Первая клинописная письменность в мировой истории. Древнейшие памятники, датируемые концом 4-го — началом 3-го тысячелетий до н.э., отражают ещё рисуночный характер шумерских иероглифов, но из-за специфического материала для письма (шумеры писали на глине) ещё в 3-м тысячелетии до н.э. идеограммы всё больше теряют связь между изображённым и значением, иначе говоря, превращаются в иероглифы. Из-за того, что писали на глине, иероглифы имели вид наборов чёрточек с клиновидными утолщениями на конце, откуда и название.

Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими, появляющимеся к тому времени системами записи языка.

Египетское иероглифическое письмо (4 тыс. до н.э.)

Восходит к IV тысячелетию до н.э. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков — довольно четкие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлеченных понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе — ваза с вытекающей водой, старости — сгорбленный человек. Очевидно, что современным дизайнерам иконок можно даже кое-чему поучиться у древних египтян в плане соотношения слова образу.

Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

Греческое капитальное письмо (III в. до н.э.)

С юго-восточного побережья Средиземного моря алфавит распространился в районы, заселенные греками. Это произошло, вероятно, в XI веке до н.э. при посредничестве финикян, сосредоточивших в своих руках большую часть торговли Средиземного моря. Переняв финикийский алфавит, состоявший из 22 согласных и полусогласных знаков, греки преобразовали его соответственно требованиям своего языка. Их знаки отличались большой ясностью и геометрической простотой форм .

В 4 веке до нашей эры греки переходят к письму слева направо.

Маюскульный и минускульный римские курсивы (I-VI вв.)

Латинских манускриптов дошло до наших времен немного. Древнейшие памятники являются по большей части эпиграфическими (высеченными на камне). Без сомнения, буквы, написанные от руки и высеченные на камне, были когда-то одинаковыми. Но постепенно они начинают все больше отличаться друг от друга. Если эпиграфическое письмо стремилось к монументальности, то написанное от руки тяготело к простоте, округленности форм и лучшей связи букв между собой, что обусловливалось необходимостью писать быстро.

Римское капитальное письмо (I-V вв.)

К греческому алфавиту восходит латинский. В I веке завершилось формирование римского капитального письма. Классический образец его — на знаменитой колонне Траяна (II век).

Чтобы лучше понять структуру римского капитального шрифта, его следует рассматривать в единстве с античной архитектурой. В чередовании его прямых и округлых линий проявляется тот же принцип, который замечается и у римских зданий. Вертикально поднимающиеся пилястры, меж ними полукруглый свод, над ним горизонтальный карниз — эти же элементы в преображенном виде мы замечаем и в буквах.

Унциальное письмо (IV-VIII вв.)

В конце I века под влиянием Востока в римскую архитектуру стал все больше проникать стиль круглых сводов. Тот же принцип округления стал все более проникать и в письмо. Уже в одном из произведений третьего столетия, написанном в Египте, замечаются попытки такого округления формы, заимствованной из курсивного письма, но приспособленной к округлому стилю.

Вырабатывается новый стиль — унциальное письмо (scriptura uncialis). Унциальное письмо, развившееся полностью в IV веке, стало вскоре господствующим книжным письмом, и почти вся дошедшая до нас литература того времени исполнена унциалом. Так как унциалом писать было много легче, чем квадратным капиталом, и он был более четок, чем рустика, то его считают первым письмом, специально предназначенным для письма ширококонечным пером.

Полуунциальное письмо (VI-IX вв.)

Со временем в унциал стали все больше просачиваться элементы непрерывно развивающегося курсива. Таким образом в V столетии был нарушен принцип размещения букв строки в пределах двух линий, объединявший унциал с капитальным письмом, и унциал приблизился к строчному курсиву. Если в капитальном письме только связка буквы Q была выведена за нижнюю линию, немногим нарушая установленную закономерность строки, то в курсиве такие «нарушения» (удлиненная форма буквы S и другие) становятся обычными.

Меровингское и вестготское письма (VIII-IX вв.)

Галлия, современная Франция, была к началу переселения народов полностью романизирована, особенно сильно в южной своей части. Поэтому римские формы письма продержались здесь дольше. Галлия пережила упадок вместе с империей, и лишь с распространением христианства началось развитие своего письма. Это так называемое меровингское письмо (названное по имени династии, царствовавшей в V-VIII вв.) было в употреблении лишь с VI по VIII столетие. В основе его лежит ранний римский курсив.

Старо-италийское письмо (IX-XIII вв.)

Старо-италийские виды письма развились в IX, достигли своего совершенства в XI и были в употреблении еще в XIII столетии. Округление букв и здесь совершалось на основе традиций раннего римского курсива. Как центры письма прославились два монастыря: в Южной Италии монастырь бенедиктинцев Монте Кассино и монастырь Боббио в Верхней Италии.

Готика, текстура (XI-XV вв.)

В конце XI столетия характер минускулов начинает изменяться. Причиной этого было развитие нового стиля — готики, которая, покорив архитектуру и пластику, стала завоевывать и искусство письма. Круглая арка отступает, а ее место занимает стрельчатая, и таким образом в течение всего XII века наблюдается медленный, но последовательный процесс становления нового стиля.

Ротунда, швабское письмо (XV в.)

В Италии развивается особый вид раннего готического письма — так называемое круглоготическое письмо или ротунда (итал. rotondo— круглый, округлый). В его буквах сохраняются закругления, они размашисты и стремительны. Надломлены только верхние концы стоек. Круглоготическое письмо шире и просторнее других видов готического письма и по праву рассматривается в настоящее время как промежуточная форма между готикой и антиквой. Это один из немногих видов готического письма, к которым можно было приспособить маюскулы антиквы.

Инструменты и материалы.

Перья для каллиграфии (остроконечные (рис.1), ширококонечные (рис.2), плакатные (рис.3)), держатели для перьев (рис.4), тушь, линейка с бортом, тряпка планшет, клей пва, валик, резиновый клей из натурального каучука, калька

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

рис.1

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

рис.2

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

рис.3

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

рис.4

Технологическая часть.

1. Выполнение пером линий и метрических рядов (рис.5)

2. Начертание шрифтов и текстовых надписей (рис.6)

3. Монограмма по инициалам ФИО (рис.7)

4. Шрифтовая композиция в плоскости геометрических фигур (рис.8)

5. Слово образ, буква (рис.9)

6. Шрифтовая композиция в цвете (по трафарету) (рис.10)

7. Информационный шрифтовой плакат (рис.11)

8. Проект пригласительного билета (рис.12)

9. Манускрипт (рис.13)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.5) (рис.6)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.7) (рис.8)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.9) (рис.10)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.11)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.12) (рис.13)

Декупаж


Историческая справка

Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффектности, сохранности и долговечности.

Истоки декупажа восходят к Средневековью. Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии, где вырезанные картинки стали использоваться для украшения мебели. Пик увлечения этой техникой наступил в XVII веке в Европе, когда в моду вошла мебель, украшенная инкрустациями в китайском или японском стиле. Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты 30-40 слоями лака.

Путём такой аппликации мебельщики имитировали дорогие восточные инкрустации, что было значительно дешевле, однако, пользовалось не меньшим спросом. Впоследствии это искусство в Италии стало именоваться Arte povera («искусство бедных»). Ныне такая мебель крайне редка и стоит очень дорого, и этому стилю подражают многие современные мебельные дизайнеры.

Декупаж был очень моден при дворе французского короля Людовика XVI. Мария Антуанетта и её придворные дамы использовали для украшения работы Ватто и Фрагонара, уничтоженные позднее во время Великой французской революции.

В Англии декупаж вошёл в обиход широких слоёв населения в Викторианскую эпоху, когда в большом количестве появились доступные листы с отпечатанными коллекциями для вырезания, и декупаж проник почти в каждый дом. К середине XIX века это увлечение стало массовым. В основном для работ использовались сентиментальные мотивы в виде изображений цветов, пасторальных сценок, фигурок и ангелочков. Из Англии декупаж в качестве хобби проник в Америку, где был широко известен между Первой и Второй мировыми войнами.

Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров.

В России интерес к декупажу возник в начале XXI века и получил массовое распространение.

Инструменты и материалы.

Салфетки, клей пва (рис.14), заготовки, кисти, акриловая белая краска (рис.15), акрил, паркетный лак, скатерть, наждачка, кракелюрный лак (рис.16).

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.14)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.15)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.16)

Технологическа часть.

1. Примеры грунтовки заготовок (рис.17,18)

2. Примеры композиций (рис.19,20)

3. Часть зашкуренных магнитов (рис.21)

4. Пример кракле (рис.22)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.17) (рис.18)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.19) (рис.20)

Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru Временная шкала истории развития шрифта и каллиграфии - student2.ru

(рис.21) (рис.22)

Заключение

В заключение отчета стоит упомянуть, что проведенные практические занятия дали ценный опыт для дальнейшей продуктивной деятельности в области художественно-оформительского творчества. Все навыки и технологии очень полезны и привнесли огромный вклад в мою жизнь.

Наши рекомендации