ВСП при текущем содержании 1 км пути
Таблица 5
Наименование материалов ВСП | Ед. изм. | Кол-во по вариантам | Стоимость по вариантам, руб. | ||||
Единицы измерения | Общая | ||||||
I | II | I | II | I | II | ||
| |||||||
Прокладки под подкладки резиновые | шт. | - | - | 61,39 | - | ||
Подкладки | т | - | 0,105 | - | - | ||
Болты закладные с гайками | т | - | 0,03 | - | - | ||
Втулки изолирующие | шт. | - | - | 5,80 | - | ||
Шайбы-скобы для изолирующих втулок | шт. | - | - | 4,96 | - | ||
Монорегуляторы | шт. | - | 20,84 | - | 125,04 | - | |
Уголки изолирующие | шт. | - | 8,0 | - | - | ||
Прокладки под рельс | шт. | 142,04 | 79,03 | 12783,6 | |||
Клеммы | шт. | 53,39 | 12,68 | 373,73 | |||
Болты клеммные с гайками | т | - | 0,022 | - | - | ||
Шайбы пружинные двухвитковые | т | - | 0,028 | - | - | ||
Итого | 13922,37 | ||||||
2. Железобетонные шпалы | шт. | ||||||
Итого | 15457,37 | ||||||
Всего |
Из табл. 5 видно, что расходы СмI=15457,37 15,5 тыс. руб./км в год (в том числе на замену скреплений 13922,37 14 тыс. руб./км в год и на замену шпал 1535 1,6 тыс. руб./км в год); СмII=25559 25,6 тыс. руб./км в год (в том числе на замену скреплений 24442 24,44 тыс. руб./км в год и на замену шпал 1117 1,12 тыс. руб./км в год).
В затратах Спр учитываются дополнительные экономические эффекты, определить которые с приемлемой точностью расчетным путем иногда сложно. В расчетах принимаем Спр=0.
В итоге годовые расходы по вариантам составили:
С I=187,38 +15,5=202,88тыс. руб./км в год;
С II=208,2 +25,6=233,8 тыс. руб./км в год;
С=С II-С I=233,8-202,88=30,92 тыс. руб./км в год.
Сравнительный интегральный эффект:
Определение показателя Эинт выполнено в виде таблицы 6.Приведены экономические результаты и дополнительные единовременные затраты для конструкции пути варианта I(АРС-4,ШС-АРС),осуществляемые в разные годы расчетного периода, а также результаты вычислений величины Эинт для заданного значения нормы Е.При этом периодичность единовременных затрат на УК, СР и В ремонты пути в течение расчетного периода принята по таблице 2.
Где Тр – продолжительность расчетного периода, равная, как правило, продолжительности жизненного цикла верхнего строения, в годах ;
t- шаг расчета(один год);
СI, СII- годовые эксплуатационные расходы в сравниваемых вариантах, соответственно в первом и втором, тыс. руб./км;
ΔС=СII-СI – экономический результат или годовой текущий эффект, определяемый как разность эксплуатационных расходов по вариантам в части, зависящей от конструкции пути, тыс. руб./км;
=1/(1+Е) - коэффициент дисконтирования;
Е- норма дисконта;
Кук,Кср,Кв- периодические единовременные затраты в сравниваемых вариантах или соответственно стоимость 1 км усиленного капитального ремонта, среднего ремонта и ППВ пути, тыс. руб./км;
Кос- приходящаяся на 1км пути в сравниваемых вариантах остаточная стоимость железобетонных шпал и промежуточных скреплений по истечении жизненного цикла верхнего строения, тыс. руб./км;
ΔКУК, ΔКср, ΔКв, ΔКос - дополнительные единовременные затраты в сравниваемых вариантах, определяемые как разность соответственно стоимости усиленных капитальных, средних ремонтов, ППВ, остаточной стоимости шпал и скреплений в этих вариантах;
αtук, αtср, αtв, αtос- коэффициенты дисконтирования для шага расчета, в котором осуществляются периодические единовременные затраты соответственно на усиленный капитальный, средний ремонты, ППВ, происходит возврат остаточной стоимости шпал и скреплений.
где К - единовременные экономические затраты;
- коэффициент дисконтирования для шага расчета, с указанными выше единовременными экономическими результатами или дополнительными затратами.
По результатам расчетов построен график изменения в течение расчетного периода величины Эинт. По этому графику определен срок окупаемости дополнительных единовременных затрат Ток, который сравнивается с нормативным значением Т =1/Е.
Таблица 6
Определение сравнительного интегрального эффекта
Расчетный год | Пропущ. тоннаж, млн т брутто | С, тыс. руб./км | при Е=15% | С* ,тыс. руб./км | С* , тыс.руб/км | К , тыс.руб/км | К * , тыс.руб/км | К * , тыс.руб/км | Эинт, тыс.руб/км |
-300 | -300 | -300 | -300 | ||||||
30,92 | 0,870 | 26,9 | 26,9 | -300 | -273 | ||||
30,92 | 0,756 | 23,4 | 50,3 | 49,1 | -254,6 | -204 | |||
30,92 | 0,658 | 20,3 | 70,6 | -254,6 | -184 | ||||
30,92 | 0,572 | 17,7 | 88,3 | -254,6 | -166 | ||||
30,92 | 0,497 | 15,4 | 103,6 | 32,3 | -224,8 | -121 | |||
30,92 | 0,432 | 13,4 | 117,0 | -224,8 | -108 | ||||
30,92 | 0,376 | 11,6 | 128,6 | -224,8 | -96 | ||||
30,92 | 0,327 | 10,1 | 138,7 | 29,4 | -195,3 | -57 | |||
30,92 | 0,284 | 8,8 | 147,5 | -195,3 | -48 | ||||
30,92 | 0,247 | 7,6 | 155,2 | 16,1 | -180,5 | -25 | |||
30,92 | 0,215 | 6,6 | 161,8 | -180,5 | -19 | ||||
30,92 | 0,187 | 5,8 | 167,6 | -180,5 | -13 | ||||
30,92 | 0,163 | 5,0 | 172,6 | 10,6 | -170,8 | ||||
30,92 | 0,141 | 4,4 | 177,0 | -170,8 | |||||
30,92 | 0,123 | 3,8 | 180,8 | 39,3 | 4,8 | -165,9 |
Рис. 1. Изменение сравнительного интегрального эффекта в течение расчётного периода
Технико-экономические показатели сравниваемых вариантов
Таблица № 7
№ п/п | Наименование показателей | Единица измерения | Величина показателя |
Дополнительные единовременные затраты в варианте I (АРС-4, ШС-АРС), Кук | тыс. руб./км | -300 | |
Экономические результаты в варианте I : С Кср Кв Кос | тыс.руб./км в год тыс.руб./км тыс.руб./км тыс.руб./км | 30,92 39,3 | |
Сравнительный интегральный эффект Эинт при Е=12% | тыс.руб./км | ||
Срок окупаемости дополнительных затрат: фактический Ток нормативный Т | лет лет |
Величина сравнительного интегрального эффекта положительна, а расчетный срок окупаемости дополнительных единовременных затрат составляет 13 лет и равен нормативному значению, равного 13 годам.
Полученные результаты показывают экономическую целесообразность применения в заданных условиях эксплуатации конструкции пути с железобетонными шпалами ШС-АРС и скреплениями АРС-4.