Управление человеческими ресурсами
Руководители процветающих фирм любят повторять, что главный потенциал и предприятия заключен в его кадрах. Какие бы ни были прекрасные идеи, новейшие технологии, самые благоприятные внешние условия, без хорошо подготовленного персонала высокой эффективной работы добиться невозможно. Вложения в человеческие ресурсы и в кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания современного предприятия. Управление людьми имеет важное значение для всех предприятий - больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Человек является важнейшим элементом производственного процесса на предприятии.
Человеческие (трудовые) ресурсы предприятия –это совокупность его сотрудников, работающих по найму при наличии трудовых взаимоотношений с работодателем, обычно оформленных трудовым договором (контрактом). Качественные характеристики персонала: наличие конкретных знаний и профессиональных навыков в определенной сфере деятельности; определенные профессиональные и личные интересы, стремление сделать карьеру, потребность в профессиональной и личной самореализации; наличие психологических, интеллектуальных, физических качеств для конкретной профессиональной деятельности. Качественные характеристики предопределяют структуру персонала по категориям (руководители, специалисты, служащие, рабочие) и по профессиям, специальностям, квалификационным признакам.
Для достижения своих целей предприятие должно поощрять вовлечение своих работников путем:
· определения уровня компетенции работников, необходимого для каждого вида деятельности;
· выбора, продолжения подготовки и планирования карьеры работников;
· определения ответственности и полномочий работников;
· разработки личных и групповых целей, руководства работой и оценивания результатов;
· осуществления признания и вознаграждения;
· открытого, двустороннего канала общения при постоянном анализе запросов своих работников;
· создания условий, поощряющих нововведения;
· расследования причин, почему работники увольняются из организации.
На предприятии необходимо четко определить компетентность, необходимую для каждой деятельности и влияющую на ее показатели, оценивать компетентность своих работников осуществлять те или иные виды деятельности и разрабатывать планы .
Компетентность– это выраженная способность применять свои знания и умение
Подобное определение компетентности работников следует базировать на анализе настоящих и ожидаемых потребностей предприятия, таких, как:
· будущие требования, касающиеся стратегических и оперативных планов и целей;
· оценивание компетентности отдельных работников выполнять определенные виды деятельности ;
· законодательство, регламенты, стандарты и директивы, влияющие на организацию, ее деятельность и ее ресурсы.
На предприятии следует анализировать потребности развития всех своих работников и составлять планы их подготовки. Повышение компетентности работников посредством подготовки, образования и обучения включает:
· технические знания и навыки;
· навыки и средства менеджмента;
· навыки в социальной сфере;
· знания рынков и запросов и ожиданий потребителей;
· соответствующие установленные законом и регламентирующие требования;
· внутренние и соответствующие внешние стандарты;
· документацию, необходимую для выполнения работы.
Планы подготовки должны включать:
· цели подготовки;
· программы и методики подготовки;
· ресурсы, требующиеся для подготовки;
· оценивание подготовки с точки зрения повышения компетенции работников;
· измерение эффективности подготовки и ее влияния на организацию.