Цели фирмы (в теории и на практике)
Цель - это конкретное состояние отдельных характеристик фирмы, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность. Невозможно переоценить значимость целей для фирмы. Они являются исходной точкой планирования; цели лежат в основе построения организационных отношений; на целях базируется система мотивирования, используемая в фирме; наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценке результатов труда отдельных работников, подразделений и фирмы в целом.
Деятельность фирмы отличается огромным разнообразием. По этой причине перед фирмой обычно стоит не одна - единственная цель, а целая совокупность целей. Для большей простаты было выделено восемь ключевых пространств, в рамках которых фирма определяет свои цели:
· положение на рынке, позиция по отношению к конкурентам, успех в показателях конкурентоспособности;
· инновации, новые способы ведения бизнеса (производство новых товаров, освоение новых рынков, новых технологий, использование новых методов организации производства);
· производительность, взаимосвязь между результатами хозяйствования и ресурсами, которые необходимы для достижения этих результатов;
· в данном случае - достичь максимальных результатов при минимальных затратах;
· оценка имеющихся ресурсов (экономических ресурсов, оборудования, наличности) и ресурсов, которые необходимы для дальнейшего развития;
· доходность и ее необходимый количественный уровень;
· управление;
· персонал, его трудовые функции и отношение к работе, мотивация персонала (более высокая зарплата, лучшие условия труда, возможности роста профессионального развития работников и т.д.);
· социальная ответственность, ответственность бизнеса перед обществом, его обязательства перед ним, связанные с реализацией общественных ценностей, обеспечением экологической безопасности и т.д.
Цели - это конкретизация миссии фирмы в форме, доступной для управления процессом их реализации. Выделяют пять основных черт для определения специфики и свойств цели:
1. Конкретность и измеримость.
2. Определенность во времени.
3. Адресность, напавленность.
4. Согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями фирмы.
5. Контролируемость.
Обобщенная классификация целей
Признаки классификации целей | Группы и виды целей | |
1. Содержание | 1.Экономические 2. Технические 3. Социальные 4. Научные 5. Организационные 6. Экологические 7. Политические | |
2. Период установления | 1. Стратегические 2. Тактические 3. Оперативные | |
3. Приоритетность | 1. Особо приоритетные 2. Приоритетные 3. Прочие | |
4. Измеримость | 1. Количественные 2. Качественные | |
5. Характер интересов (среда) | 1. 1.Внешние 2.Внутрение | |
6. Повторяемость | 1. Постоянно повторяющиеся 2. Разовые | |
7. Временной период | 1. Краткосрочные 2. Среднесрочные 3. Долгосрочные | |
8. Функциональная направленность | 1. Финансовые 2.Иновационные 3. Маркетинговые 4. Производственные 5. Административные | |
9. Стадии жизненного цикла выпускаемой продукции | 1. На стадии проектирования 2. На стадии роста 3. На стадии зрелости 4. На стадии завершения жизненного цикла | |
10. Иерархия | 1. Цели всей организации 2. Цели отдельных подразделений (проектов) 3. Личные цели работника | |
11. Масштаб | 1. Общефирменные 2. Внутрифирменные 3. Групповые 4.Индивидуальные |
Описание процесса планирования жизнедеятельности ПП (блок-схема).
Планирование продаж - это непрерывный процесс, начинающийся в момент зарождения идеи нового товара, продолжающийся в течение всего жизненного цикла изделия и заканчивающийся с изъятием его из производственной программы. Основными задачами планирования продаж являются:
· определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
· критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;
· оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;
· принятие решений о том, какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия;
· изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий;
· прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;
· проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями;
· разработка рекомендаций производственным подразделениям предприятия относительно потребительских свойств параметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тестирования.
В процессе обоснования объема продаж выделяют следующие пять этапов: исследование конъюнктуры рынка; планирование ассортимента; оценка конкурентоспособности; планирование цены; прогнозирование величины продаж.